Киевские власти не прекратят попыток дестабилизировать ситуацию на полуострове
9 ноября в Севастополе была задержана группа украинских диверсантов, которые планировали нападения на военные объекты в Крыму.
«Федеральной службой безопасности 9 ноября в городе Севастополе задержаны члены диверсионно-террористической группы главного управления разведки Минобороны Украины, планировавшие совершение диверсионных акций на объектах военной инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова Крым», — говорится в релизе, опубликованном на официальном сайте ФСБ.
Также сообщается, что во время обысков силовики изъяли у задержанных взрывные устройства большой мощности, оружие и боеприпасы, средства спецсвязи, карты-схемы объектов, на которых предполагалось устроить диверсии. СМИ пишут об обнаружении двух тайников с оружием.
В Севастополе находится основная база Черноморского военного флота, а также доки для подводных лодок, надводных кораблей, базы морской ракетоносной, противолодочной и истребительной авиации, части морской пехоты, сухопутных и береговых войск, поэтому у диверсантов было широкое поле для деятельности. Сейчас оперативно-розыскные мероприятия продолжаются.
Местные СМИ и соцсети сообщают, что в день задержания ДРГ в частном секторе Балаклавского района силовики проводили массовые проверки. 10 ноября тревожные сирены звучали в Инкермане, входящем в состав Балаклавского района Севастополя. Это объяснили плановой проверкой сигналов оповещения о ЧС.
Хотя спецслужбы официально не назвали имена задержанных, местные СМИ пишут, что ими стали Владимир Дудко, Алексей Бессарабов, Дмитрий Штыбликов. Жена Штыбликова также была задержана, но проходит по делу, как свидетель. Гражданин Украины Алексей Штыбликов, который представился братом Дмитрия, в интервью каналу «Дождь» рассказал, что его родственник не имеет отношения к разведке.
Якобы, он работает аналитиком в Центре содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона «Номос». Это украинская неправительственная аналитическая организация с офисом в Севастополе. Примечательно, что на ее странице в «Википедии» написано, что она прекратила свое существование в 2014. Сайт «Номоса» также не работает. Алексей Штыбликов заявил, что его брат занимался военной журналистикой, а в прошлом являлся кадровым военным, но это «было давно». На странице Штыбликова в соцсетях указано, что он учился в Киевском высшем общевойсковом командном училище им. Фрунзе.
«Интерфакс» со ссылкой на собственные источники сообщил, что все трое являются кадровыми разведчиками. Они уже признали свою вину и дают показания.
«Российские правоохранители имели оперативную информацию о проникновении диверсантов на полуостров около двух недель назад. За ними было установлено плотное наблюдение, чтобы выявить их контакты, маршруты передвижения и связи, то есть операция способствовала выявлению информаторов на полуострове. В этой связи не исключены новые задержания», — сообщил источник «Интерфакса».
В то же время, в Киеве предсказуемо поспешили откреститься от диверсантов. «В реальности никаких диверсантов ФСБ не задерживала, поскольку их в Крыму и Севастополе нет», — заявил спикер Министерства обороны Украины по вопросам АТО Андрей Лысенко.
Напомним, что предыдущий случай задержания украинской ДРГ произошел в начале августа. Тогда в ходе операции погибли сотрудник ФСБ и военнослужащий Минобороны России. Украинская сторона тоже отрицала свою причастность к инциденту. Тем не менее, президент Владимир Путин обвинил Киев в переходе к практике террора и привлек к этому внимание западных коллег. Кроме того, после инцидента был на время приостановлен «нормандский формат».
Руководитель исполкома регионального отделения Общероссийский общественной организации «Офицеры России», председатель комиссии по безопасности и антикоррупционной деятельности Общественной палаты Севастополя Анатолий Лаврик не исключает, что это был не последний случай задержания украинских ДРГ в Крыму, так как Киеву необходимо создавать очаг нестабильности на полуострове.
— Операция проходила в условиях секретности, иначе ДРГ бы не схватили. Поэтому пока что мы обладаем той же информацией, которая есть в федеральных СМИ. Могу сказать, что вчера у нас была объявлена тревожная ситуация на автовокзале. Нашли подозрительный предмет в автобусе, на место выехали сотрудники полиции и контртеррористического подразделения с собаками. К счастью, тревога оказалась ложной, но силовики сработали быстро и профессионально.
— Чувствуется ли в городе усиление мер безопасности?
— Особо не чувствуется, город живет обычной жизнью. Но с 2014 года люди привыкли, что на фоне этой обычной жизни происходит осуществление мер безопасности. На населении это никак не отражается, люди занимаются своими делами, транспорт ходит по расписанию.
Я считаю, большой плюс работы спецслужб в том, что они не создают ажиотаж и панику. Люди не беспокоятся, живут, как всегда. Никаких ярких внешних признаков задержания этой ДРГ вчера в городе заметно не было.
— Насколько надежно защищены военные и инфраструктурные объекты на случай диверсий?
