Лариса Мондрус. СИНИЙ ЛЁН.
Лариса Мондрус — звезда советской эстрады конца 60-х — начала 70-х годов. Многие помнят популярные песни в ее исполнении. Яркая, эффектная, излучающая невероятную энергетику, артистка выходила за рамки, установленные для советской эстрады, что не могло не отразиться на ее карьере. Но настоящий талант помог вокалистке преодолеть все преграды и найти любовь слушателей.
Детство и юность
День рождения певицы — 15 ноября 1943 года, место рождения — Джамбул, город в Казахской ССР. В некоторых источниках, рассказывающих о биографии певицы, отмечалось, что ее биологическим родителем стал Израиль Иосифович Мондрус, еврей по национальности. Вскоре после появления дочери на свет он, будучи курсантом летной школы, получил назначение в Чернигов и больше не появлялся в Джамбуле. Мать артистки Лидия Григорьевна Заплетина, на тот момент еще не достигшая 20 лет, нашла поддержку в лице Гарри Мацлияка.
Молодой человек родом из Латвии оказался в Джамбуле как беженец. После окончания войны он, к тому времени сблизившийся с Лидией, перевез ее с Ларисой в Ригу, где пара и оформила официальный брак. Каждый член семьи при этом остался при своей фамилии. В трехлетнем возрасте Лара, не являясь по национальности латышкой, пошла в латышский детский сад по причине отсутствия мест в русскоязычном. Но школу она окончила русскую. Девушка проявляла склонность к языкам, поэтому еще в юные годы освоила польский, итальянский, английский и французский языки.
После получения аттестата девушка поступила в Рижское музыкальное училище. В 1962-м она прошла по конкурсу в эстрадный оркестр при Рижской филармонии. Артистка начала активно гастролировать, покорять музыкальную сцену. Талант Мондрус не остался незамеченным — в 1964-м исполнительницу пригласили в Москву.
Музыка и фильмы
В столице певица начала работать в знаменитых оркестрах
Олега Лундстрема и Эдди Рознера. Известность всесоюзного масштаба Лариса получила благодаря выступлениям на Центральном телевидении. На новогоднем «Голубом огоньке» 1964 года она завоевала любовь публики, покорив ее «Лунным светом» Эдди Рознера. А спустя два года в той же программе Мондрус выпала честь сидеть за одним столом с
Юрием Гагариным,
Алексеем Леоновым и
Павлом Беляевым. В тот раз артистка представила песню «Звезды нас ждут».
Еще одним ярким появлением в праздничных передачах стало выступление Ларисы с
Муслимом Магомаевым. Специально для этого номера с композицией «Разговор птиц» было записано видео, в котором исполнители изображали прогуливающуюся между зимними деревьями влюбленную пару. Они настолько убедительно играли эти роли, что после этого им еще долго приписывали роман.
В эти же годы стали популярными кинофильмы, где Мондрус предстала на экране. Прежде всего это комедия
«Дайте жалобную книгу», в которой артистке досталась эпизодическая роль певицы в ресторане «Одуванчик». Вместе с Муслимом Магомаевым и другими звездами эстрады очаровательная девушка появилась в музыкальном фильме «Сказки русского леса». Случалось, что в картинах звучал только голос Ларисы, а в кадре вместо нее появлялись другие артистки. Так, в популярной комедии
«Джентльмены удачи» певица исполнила шлягер «Проснись и пой», а на экране зрители увидели Галину Микеладзе.
Работая на эстраде, Мондрус получала предложения от лучших советских композиторов. Плодотворным получился творческий союз исполнительницы с
Раймондом Паулсом. Одной из первых совместных работ стала песня «Синий лён». Наибольшей популярности Лариса достигла в конце 60-х — начале 70-х годов.
При этом наметилась парадоксальная ситуация: публика обожала вокалистку, а власти пытались всячески препятствовать ее выступлениям. Лариса Израилевна исполняла нежные, трогательные композиции, обращенные к простым человеческим чувствам, но чиновники из министерства культуры настоятельно рекомендовали использовать и гражданскую тематику, разбавить репертуар композициями патриотического содержания.
Бывали случаи, когда безо всяких поводов или под смешным предлогом Мондрус отстраняли от сольного концерта. Однажды артистку обвинили в том, что она вышла петь в мини-платье, выступая перед жителями Звездного городка. В следующий раз исполнительницу исключили из юбилейной программы за макси с удлиненными рукавами (автором костюма стал
Вячеслав Зайцев), которые кому-то из руководства показались похожими на лохмотья.
Не нравилось руководству Госконцерта и новшество, которое ввела певица на своих выступлениях: во время исполнения песни она не стеснялась пританцовывать, что не поощрялось в то время. Советские критики также находили песни вокалистки слишком пессимистичными.
Ранее Лариса Израилевна пробовала себя в Московском мюзик-холле, с труппой которого выезжала в европейские страны соцлагеря. В 1968 году певица устроилась артисткой Москонцерта, где проработала вплоть до 1972-го. Но в этот период она уже оказалась невыездной. После смены руководства Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию в 1971 году, когда организацию возглавил Сергей Лапин, Ларису Мондрус и
Вадима Мулермана лишили выходов в телеэфир.
Эмиграция
Этот случай и последующие за ним заставили Ларису Израилевну принять решение, в корне изменившее судьбу. Вместе с мужем она решилась на выезд за границу. В марте 1973 года без шума и промедлений супруги покинули СССР. Перед ними, как и перед другими музыкантами, оказавшимися за рубежом, встал вопрос о трудоустройстве по специальности.
Талантливая певица смогла начать с нуля и достичь того, о чем в СССР не могла и подумать. Ее семья обосновалась в пригороде Мюнхена, Грюнвальде. Мондрус стала сниматься на ТВ в шоу Ивана Реброва, заключила контракт с фирмой Polydor Records. В 1974-м вышел ее альбом Die Herzen singen на немецком языке.
Позднее дискография певицы пополнилась десятью альбомами-«гигантами». Мондрус пела на пяти разных языках. К 1977 году она приобрела невероятную популярность в Европе. Ее имя наряду с именами
Демиса Руссоса,
Эллы Фицджеральд,
Фрэнка Синатры и других знаменитостей внесено в справочник популярных исполнителей.
Россию впервые после отъезда вместе с мужем артистка посетила в 2001 году. В 2005-м она выступала на юрмальском фестивале «Новая волна». О певице сняли документальный фильм «Спасти себя. Лариса Мондрус», построенный на ее воспоминаниях и интервью. Картина вышла на экраны в 2009-м. Еще одна документальная лента с участием Ларисы Израилевны — «Список Лапина. Запрещенная эстрада» — была создана в 2013 году. В Сети есть разные фото, на которых артистка предстает в молодости и в настоящее время.
В Театре музыкальной комедии Екатеринбурга был создан спектакль «Оттепель. Мелодии судьбы», посвященный творчеству Ларисы Мондрус и ее двух коллег —
Нины Бродской и
Аиды Ведищевой, которые также предпочли жизнь на Западе советским реалиям. Для театральной постановки был создан лирический клип, куда вошли кадры записей 60-х годов с выступлениями артисток.
В 2017-м вышли песни «Неужели это мне одной?» и «Может нет, а может, да» в исполнении Мондрус, которые попали в сборник «Золотая коллекция». А спустя год Лариса Израилевна вновь приехала в Россию и побывала в двух выпусках (сентябрьском и декабрьском) программы
«Привет, Андрей!».