На всех деток знающих и любящих свою профессию воспитателей не напасешься. А мамы-папы - вот они, рядом, и знающие, и любящие.
Сорри, что многа букав, давно наболело…
Абсолютно согласна с
Inesperado, что ориентироваться надо на малыша и если он с удовольствием ходит в сад - замечательно. Но таких, единицы. Для большинства же это всегда стресс, у кого-то он выражается бурно, у кого-то глубоко внутри. Если ваш малыш стал часто болеть - это сигнал о том, что ему там плохо, это протест. Вы будете пичкать его иммуналом и прочей фигней, утешаясь временным эффектом. Причина же стресса не в плохих воспитателях, а в том, что ребенка насильно оторвали от матери. Отрывать до 5-6 лет слишком рано и противоестественно.
До 6 лет у ребенка формируется личность и в этот короткий промежуток мать закладывает в него самый главный фундамент - свою любовь. Это оберег на всю жизнь. И никакая супервоспитательница его не даст ребенку. В чем эта любовь должна проявляться? Отнюдь не в пустом сидении с ним дома перед телевизором. Все, чему учат в садике вполне может научить и мать, благо литературы и методик на эту тему сейчас завались. За эти 6 лет и ребенок и мать узнают и учатся понимать друг друга. А что может дать ребенку, пришедшая с работы и измотавшаяся мать за пару вечерних часов? Она даже не знает как провело день ее чадо, чему он научился и с какими проблемами сталкивался. Ребенок рассказать не сумеет, а воспитатель обо всех нюансах тоже не доложит. В этом возрасте каждый день идет за неделю, не зря ведь поговорка: растет не по дням, а по часам. И упускать это золотое время, имхо, преступление.
Понаблюдайте за животными: детеныш отрывается от матери постепенно и сам, когда начинает ориентироваться в пространстве, когда точно знает, где его дом, нора и куда бежать в случае опасности. А как себя чувствуют дети до 5 лет в садике? Они не знают, где их мать, где его дом и целый день проводят в напряжении, в стрессе. Чем бы ребенок не занимался там и как бы его не отвлекали-развлекали, рефреном одна только мысль: придет ли за ним мама? А вдруг нет? Тогда что? Куда идти и где ее искать? И так не один год… Представьте себя на его месте: вас взяли за руку и отвезли в другой город, в незнакомое место и к чужим, пусть и хорошим людям и на неделю (для маленького ребенка день равнозначен неделе для нас), и пообещали на выходные забирать. Вы не знаете ни города, ни где ваш дом, НИЧЕГО. Вы просто тупо надеетесь, что про вас не забудут. Жестоко? А потом мы удивляемся, почему у нас такие неуправляемые дети-эгоисты. Это месть за предательство. И бесполезно объяснять ребенку, что мать должна работать. Слово «работа» для него абстракция, нечто негативное, из-за чего его каждый день бросают родители. В дореволюционных семьях, особенно в деревнях, дети с малых лет работают вместе с родителями, помогая им по хозяйству или, по крайней мере, наглядно видят, чем и зачем занимаются мама с папой. И слово «работа» для них не мифическое.
К 6 годам ребенок уже взрослеет, ориентируется в пространстве, может самостоятельно добираться до школы-дома, он перестает бояться и… болеть.
Что касается общения со сверстниками. В садиках оно искусственное и навязанное. Во-первых, в жизни нас окружают не только сверстники, а там дети строго одного возраста. Во-вторых, в жизни человек волен сам выбирать, с кем ему общаться и чем заниматься, в садике же все строго под диктовку и всех под одну гребенку (Монтессори тут исключение). Я уж не говорю о физических особенностях каждого ребенка. Одному надо спать днем не меньше 3 часов, а другому и часа много… Мать же сама определит подходящий режим для своего дитяти.
У самой 2 детей: один воспитывался дома, а другой в садике, причем, в хорошем. Разница колоссальная и не в пользу садика. К слову, тот, что воспитывался дома, прекрасно адаптировался в школе, т.к. мы его не лишали возможности общаться с другими детьми, у нас всегда был полон дом детей-друзей, причем разных возрастов. К 6 годам ребенок умел все, что и детсадовские и даже больше. Единственный «минус» такого воспитания – это самоуверенность и независимость, которая выражалась в трениях с учителями, но никак не со сверстниками.
Второй тоже адаптирован… но все 3 года, сколько мы посещали сад, мы не вылезали из больничных… и это при том, что до 3-х лет ребенок был абсолютно здоров и закален.
Я не против садиков вообще, но полагаю, они нужны лишь как запасной вариант: для деток из неблагополучных, неполных семей или по желанию родителей, у которых дети с удовольствием ходят в сад. Неплохо было бы ввести свободное посещение, когда мать могла бы приводить ребенка в группу на 3 часа или полдня в зависимости от желания ребенка.
В богатом Норильске помнится, власти сочли, что гораздо выгоднее платить зарплату мамашам до 6 лет, чтоб сидели с ребенком, чем содержать сады. И дети здоровее, и городу экономия. Хороший ведь опыт. Только вот большинство мам разучились быть мамами в полном смысле этого слова, и не знают, что делать с собственным ребенком эти 6 лет.
Но это уже отдельная тема.
Все это сугубое имхо, основанное на личном опыте и наблюдениях в жизни, которым захотелось просто поделиться.