MaRRika
follow your heart...
Есть же темы про мятал, рок. Будет про джаз. Делимся информацией об исполнителях, музыкальными новинками, каких джазовых музыкантов Вы считаете лучшими?
ЗЫ. Не флудить и не печатать постов типа "джаз г****" и т п. Не путать с темой http://www.vega-int.ru:8080/phorum/index.p...t=0&start=0
Я начну, пожалуй, с самого начала:
Jelly Roll Morton
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит эпитеты "великий" и "неподражаемый". Музыкант, который безо всякого на то основания именовал себя на своих визитках "изобретателем джаза" и заодно претендовавший на звание основателя большинства ранних стилей этого жанра, всё же сделал так много для его развития, что можно простить и даже понять его болезненное честолюбие. Он первым проиллюстрировал своим творчеством тот факт, что в джазе роль аранжировщика и исполнителя часто важнее, чем значение самого музыкального материала, данного композитором.
Джелли Ролл жил в мире музыки с самых младенческих лет. К семи-восьми годам он уже весьма прилично играл на гитаре, гармонике, скрипке и тромбоне. Свой любимый и основной в будущем инструмент фортепиано он освоил только в четырнадцать лет, но, имея прекрасный слух, он так никогда и не научился свободно читать ноты с листа. Он выступал перед посетителями многочисленных клубов и баров с самым разнообразным репертуаром — вальсами, рэгтаймами, маршами. К 1900 году в Новом Орлеане стали очень популярны негритянские духовые оркестры, исполняющие инструментальные танцевальные переложения блюзов, и Мортон стал одним из первых пианистов, воспринявших этот стиль и начавших исполнять рэгтаймы в блюзовых тональностях.
Впоследствии Джелли Ролл Мортон всегда и всем неустанно будет повторять, что это именно он изобрёл джаз в 1902 году и играл его задолго до Бадди Болдена (Buddy Bolden), Джо "Кинга" Оливера (Joe "King" Oliver) и "Original Dixieland Jazz Band". Над его самомнением будут смеяться и даже издеваться, но доля истины в его хвастовстве всё же присутствовала. Он, без сомнения, мог стать первым в джазе, но ему помешало неукротимое желание быть первым везде. Карьера Джелли как новатора джаза сильно пострадала от его метаний. Он хорошо знал как основы европейской классики, так и всю современную ему американскую традицию от "белых" маршей и рэгтаймов до блюзов и спиричуэлс. Но его ранние эксперименты по синтезу этих стилей не были вовремя доведены до логического конца, а потом уже было поздно.
Джелли Ролл по природе своей был "одиноким волком". Его стиль сейчас принято считать образцом новоорлеанского классического джаза, но он с 1907 года практически не играл в Новом Орлеане и не сотрудничал постоянно с другими известными музыкантами из этого города. Составы, которые он набирал, состояли из хороших профессиональных, но не отличающихся высоким уровнем импровизации исполнителей. Он требовал от них прежде всего точного выдерживания мелодической линии и чистого звука. Его креольское воспитание диктовало ему строгое педантичное отношение к аранжировке мелодий, как своих, так и чужих, и отталкивало от него афро-негритянских музыкантов с их свободной трактовкой формы и смазанным "грязноватым" звучанием (так наз. "dirty tones").
В 1923 году Джелли Ролл Мортон на несколько лет перебирается в Чикаго, как и другие джазмены, почувствовавшие изменение музыкальной обстановки в целом в стране. Еще задолго до этого он написал много известных и сейчас пьес, таких, как "King Porter Stomp", "The Pearls", "Milenburg Joys" и другие, регулярно исполнявшиеся все последующие годы такими корифеями, как Каунт Бейси (Count Basie), Бенни Гудмен (Benny Goodman) и Дюк Эллингтон. Первые записи Мортона на грампластинках были сольными. Сразу же он начал получать приглашения и записывался с различными чикагскими и бывшими новоорлеанскими коллективами, а также сотрудничал с музыкальным и нотным издательством братьев Мелроуз, сочиняя для них пьесы и наигрывая ролики для механического пианино. Лестер Мелроуз (Lester Melrose) описывал много лет спустя его первое появление у них: "В наш магазин вошёл парень с большим красным платком на шее и в огромной десятигаллонной ковбойской шляпе. Подойдя к нам, он вдруг заорал: "Послушайте меня! Я — Джелли Ролл Мортон из Нового Орлеана, изобретатель джаза!.." Затем он начал рассказывать о себе, как он хорош и неподражаем и проговорил без перерыва целый час. Но после этого он сел за пианино и оказалось, что его игра действительно так хороша, как он её расписывал, и даже ещё лучше".
