
Самая дорогая картина в мире: «Salvator Mundi» (Спаситель мира)
Автор: Леонардо да Винчи (тут есть разные мнения)
Одна из самых таинственных картин в истории искусства давно будоражит умы коллекционеров, искусствоведов и ценителей прекрасного.
Была написана между 1499 и 1510 годами, вероятно, по заказу французского короля Людовика XII. Изображает Иисуса в образе Спасителя мира. Правой рукой он совершает крестное знамение, а левой — держит прозрачную сферу, символизирующую мироздание.
Некоторые искусствоведы считают, что работу выполнили леонардески — ломбардские художники эпохи Возрождения, которые были вдохновлены стилем Леонардо да Винчи, или картина могла быть создана учениками в мастерской Леонардо.
В 1900 г. картину один из богатейших людей Англии, баронет Фредерик Кук. В период Контрреформации к женственному лицу Спасителя были добавлены традиционные усы и бородка. Из-за этих изменений стало сложно определить авторство картины, и в 1958 г. наследники Кука смогли продать её всего за 45 фунтов стерлингов.
В 2004 году работа была куплена Робертом Саймоном и группой арт-дилеров за чуть менее $10 тыс. и отправлена на реставрацию. Специалистов особенно впечатлило обнаружение пентименто – следов исправления положения большого пальца правой руки Христа, сделанного первоначальным художником. Наличие значительных отклонений от изначального замысла свидетельствует об оригинальности произведения.
Реставрированный «Спаситель» прошел экспертизу в нескольких музеях Европы и США, и только лондонский музей после консультаций с экспертами признал авторство Леонардо. Полотно было представлено публике в Лондоне на выставке «Леонардо да Винчи: придворный живописец в Милане» в 2011 г.
Среди аргументов в пользу авторства Леонардо да Винчи – мастерство в изображении стеклянной державы, светящейся руки Христа, воздушных голубых одеяний, применение сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и совпадение пигментов с нью-йоркским «Спасителем» и лондонской «Мадонной в скалах». Оппоненты указывали на традиционность позы Христа, чрезмерную освещенность руки и неправильное преломление и искажение света, проходящего через кристаллический прозрачный шар, символизирующий мироздание, что странно для такого специалиста по оптике как Леонардо.
... Или он сознательно решил не отображать отражение сферы, чтобы показать превосходство Бога над естественным порядком, укрепляя тем самым его статус Спасителя мира?
В 2012 г. картину пытался купить Музей искусств Далласа, а в 2013 г. российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев купил её у арт-дилера Ива Бувье за $127,5 млн. Сам Бувье купил её почти в 2 раза дешевле.
15 ноября 2017 г. картина была продана на аукционе Christie’s за рекордные $450,3 млн. Покупатель — наследный принц Мухаммед ибн Салман. Предполагалось, что она будет экспонироваться в новом музее «Лувр Абу-Даби». Теперь есть версия, что планируют выставить в постоянной экспозиции строящегося музея в Эр-Рияде, открытие которого назначено на 2026 г.