— На мой взгляд, все объекты защищены достаточно надежно. С 2014 года ситуация находится у властей на контроле. Сложно сказать со стороны, но я считаю, что силовики на высоте. Иначе мы с вами не обсуждали бы задержание этой террористической группы, и не наблюдали бы случаи выявления подозрительных предметов. От того, как силовики реагируют на такие, казалось бы, незначительные моменты, как забытая сумка, во многом зависит дальнейшее развитие ситуации. Пока они реагируют оперативно и профессионально.
— Как вы считаете, эти ДРГ проникают на полуостров с территории Украины, а здесь уже действуют в связке с местной агентурой?
— В наше время практически не бывает террористических или диверсионных актов чисто извне. Как правило, всегда есть какие-то контакты изнутри. Ситуация непростая. Вы сами понимаете, что если человек, приехавший в Крым и пожелавший принять российское гражданство, не проявляет никакой подозрительной активности, очень сложно определить, чем он дышит на самом деле.
Убежден, что группы, которые проникают на территорию Крыма имеют какие-то контакты на полуострове. Постепенно эти контакты выявляются. Кроме того, мы все дружно прилагаем усилия для того, чтобы крымско-татарское сообщество активней участвовало в общественной и управленческой жизни. Их постоянно сбивают с толку из-за границы, в основном из Украины. Канал ATR транслирует, мягко говоря, не совсем позитивные настроения. Людей все время пытаются обработать.
Но постепенно эта картина меняется. Последние выборы показали, что люди все больше хотят принимать участие в формировании власти и собственной жизни. Несмотря на это, «спящие агенты» или глубоко законспирированные люди с определенными задачами могут оставаться на территории полуострова. Они будут выявляться только тогда, когда начнут проявлять активность. До тех пор сложно о чем-то говорить.
Но в целом у читателей не должно возникать ощущение, что Крым — это некая прифронтовая полоса. Ситуация стабильная и мирная, никаких намеков на панику нет.
— Для чего Киеву нужны такие сомнительные акции, которые только еще больше подрывают его репутацию?
— Киев пытается создавать нестабильность на территории Крыма и Севастополя, во-первых, чтобы показывать, что там все время что-то происходит, что там неспокойно. Во-вторых, они хотят убедить международное сообщество, что местное население недовольно своей жизнью. Вплоть до того, что они могут подавать все это под соусом, что существует какое-то партизанское движение «граждан Украины» на территории Крыма.
Они ведь не зря все время говорят о том, что нарушаются права крымских татар. Хотя за последние два с половиной года Россия сделала для них намного больше, чем Украина за истекшие 23 года. И планируется сделать еще больше. Конечно, Киев это не устраивает. Если сегодня-завтра Европа и США признает Крым частью Российской Федерации, это будет означать полный провал киевского режима. Вот они и пытаются это предотвратить любыми методами.
Журналист, ведущий крымского канала Anna-News, базирующегося в Симферополе, Сергей Веселовский считает, что спецслужбы способны оперативно выявлять украинских агентов.
— Вокруг Симферополя расположены поселки компактного проживания крымско-татарского населения, там ФСБ периодически проводит профилактическую работу. Выявляются активисты «Хизб ут-Тахрир» * и других радикальных организаций, с ними ведется работа. Кого-то задерживают, потом отпускают. Мы видим, что украинские и крымско-татарские радикальные националисты «загнаны под лавку», они сидят и боятся. При этом все это не выходит на поверхность. ФСБ работает, как часы, но это не видно простому обывателю. Никакого ажиотажа, страха не нагнетается. Специалисты работают очень тихо и осторожно, и благодаря этому в Крыму никакой паники нет.
Сегодня мы с коллегами обсуждали ситуацию с задержанием украинской ДРГ и пришли к выводу, что необходимо дать максимальную огласку этому инциденту за рубежом, чтобы весь мир, прежде всего, США, где выбран новый президент, понимал, что такое украинская террористическая власть. Но внутри Крыма не нужно нагнетать шумиху вокруг таких ситуаций. Нельзя перегнуть палку и вызвать панику среди населения.
Мы четко знаем, что диверсанты здесь есть. У них имеются свои схроны, своя агентурная сеть. Но то, что они не могут реализовать ни одного террористического акта, говорит о филигранной работе наших спецслужб. Крым сегодня находится под серьезным защитным куполом, и я от лица крымчан могу только поблагодарить наших ребят-силовиков.
— Но откуда берутся эти диверсанты?
— Во-первых, Крым открыт, и к нам приезжает очень много людей, в том числе из Украины. Кроме того, на территории полуострова осталось довольно много лиц, которые никогда не любили и не любят Россию. Прежде всего, это украинские и крымско-татарские националисты. Они никуда не делись, не уехали. Просто их по разным причинам не активизируют. А те, кого пытались активизировать, находятся на учете и на контроле.
Таких людей достаточно много. И не потому, что они недовольны российской властью или уровнем жизни. Нет, им сейчас хоть каждому по золотому унитазу в квартиру поставь, они все равно не откажутся от своих радикальных убеждений. Но их потихоньку выявляют и ведут с ними профилактическую работу.
*Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03−116 «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» признана террористической организацией и запрещена в России.
Анна Седова
ссыль