Согласно выводам экспертов СРООИБСД финансируется иностранными фармацевтическими компаниями, которые являются филиалами «большой тройки» фармкомпаний, основных участников российского рынка - <данные изъяты>. Поступление денежных средств на банковский счет СРООИБСД от иностранных источников осуществлялось в рамках благотворительного пожертвования от Московского представительства <данные изъяты> (27.11.2014) - 30 тыс. руб.; оплаты по документу от <данные изъяты>(04.12.2014) - 20 тыс. руб.; за организацию участия в социальном проекте Диаспартакиада от <данные изъяты> (03.04.2014) - 50 тыс. руб.; оплаты по соглашению о совместной работе (05.02.2015) от <данные изъяты> - 200. тыс. руб.; оплата по документу от <данные изъяты> (30.03.2015) - 85 тыс. руб.; благотворительного пожертвования от Московского представительства <данные изъяты> (12.11.2015) - 30 тыс. руб.; оплаты по документу от <данные изъяты> (25.01.2016) - 50 тыс. руб.; пожертвования по договору № (03.11.2016) от <данные изъяты> - 100 тыс. руб.; оплаты по документу от <данные изъяты> (08.12.2016) - 20 тыс. руб.; благотворительного пожертвования от Московского представительства <данные изъяты> (08.12.2016) - 30 тыс. руб.; договора пожертвования (ДД.ММ.ГГГГ) от <данные изъяты> - 100 тыс. руб.
В ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) (Гл.1. ст. 2. п. 6) указываются формы политической деятельности: «участие организации в проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике».
Формально из-под действия закона выведены социально-ориентированные НКО. «К политической деятельности не относятся деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность».
Несмотря на это в отношении социально-ориентированных НКО сохраняется «оценочный подход». То есть, если они будут заниматься политической деятельностью, то не смогут избежать попадания в число «иностранных агентов».
В свое время иностранными агентами были признаны «Журавлиный парк на Амуре», НКО «Помощь больным муковисцидозом» в Подмосковье, московская общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации «Анна», СРОО «Социум» реализатор проектов по снижению темпов роста распространения ВИЧ/СПИДа в г. Энгельсе и др.
После того, как в конце 80-х годов в стране было прекращено производство инсулина из органов животных, Минздрав РФ полностью перешел на импортные закупки. Возврат на рынок отечественного инсулина вызвал соответствующие противоречия.
На одном из заседаний областного антикризисного штаба, где обсуждалась структура госзакупок инсулина в свете задания федеральных властей об импортозамещении лекарств, бывший тогда губернатором Павел Ипатов заявил о сомнительной деятельности лидеров общественных организаций. Он говорил о «прикормленных фирмами-производителями импортного инсулина» общественниках». (SarBC от 5 мая 2009 г.//
https://news.sarbc.ru/main/2009/05/05/90312.html //). В этой связи заместитель министра в тот период по лекарственному обеспечению Минздрава области Дмитрий Кедров заверил, что «основаниями заявления о сотрудничестве производителей медикаментов и лидеров общественных организаций послужили признания самих представителей фармкомпаний. Производители этого и не скрывают. В период становления рынка для того, чтобы обеспечить наращивание объемов, производители пытались влиять на решения о госзакупках. Они предпринимали агрессивные действия в отношении членов соответствующих комиссий, чиновников. Я тоже испытывал опосредованное влияние. Когда им сказали - в Минздраве не нужны ваша информация о препарате, так как здесь никого не лечат, внимание производителей переместилось на главных специалистов по профилю, которые формируют заявки, списки лекарств для региональной льготы и для больничного применения. Потом мы эти списки отменили, так как есть законы и правила формирования перечня медикаментов. То есть отпала необходимость работы с главными специалистами. И сейчас мы видим, что производители переключили свой интерес на общества больных. Я не хочу говорить о конкретных людях, я рассказываю о действиях фармкомпаний».
Заместитель министра также отверг обвинения руководства общественников о нежелании Минздрава сотрудничать с организацией, о закрытом характере работы этого ведомства, об игнорировании запросов и обращений. Он напомнил о встречах, проведенных Минздравом с общественными организациям больных различными тяжелыми видами заболеваний. Были выслушаны их предложения, даны ответы на просьбы.
В 2010-2011 гг. по информации SarBC (
https://news.sarbc.ru/main/2011/03/30/108976.htmn) проводилась встреча руководства общественников с депутатом Госдумы Владиславом Третьяком. В приемной председателя правительства РФ прошла встреча представителей облминздрава, госдепа Игоря Архипова и жителей области, столкнувшихся с проблемой недостатка инсулиновых препаратов в аптеках города.