В 1926 году ему предложили переехать в Нью-Йорк и собрать свой оркестр для постоянных записей на фирме "Victor". Он начал с аранжировок собственных ранних сольных композиций, перекладывая их для небольшой группы музыкантов, состоящей из двух-трёх медных, двух деревянных духовых, ритм-секции с гитарой и, разумеется, его самого. Группа называлась "Morton's Red Hot Peppers" и просуществовала до 1932 года, когда Великая депрессия положила конец старой музыкальной развлекательной индустрии.
Здесь нелишним будет заметить, что Мортон терпеть не мог большие джазовые составы того времени, зачастую шумные и грохочущие, каких было полно в Нью-Йорке. Эпоха классического изящного биг-бэнда ещё не наступила, и большие оркестры раздражали Джелли слишком мощным, назойливым звучанием, в котором часто трудно было разобрать отдельные фразы и нюансы. Он саркастически и с присущим ему апломбом изрекал: "До 1926 года, когда я переехал в Нью-Йорк, они имели весьма слабое представление о настоящем джазе,... очень часто вы могли услышать бэнд (воображающий себя джазовым), состоящий из двенадцати, а то и из пятнадцати солистов; и они обычно дули в свои инструменты изо всех сил. Иногда слушателям приходилось затыкать себе уши, чтобы сохранить барабанные перепонки в целости". Как всегда, Джелли преувеличивал, но, как всегда, замечание не было лишено оснований.
Период 1926-28 гг. был звёздным для Мортона. В его группе играли в основном новоорлеанские музыканты; кроме Сен-Сира это были: Кид Ори (Kid Ory) — тромбонист, также игравший в "Hot Five" Армстронга, Омер Саймен (Omer Simeon) — любимый кларнетист Джелли ещё со старых времён, Джордж Митчелл (George Mitchell) — трубач с очень тёплым, слегка сдержанным звучанием (который, вообще-то, был из Кентукки, но игрой сильно напоминал Оливера), затем Джон Линдсей (John Lindsay) на контрабасе и Томми Бенфорд (Tommy Benford) на барабанах. Кроме них, иногда привлекались к записям исполнители из других известных бэндов, например, Джонни Доддс (Johnny Dodds) и "Бэби" Доддс (Warren "Baby" Dodds) из оркестра Кинга Оливера. С таким, можно сказать, скромным составом он временами достигал очень эффектного, роскошного звучания за счёт использования в одной пьесе различных контрастных музыкальных приёмов. Гитара у него часто перекликается по очереди с кларнетом и трубой, темы могут повторяться в различной тембральной окраске, один раз он даже специально пригласил на запись двух дополнительных кларнетистов для более насыщенной окраски одной темы всего из шестнадцати тактов, широко пользовался риффами — все эти приёмы через пять лет прочно вошли в репертуар ведущих биг-бэндов.
Мортон первым целенаправленно ввёл в джаз ритмические элементы испанской и латиноамериканской музыки. Эти фигуры вышли из танго и хабанеры и сейчас являются обычными для джаза. Здесь, несомненно, сказывается креольская испано-французская наследственность Джелли. Он любил повторять при каждом удобном случае: "Если вы не в состоянии нанести лёгкий испанский оттенок на ваши мелодии, вы никогда не сможете придать джазу необходимую остроту и пикантность". Рисунок игры его ритм-секции всегда очень прихотлив: он мог менять метр в партии контрабаса несколько раз в одной композиции или накладывать друг на друга два темпа, один из которых был вдвое быстрее первого и т.п.
Вся трагедия Мортона заключалась в том, что его стиль был чересчур рафинированным и слишком приближался к европейской музыке. (В пользу этого утверждения говорит тот факт, что во время возрождения новоорлеанского стиля и диксиленда в начале 40-х — 50-х наибольшей популярностью он пользовался в Европе, да и сейчас он там не забыт.) С конца двадцатых годов джаз пошёл другим путём — за Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном.
Джелли Ролл очень быстро остался практически без работы, да и остальным джазовым музыкантам пришлось несладко во время кризиса. Индустрия грамзаписи выжила только благодаря поддержке европейских фирм, исполнители, кто как мог, спасались гастролями по Англии, Франции и Германии. Когда вернулись лучшие времена, оказалось, что музыка, исполняемая Мортоном, безнадёжно вышла из моды, а перестроиться он уже был не в состоянии.
