Потом мы с Наливайченко (
глава СБУ. —
О. М.) вместе находились на телеэфире. И наши стали меня додавливать: ну как же российские профессионалы не заметили, что самолет не военный? Мол, скажите, что специально сбили! Я отказываюсь: нет. По ряду причин, тяжелейших обстоятельств придерживаюсь следующей точки зрения: сделали непреднамеренно. Они не восприняли «Боинг» как гражданский самолет. Кстати, наша СБУ в лице Наливайченко говорит, что вообще хотели сбить российский самолет над Украиной. Понятно зачем? Во время войн в Чечне так в России дома взрывали. И теракты продолжались до тех пор, пока жители одного многоэтажного дома не вызвали милицию и не поймали фээсбэшников, мужчину и женщину, которые из «москвича», под видом мешков с сахаром, в подвал взрывчатку таскали
2. Потом, конечно, власть выкрутилась. Объяснили, что проводили учения, как бороться с терроризмом, проверяли бдительность.
Ну а расчет «Бука» попал в ситуацию, конечно. «Бук», повторюсь, за три-четыре дня до того загнали в Донбасс, комплекс поставили в одной точке. Расчету надо привыкнуть к подстилающей поверхности вокруг, к местным предметам на экранах… А над ними пролетает масса гражданских самолетов по своим воздушным коридорам, на высотах в основном 8000—10 000 метров. И расчет, как охотники на птицу, себя ведет. Сидят, все занаряжено, развернуты в сторону, откуда должны появиться «утки», погода хорошая. Идеальные условия для работы! Ни помех, ни маневров, постоянное движение. Отметка на экране от большой цели (типа «Боинга» или транспортного военного самолета) на жаргоне ракетчиков называется «лапоть». Расчет, к сожалению, не насторожило то обстоятельство, что «лапоть» «Боинга» по сравнению с транспортным Ан-26 больше в два-три раза.
Время предполагаемого взлета этого транспортного самолета передал шпион. Но сигнал шпиона перехватили, взлет Ан-26 был отменен. Потому «Боинг» в воздухе расчет воспринял как не взлетевший Ан-26.
— Почему при такой опасной тенденции — военные самолеты и вертолеты уничтожались в небе все выше, и выше, и выше! — Украина полностью не закрыла воздушное пространство для гражданской авиации над зоной АТО? В том числе и для транзитных международных рейсов?
— Украина в неделю, предшествующую трагедии, действительно дважды поднимала порог эшелонов. Цели уничтожали сначала на 3500 метрах, потом добрались до 6000 метров, а за два дня до «Боинга» — до 9800. До роковой отметки всего 200 метров, и он (
«Боинг». —
О. М.)
3 как раз на ней шел. Выше 10 000 метров считалось безопасным. Потому что наша разведка… В общем, не до конца были уверены, что россияне в Донбассе испытывают и внедряют свои новые ПЗРК «Верба». Хотя, по предварительным разведданным, там находились комплексы, которые и на 10 000, и на 20 000 могли стрелять.
Мы обсуждали с ребятами-летчиками: либо надо совсем по земле стелиться, либо подниматься очень высоко. Выше 6000 метров, думали, не будет проблем. Но на 6000 сбили новым ПЗРК. А вот дальше, по Ан-26 и Су-25, не «Верба» работала, работал «Бук» с его возможностями.
Еще важный момент. Вопросы закрытия воздушного пространства решают не военные, а гражданская государственная организация — «Украэрорух». Их прерогатива.
