Что делать, если двухлетний ребенок не хочет говорить?
Дочке 2,2. Говорит она очень условно - повторяет многие слова, но четко - только некоторые, почти все из них односложные или слова типа "папа, мама, дядя, тетя". Все глаголы заменяет звукоподражаниями, типа "топ-топ, куп-куп, ам-ам". Понимает все, мимо ее внимания не проходит даже то, о чем сказано вскользь и завуалировано. Может хитрить, например, говорит о себе "большая или маленькая" в зависимости от того, насколько ей это выгодно. Книжки слушает подолгу, постоянно просит что-то ей рассказывать, рисует, лепит, играет (может в игре имитировать еду, сон, плач). Это я к тому, что ничего странного в развити нет, нормальный ребенок. Но вот говорить не то что не хочет - хочет, но не может. Иногда приходит и так хочет о чем-то рассказать, но слов не хватает, жесты, мимика, эмоции, глаза - напоминает мне меня самое, когда я английский учила, говорить хотела, но не могла.
Насколько это все нормально, может, уже пора к специалистам обращаться?
Да, слоги путает, слова забывает, даже те, которые вчера говорила, вспомнить не может. Цвет (красный, например) знает, показывает, но назвать вчера могла, сегодня - забыла.
С ней никто не сюсюкал, разговаривали много, нормальным языком, стрессов не припомню, спокойная, в общем... Пожалуйста, скажите, что нам делать? Ждать или предпринимать что-нибудь? Спасибо.
Рита
ОТВЕЧАЕТ
Ирина Хоменко,
кандидат педагогических наук, зав.кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ им.А.И.Герцена (Санкт-Петербург):
Речевые навыки формируются у ребенка примерно к 3-4 годам. Однако важно не пропустить чисто физиологических проблем, связанных с особенностями детского организма.
Дефекты речи бывают двух видов: задержка речи (ЗР) и нарушения артикуляции.
ЗР проявляется в том, что ребенок говорит, но упрощает или коверкает слова, говорит повторяющимися слогами. Если к 3-м годам это не проходит, надо обязательно обратиться к доктору (логопеду).
Расстройства артикуляции состоят в том, что ребенок неправильно произносит звуки. Ему не удается произнести звук из-за неправильного положения того или иного органа речи.
Естественно, надо бы проконсультироваться с врачом-лор и стоматологом. Возможно, у дочки аденоиды (часто они мешают) или проблемы с зубками.
Помимо медицинских проблем, бывают и проблемы социального характера.
Задержка речевого развития может происходить как у детей с недостатком родительского внимания, так и с гиперопекой. Если у ребенка мама является "переводчиком" между ним и миром, то ему (ребенку) нечего и беспокоиться - за него все сделают без лишних хлопот. Важно у таких деток побуждать не столько саму речь, сколько активность взаимодействия.
Родители в этом случае могут провоцировать речевые навыки следующим образом:
- просить ребенка позвать кого-то к обеду
- попросить его ответить по телефону
- пригласить домой ее подружку и предложить выполнить роль "хозяйки" и т.д.
Можно почаще ставить дочку в ситуацию выбора, менять характер вопросов: не "Будешь ли ты суп?", а "Ты что будешь есть - суп или кашу?", "Какое платье наденем - красное или синее?"
То, что Вы ее и так понимаете - прекрасно. Но попробуйте пойти чуть дальше. Попробуйте делать общее дело, где требуется диалог.
Воспринимайте ее как умеющую говорить, вовлекайте в спор! Не относитесь как к "больной" и "хрустальной вазе", воспринимайте как равноценного партнера (для диалога).
Еще один момент. Очень часто причиной ЗР у детей является излишнее беспокойство родителей по этому поводу. Я бы советовала сходить на консультацию к логопеду... Вам. Для того, чтобы Вы УСПОКОИЛИСЬ. Если видимых причин нарушения детской речи нет, если другие специалисты подтвердят, что ребенок здоров, то не нужно нагнетать обстановку.
А вот с социальным развитием ребенка я бы поторопилась. Девочка, по Вашим словам, активная и смышленая, значит, ей нужны новые впечатления, - тогда, может быть, она и снимет своеобразный "блокиратор", который тормозит ее речевое развитие.
Понимаете, о чем я говорю?
Возникает цепочка: Ваше беспокойство -> Ваша опека -> ее пассивность -> задержка речи.
Дайте ей возможность "добыть" новые впечатления, и она захочет когда-нибудь Вам рассказать о них!
Но, повторю, речь идет о здоровом ребенке. А к специалисту все же сходите - пока преимущественно с психотерапевтической целью.
По материалам сайта
http://www.inter-pedagogika.ru