С одной стороны судьба была к нему милостива. Он не просто получил возможность донести до слушателей и до потомков своё видение развития джаза, но смог это сделать в наиболее подходящее время. В Америке и в Европе начиналась кампания по возрождению первых оригинальных стилей джаза и поиску их истоков. Многие исполнители новоорлеанского периода получили новую известность. Сидней Беше (Sidney Bechet) процветал в Европе, а на юге США объявился забытый всеми Банк Джонсон (William "Bunk" Johnson), трубач, игравший в самом начале века в одной из первых легендарных джазовых групп Бадди Болдена. У публики вновь появился интерес к старым пластинкам, которые стали переиздаваться большими тиражами, диксиленд вновь можно было слышать на сцене в исполнении как ветеранов, так и энтузиастов из молодёжи. Обработанная и изданная Ломаксом история Джелли Ролл Мортона, оказалась, несмотря на его репутацию хвастуна, наиболее адекватным и достоверным анализом развития новоорлеанского джаза из всех аналогичных работ того времени. Подтверждались давние слова кларнетиста его группы Омера Саймена: "Джелли всегда оправдывает то, что он говорит, тем, что он делает".
Однако, с другой стороны, судьба не имела к нему жалости. Он успел сделать только несколько новых записей для фирмы "General Records", тяжёлая болезнь не позволила ему опять занять одно из первых мест на джазовой сцене. В 1941 году Джелли Ролл Мортон умер в Лос-Анджелесе. На кладбище его провожала лишь небольшая группа поклонников, среди которых почти не было музыкантов. Даже Эллингтон, бывший тогда в городе, не пришёл на похороны, хотя был обязан Мортону многими идеями и принципами в музыке.
ЗЫ. Не флудить и не печатать постов типа "джаз г****" и т п. Не путать с темой http://www.vega-int.ru:8080/phorum/index.p...t=0&start=0
Я начну, пожалуй, с самого начала:
Jelly Roll Morton
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит эпитеты "великий" и "неподражаемый". Музыкант, который безо всякого на то основания именовал себя на своих визитках "изобретателем джаза" и заодно претендовавший на звание основателя большинства ранних стилей этого жанра, всё же сделал так много для его развития, что можно простить и даже понять его болезненное честолюбие. Он первым проиллюстрировал своим творчеством тот факт, что в джазе роль аранжировщика и исполнителя часто важнее, чем значение самого музыкального материала, данного композитором.
Джелли Ролл жил в мире музыки с самых младенческих лет. К семи-восьми годам он уже весьма прилично играл на гитаре, гармонике, скрипке и тромбоне. Свой любимый и основной в будущем инструмент фортепиано он освоил только в четырнадцать лет, но, имея прекрасный слух, он так никогда и не научился свободно читать ноты с листа. Он выступал перед посетителями многочисленных клубов и баров с самым разнообразным репертуаром — вальсами, рэгтаймами, маршами. К 1900 году в Новом Орлеане стали очень популярны негритянские духовые оркестры, исполняющие инструментальные танцевальные переложения блюзов, и Мортон стал одним из первых пианистов, воспринявших этот стиль и начавших исполнять рэгтаймы в блюзовых тональностях.
Впоследствии Джелли Ролл Мортон всегда и всем неустанно будет повторять, что это именно он изобрёл джаз в 1902 году и играл его задолго до Бадди Болдена (Buddy Bolden), Джо "Кинга" Оливера (Joe "King" Oliver) и "Original Dixieland Jazz Band". Над его самомнением будут смеяться и даже издеваться, но доля истины в его хвастовстве всё же присутствовала. Он, без сомнения, мог стать первым в джазе, но ему помешало неукротимое желание быть первым везде. Карьера Джелли как новатора джаза сильно пострадала от его метаний. Он хорошо знал как основы европейской классики, так и всю современную ему американскую традицию от "белых" маршей и рэгтаймов до блюзов и спиричуэлс. Но его ранние эксперименты по синтезу этих стилей не были вовремя доведены до логического конца, а потом уже было поздно.