Детали
- Сводка СНБО за 14 июля 2014 года: «Сегодня, приблизительно в 12.00, была утрачена связь с самолетом ВСУ Ан-26, выполнявшим задание относительно воздушно-транспортного обеспечения активной фазы АТО. Украинские военные сразу же начали поисково-спасательную операцию. Впоследствии члены экипажа вышли на связь. Министр обороны доложил президенту Украины о том, что, к счастью, экипажу удалось оставить подбитую машину и выпрыгнуть с парашютами. Выяснилось, что самолет был подбит на высоте 6500 метров. Ни один переносной зенитно-ракетный комплекс, который есть сегодня на вооружении у террористов, не может поразить самолет на этой высоте. То есть Ан-26 был поражен другим, более мощным оружием, которое было применено, вероятно, с территории Российской Федерации. Потому, исходя из оперативных данных, переданных летчиками, рассматриваются две версии: выстрел был сделан из современного наземного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» или самонаводящейся ракетой Х-24 класса «воздух-воздух» с российского самолета, который мог быть поднят в воздух с аэродрома в Миллерово».
- В этот же день в украинских СМИ (в частности, РИА «Новости Украина») передавали со ссылкой на источники, что решением СНБО воздушное пространство над зоной АТО для пролета гражданских самолетов закрыто на всех эшелонах.
Впрочем, официальных данных на этот счет не сохранилось. Поэтому на данный момент утверждать, что подобное решение было принято, но почему-то не исполнено, невозможно. «Новая газета» продолжает прояснять этот вопрос. Как представляется, международная комиссия по расследованию обстоятельств крушения малайзийского «Боинга» 17 июля 2014 года, в свою очередь, непременно должна задать его украинской стороне.
Отдел расследований
— Потому что проходит АТО и военного положения в стране нет?
— Когда военные становятся первыми по закону, генштабу подчиняются все структуры. Нет разброда и шатания. И в данном районе один командир — старший военный. Не так, как в прошлом году со Славянском. Вооруженные силы окружили город, а небезызвестная СБУшная «Альфа» отказалась заходить, шум-гам устроили. Военные тогда не имели права отдать команду, которую беспрекословно должны выполнять остальные. Такое положение сохраняется до сих пор, к сожалению.
Понимаете, что значит на войне жаловаться? И кому — премьер-министру, министру транспорта, потому что «Украэрорух» на них замыкается? На войне не жаловаться, а управлять надо! Ненормально, когда на официальном уровне идет разговор лишь о повышении степени координации между различными подразделениями! Только так: собраны люди, получен приказ, расписались, проиграны все возможные варианты — наступаем, отступаем, какие-то еще действия. Но правый фланг — мой. И если что-то сложится типа Иловайска или Дебальцева, придет военный прокурор, мальчишка-лейтенант с пистолетом в руке, который имеет право меня расстрелять за то, что правый фланг завален. Я обязан был его держать, костьми лечь. А если происходит по-другому, то платят за неуправляемый процесс сотнями и тысячами жизней военнослужащих. Да, страшные слова. Но они записаны в боевых уставах всех армий.
— Получается, ответственность за небо, в том числе над зоной АТО, делегировали гражданской государственной организации «Украэрорух»? Как в мирное время! А «Украэроруху» дорог в плане прибыли каждый рейс, тем более международный транзитный?
— Конечно, прибыль — важный момент, государству недостает средств, в том числе и на армию. В нынешнем году, говорят критики, у минобороны супербольшой бюджет, которого не выдержит страна. Вот смотрите: в 2013 году бюджет министерства — 16 миллиардов гривен, а доллар — 8 гривен, то есть 2 миллиарда долларов получается. Сейчас бюджет — 45 миллиардов, с учетом курса доллара — те же 2 миллиарда. Но два года назад в вооруженных силах Украины служили 180 тысяч человек, а сегодня — 250 тысяч. И прежняя сумма распределяется на них. Уже хватает шлемов, их по-старому касками называют, худо-бедно бронежилетами обеспечены. Ну а нормы одежды? А питание? А другие позиции? Ничего не закрыто, поскольку старые бюджетные подходы. Что касается «Украэроруха»… Он только при военном положении становится четко подчиненным командованию военно-воздушных сил и генштабу. Хотя нельзя сказать, что «Украэрорух» раньше ничего не предпринимал, не реагировал. На 9800 метрах эшелон закрыли, а на 200 метров выше не закрыли. Вот туда как раз ударили.