Замминистра здравоохранения Саратовской области Жанна Никулина сообщила, что проблем с инсулиновыми препаратами на сегодняшний день нет. Завершены конкурсы для обеспечения сахароснижающими препаратами льготников. Закуплены препараты, поставка которых уже началась. Всего за год на эти цели было потрачено 172 млн. руб.
Общая же статистика говорит о том, что проблем нет - не увеличилось количество обращений в «скорую помощь», на горячую линию Минздрава» - заявила чиновник.
Ознакомившись с материалами дела, можно сделать вывод о не всегда обоснованных претензиях общественников к региональным властным структурам и ведомствам. В их основе лежали разные причины: попытки оказания влияния, давления на деятельность этих органов, распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, негативных мнений, необоснованных, компрометирующих материалов в отношении отдельных лиц и ведомств о принимаемых ими решениях в наиболее болезненной сфере общественных отношений - здравоохранении.
Так, выступая на заседании Общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация» 28 мая 2012 г. в г. Москве, руководитель Саратовского регионального отделения ОООИ РДА (ФИО14), отчитываясь о своей работе с 2007 по 2012 гг., затронула отношения с региональными властными структурами (
http://rda.org.ru/doc/otchet28052012.htm).
Комментируя отставку министра здравоохранения Саратовской области А. Сорокина (2005-2009 гг.), и назначение на его место Ларисы Твердохлеб (2009-2012 гг.), руководитель саратовской общественной организация «заявила, что новый министр, занял ещё более жёсткую позицию в вопросе закупок жизненно важных ЛП, словом, продолжила то, что начал Сорокин. Именно с этого периода начала выстраиваться новая коррупционная схема закупок».
Однако публичные обвинения в коррупции, прозвучавшие на федеральном уровне, оказались необоснованными и в дальнейшем подтверждений со стороны правоохранительных органов не получили, но распространение данного «компромата», давление на ведомство сформировало негативное общественное мнение граждан, что нанесло ущерб, как авторитету конкретных лиц, так и самого ведомства.
В начале февраля 2015 г. одна из саратовских информационных кампаний опубликовала статью под названием «Горькая пилюля», в которой глава общественной организации по оказанию помощи больным сахарным диабетом Екатерина Рогаткина сделала прогноз по обеспечению ЛП больных сахарным диабетом на ближайшую перспективу. Данный прогноз назывался «Инъекция дожития» (Взгляд-инфо
http://www.vzsar.ru/special/2015/02/12/gorkaya-pilulya.html). «В марте правительство будет устанавливать новые фиксированные цены, в том числе на инсулин, и соответственно с этим будет увеличиваться финансирование. Обеспечение льготников, имеющих статус инвалидов, будет головной болью федерального уровня, это они будут думать, где найти средства. А вот заботы о региональных льготниках, не имеющих инвалидности (таких у нас преобладающее большинство), лягут на региональный бюджет. И здесь у меня есть опасения, особенно учитывая все наши долги и нелегкое положение области».
ФИО14 не исключила, что «в целях экономии регион (правительство) будет покупать отечественный инсулин не самого высокого качества, а об импортном инсулине большинству региональных льготников, возможно, придется забыть. Особенно это касается людей пожилого возраста, которых, по ее словам, врачи всегда старались «посадить» именно на российский инсулин, рассчитывая, что их «возраст дожития» окажется невелик».
Этот прогноз вновь был направлен на формирование негативного общественного мнения граждан в отношении руководства региона, дестабилизировал социальную обстановку в области. По данным Министерства здравоохранения, которое было высказано в Общественной палате Саратовской области через год в ходе заседания «круглого стола» в 2016 г. данный прогноз не подтвердился: «по рынку лекарственных средств, стойкой дефектуры препаратов в регионе нет, поскольку можно найти аналоги лекарств». (Подробнее на SarBC//
https://news.sarbc.ru/main/2016/07/27/185783. html).
В этой связи следует пояснить, что с 2011 года в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (программа введена в период применения в отношении РФ санкций по поставке импортных инсулиновых препаратов и жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП)), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91, осуществляется процесс государственных закупок медицинских препаратов только у отечественных производителей. Поэтому иностранных производителей попросили открыть свои представительства с производством в стране или им будет отказано вправе участвовать в тендере. В 2015 году программа вошла в полную силу. Все ее действия направлены исключительно на регулирование государственных закупок и развитии производства отечественной фарм-продукции. ФИО14 делая акцент на изменении приоритета закупок препаратов в пользу отечественных ставит под сомнение его качество и саму реализацию государственной программы в целом.