— Структура «Украэроруха» по-прежнему работает автономно?
— Ну чтобы быть до конца честным… На военных стационарных пунктах управления есть рабочие места «Украэроруха», на мобильных, вновь созданных в районе АТО, они только оборудуются. Но управляют техникой не военные, а специалисты «Украэроруха». О чем еще надо сказать — об аналогии с ситуацией, которую мы пережили с Ту-154 в 2001 году. Помните?
— Украинская ракета попала в самолет во время учений ПВО, погибли граждане Израиля и России.
— И тогда, и теперь в зоне ответственности Украины за воздушное пространство потерпели авиакатастрофы гражданские иностранные самолеты. Украина не признала вину за уничтожение самолета над Черным морем. Однако выплатила компенсацию семьям погибших. Здесь, над Донбассом, самолет сбит не нами, но над нашим государством. Вина есть. И в суд уже подали и на Украину, и на президента Порошенко. Не в состоянии обеспечить безопасность полетов, так и скажите: «Не можем». Объясните причину. Пусть каждая из авиалиний принимает самостоятельное решение. Либо экономят деньги и летают опасно, либо летят в обход Украины и платят намного больше.
— Сейчас над зоной АТО закрыты все эшелоны?
От редакции
Таким образом, очевидно, что Украина имела все основания закрыть «небо» над Донбассом на всех эшелонах за три дня до трагедии, но по каким-то причинам этого сделано не было.
Теперь остается прояснить главное: чья была установка «Бук», откуда она появилась в зоне боевых действий, чья была ракета, сбившая «Боинг», и кто, собственно, все это сделал. «Новая» продолжает свое расследование и призывает все заинтересованные стороны, а также тех, кто обладает какой-либо информацией, в этом помочь. Мы официально обращаемся в СНБО и СБУ Украины с просьбой предоставить нам имеющиеся в их распоряжении сведения, обязуясь опубликовать их без изъятий и правки. Такую же просьбу мы адресуем Министерству обороны РФ и ФСБ. Если же представители самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» также посчитают необходимым представить какие-либо факты, подкрепленные доказательствами, — мы дадим им эту возможность.
— Да, сразу все международные перевозчики отказались. Украина много потеряла. Если бы не летали над Донбассом, а через другую часть страны летали, для нас это было бы чрезвычайно важно и с политической точки зрения, и с транспортной, не говоря уже о финансах.
— Вы упомянули о том, что «Бук» вместе с расчетом специально завели в Донбасс. Откуда?
— В Донецке дислоцировался полк «Буков». За несколько месяцев мы сумели оттуда все вывезти. Остались лишь комплексы, для которых Кургинян специально две бригады вызвал, чтоб восстановили
4. Но ничего не получилось. Помучились недельку и сказали: «Нет». Им достались «скелеты», годные разве что на металлолом. Мы ведь как ремонты делали? Есть десять «Буков», два разбираем на запчасти и комплектуем восемь — такая боеготовность…
Есть высокая вероятность того, что на том самом зенитно-ракетном комплексе «Бук-М1» из России задействовали бывших наших военнослужащих из Евпаторийского зенитного ракетного полка, оснащенного также комплексом «Бук-М1». Когда наши войска выходили из Крыма, россияне оставили себе, конечно, лучшую технику. И группу украинских контрактников-коллаборационистов тоже подгребли, чтобы не тратить время на обучение «ополченцев». Отправили их в Донбасс, в район, откуда впоследствии произвели выстрел по «Боингу». Не знаю, может, кто-то и сопротивлялся… Забыл фамилию офицера из Евпатории, о котором, когда вернулся, его же сослуживцы отзывались: «Неадекватен». Наверное, так или иначе, участвовал в совершившемся преступлении. Он, скорее всего, сошел с ума
5.
Ольга Мусафирова
Собственный корреспондент «Новой газеты» в Киеве
фото РИА Новости