В 2017 году давление на правительство и непосредственно на Минздрав области со стороны президента СРООИБСД ФИО14 продолжалось.
В адрес Главного федерального инспектора по Саратовской области, губернатора Саратовской области была направлена жалоба (№ 01И-2017 от 16.01.2017 г.) по вопросу необоснованных действий должностных лиц Министерства здравоохранения Саратовской области, которые «единолично и безосновательно принимают непрофессиональные решения по обеспечению льготных категорий граждан жизненно важными препаратами», даны рекомендации «обратить особое внимание на кадровые вопросы, касающиеся соответствия занимаемым должностям сотрудников министерства здравоохранения Саратовской области», а также поставлен вопрос о порядке государственных закупок лекарств в Саратовской области.
По мнению заявительницы, ситуация по закупкам изделий медицинского назначения является не соответствующей интересам больных. «Государственное агентство по централизации закупок» в конце 2016 г. объявило аукцион в электронной форме на определение поставщика товара «Обеспечение изделиями медицинского назначения тест-полоски к глюкометру «Сателлит Экспресс» и «Саттелит Плюс» одного отечественного производителя — компании «Элта» для нужд министерства здравоохранения Саратовской области. В 2017 г. министерство не стало закупать тест-полоски другой кампании «One Touch Ultra», которые также производятся на территории РФ.
По итогам разбирательства были уволены ряд чиновников в сфере государственных закупок лекарств, а также изменена политика региона в сфере закупок ЖНВЛП.
Из ответа на обращение ФИО14 (см.: письмо президенту СРООИБСД ФИО14 от заместителя председателя правительства Саратовской области И.Г. Кузьмина № 5-08-13/122 от 02.02.2017 г.) следует, что правительство особое внимание уделяет поставкам лекарственных препаратов льготным категориям граждан. По данным специалистов, проводивших экспертную оценку, глюкометр «Сателлит Экспресс» ООО «Компании Элта» соответствует по своим характеристикам иностранным аналогам, в частности глюкометру «One Touch Ultra».
По мнению главного детского эндокринолога РФ В.А. Петеркова возрастных ограничений в использовании прибора «Сателлит экспресс» нет.
Представители министерства здравоохранения области принимали участие в вопросах льготного лекарственного обеспечения на площадке Общественной палаты области, гражданском форуме, общественном совете при Территориальном органе Росздравнадзора по Саратовской области.
Следовательно, деятельность руководства СРООИБСД в области профилактики и охраны здоровья инвалидов, выраженная в обращении к региональному правительству с требованием изменения государственной политики по вопросу изменения процесса закупок лекарственных средств и требованием освобождения конкретных госслужащих от занимаемых должностей согласно ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) (Гл.1, ст. 2. п. 6) относится к иным действиям, оказывающим влияние на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, и квалифицируется как политическая деятельность.
5 мая 2017 года в г. Красноармейске Саратовской области президент СРООБСД ФИО14 провела консультативные приемы для лиц, больных сахарным диабетом. В ее выступлении содержалась критика деятельности местных и федеральных органов власти и управления в сфере здравоохранения, что продолжало создавать негативные отклики среди больных сахарным диабетом в адрес регионального руководства.
Так, отвечая на вопрос о тест-полосках для детей, президент СРООИБСД подчеркнула, что «по детям есть стандарт, и он носит рекомендательный характер, в связи с чем заставить кого-либо обеспечивать по стандарту очень сложно, поскольку в Саратовской области не просто с наполнение бюджета» (видео 3:18 мин.). «Если есть проблемы, то мы бы собрали ваши жалобы и передали в те органы, которые этими вопросами занимаются» (видео 18:30). «Поэтому я вот думаю эти проблемы надо чаще озвучивать. К вам наверняка приезжают депутаты, говорите им об этом, потому что у депутатов есть возможность вносить предложения в действующее законодательство. Вы как представители народа посыл свой тоже как то оформляйте, записывайте, может Галине Николаевне какие-то предложения...» (видео 36:40).
Количество информационных поводов, инициируемых СРООИБСД, возросло с приближением выборов президента РФ и в связи с заявлениями в СМИ, что СРООИБСД, финансируемая из-за рубежа, является иностранным агентом. Так, в сети Интернет 28 декабря 2017 г. на канале «Открытый канал» ресурса «YouTube» размещено видео под названием «Руководитель штаба Путина написал «донос» на общество помощи диабетикам» (oktv.media/syuzhety/mkovod pomoshhi-diabetikam.html) (JI. Сайгина).
Информация из видео оказалась ложной. Штаб Путина находился в Москве, а не в Саратове. Упомянутый «руководитель штаба» оказался членом общественного движения в поддержку президента. В ходе дальнейшей трансляции в сеть новый руководитель СРООИБСД Л. Сайгина приходит к заключению, что имеется прямая связь между заявлением в прокуратуру «руководителя» штаба и «активизацией расследования нашей деятельности». Ролик был снят на фоне здания министерства здравоохранения Саратовской области (табличка с названием правительственного ведомства высвечивалась камерой).
Таким образом, новый президент СРООИБСД JI. Сайгина разместила на канале «Открытый канал» ресурса «YouTube» комментарии, доступные для публичного просмотра неограниченному кругу лиц. При этом текст содержал ложные высказывания, представляющие физическое лицо, руководителем штаба В.В. Путина. По форме данное действие является политической акцией, а по содержанию политическим пикетом, антиагитацией против потенциального кандидата в Президенты, главы государства. Другими словами, руководство общественной организация помощи больным сахарным диабетом 28 декабря 2017 г. включилась в политическую избирательную кампанию, что не входит в ее компетенцию.
Следовательно, Саратовская региональная общественная организация инвалидов, больных сахарным диабетом формирует предпосылки к дискредитации органов власти и управления, необоснованно обвиняя отдельных лиц в коррупции и несостоятельности соответствующих структур правительства области в сфере снабжения, распределения, импорта замещения лекарственных препаратов среди больных сахарным диабетом. Кроме того, публикация ложных заявлений в отношении избирательного штаба В.В. Путина является политической акцией.
По результатам экспертизы, представленных материалов, эксперты пришли к выводам о том, что Саратовская региональная общественная организация инвалидов, больных сахарным диабетом, и ее руководство, помимо своих официально заявленных обязанностей, по сути, занимается политической деятельностью, а именно:
формирует негативное мнение населения по поводу закупок отечественных лекарственных препаратов;
создает условия для провоцирования негативной реакции населения к реализации программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;
оказывает прямое воздействие на систему региональных закупок лекарств;
оказывает давление на кадровую политику регионального правительства, требует увольнения госслужащих;
участвует в политической акции (пикетировании), которая транслируется ИА «Открытый канал»;
нагнетает своей деятельностью политическую напряженность и формирует негативное общественное мнение граждан, направленное на дестабилизацию социальной обстановки в регионе, направленные против реализуемой государственной политики;
деятельность руководства СРООИБСД в области профилактики и охраны здоровья инвалидов имеет выраженный политический характер, в том числе, направленный на реализацию интересов иностранных фармацевтических кампаний государств, которые поддержали экономические и политические санкции против РФ.
Деятельность СРООИБСД в области профилактики и охраны здоровья инвалидов, выраженная в давлении на структуры регионального правительства, направлена на реализацию интересов иностранных фармацевтических кампаний, что подрывает социальную стабильность, создает напряженность в регионе.
СРООИБСД посредством проведения пациентских конференций и используя информационные ресурсы т.н. «оппозиционного блока» формирует предпосылки к дискредитации органов власти и управления, необоснованно обвиняя отдельных лиц в коррупции и несостоятельности соответствующих структур правительства области в сфере снабжения, распределения, импорта замещения лекарственных препаратов среди больных сахарным диабетом.
Руководство СРООИБСД, делая акцент на изменении приоритета закупок препаратов в пользу отечественных ставит под сомнение его качество и саму реализацию государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (программа введена в период применения в отношении РФ санкций по поставке импортных инсулиновых препаратов и ЖНВЛП), утвержденной утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91. Данное обстоятельство направлено на подрыв авторитета органов государственной власти и приводит к обострению социальной напряженности населения (т. 5 л.д. 173-183).
Вопреки доводам защитников СРООИБСД, оснований сомневаться в выводах экспертов суд не усматривает, поскольку заключение составлено компетентными лицами, имеющими соответствующую квалификацию для проведения политологической экспертизы и значительный стаж работы в указанной области, имеет исследовательскую и мотивировочную части, выводы экспертов носят однозначный характер, эксперты предупреждены судом об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.