Джелли Ролл по природе своей был "одиноким волком". Его стиль сейчас принято считать образцом новоорлеанского классического джаза, но он с 1907 года практически не играл в Новом Орлеане и не сотрудничал постоянно с другими известными музыкантами из этого города. Составы, которые он набирал, состояли из хороших профессиональных, но не отличающихся высоким уровнем импровизации исполнителей. Он требовал от них прежде всего точного выдерживания мелодической линии и чистого звука. Его креольское воспитание диктовало ему строгое педантичное отношение к аранжировке мелодий, как своих, так и чужих, и отталкивало от него афро-негритянских музыкантов с их свободной трактовкой формы и смазанным "грязноватым" звучанием (так наз. "dirty tones").
В 1923 году Джелли Ролл Мортон на несколько лет перебирается в Чикаго, как и другие джазмены, почувствовавшие изменение музыкальной обстановки в целом в стране. Еще задолго до этого он написал много известных и сейчас пьес, таких, как "King Porter Stomp", "The Pearls", "Milenburg Joys" и другие, регулярно исполнявшиеся все последующие годы такими корифеями, как Каунт Бейси (Count Basie), Бенни Гудмен (Benny Goodman) и Дюк Эллингтон. Первые записи Мортона на грампластинках были сольными. Сразу же он начал получать приглашения и записывался с различными чикагскими и бывшими новоорлеанскими коллективами, а также сотрудничал с музыкальным и нотным издательством братьев Мелроуз, сочиняя для них пьесы и наигрывая ролики для механического пианино. Лестер Мелроуз (Lester Melrose) описывал много лет спустя его первое появление у них: "В наш магазин вошёл парень с большим красным платком на шее и в огромной десятигаллонной ковбойской шляпе. Подойдя к нам, он вдруг заорал: "Послушайте меня! Я — Джелли Ролл Мортон из Нового Орлеана, изобретатель джаза!.." Затем он начал рассказывать о себе, как он хорош и неподражаем и проговорил без перерыва целый час. Но после этого он сел за пианино и оказалось, что его игра действительно так хороша, как он её расписывал, и даже ещё лучше".
В 1926 году ему предложили переехать в Нью-Йорк и собрать свой оркестр для постоянных записей на фирме "Victor". Он начал с аранжировок собственных ранних сольных композиций, перекладывая их для небольшой группы музыкантов, состоящей из двух-трёх медных, двух деревянных духовых, ритм-секции с гитарой и, разумеется, его самого. Группа называлась "Morton's Red Hot Peppers" и просуществовала до 1932 года, когда Великая депрессия положила конец старой музыкальной развлекательной индустрии.
Здесь нелишним будет заметить, что Мортон терпеть не мог большие джазовые составы того времени, зачастую шумные и грохочущие, каких было полно в Нью-Йорке. Эпоха классического изящного биг-бэнда ещё не наступила, и большие оркестры раздражали Джелли слишком мощным, назойливым звучанием, в котором часто трудно было разобрать отдельные фразы и нюансы. Он саркастически и с присущим ему апломбом изрекал: "До 1926 года, когда я переехал в Нью-Йорк, они имели весьма слабое представление о настоящем джазе,... очень часто вы могли услышать бэнд (воображающий себя джазовым), состоящий из двенадцати, а то и из пятнадцати солистов; и они обычно дули в свои инструменты изо всех сил. Иногда слушателям приходилось затыкать себе уши, чтобы сохранить барабанные перепонки в целости". Как всегда, Джелли преувеличивал, но, как всегда, замечание не было лишено оснований.
Период 1926-28 гг. был звёздным для Мортона. В его группе играли в основном новоорлеанские музыканты; кроме Сен-Сира это были: Кид Ори (Kid Ory) — тромбонист, также игравший в "Hot Five" Армстронга, Омер Саймен (Omer Simeon) — любимый кларнетист Джелли ещё со старых времён, Джордж Митчелл (George Mitchell) — трубач с очень тёплым, слегка сдержанным звучанием (который, вообще-то, был из Кентукки, но игрой сильно напоминал Оливера), затем Джон Линдсей (John Lindsay) на контрабасе и Томми Бенфорд (Tommy Benford) на барабанах. Кроме них, иногда привлекались к записям исполнители из других известных бэндов, например, Джонни Доддс (Johnny Dodds) и "Бэби" Доддс (Warren "Baby" Dodds) из оркестра Кинга Оливера. С таким, можно сказать, скромным составом он временами достигал очень эффектного, роскошного звучания за счёт использования в одной пьесе различных контрастных музыкальных приёмов. Гитара у него часто перекликается по очереди с кларнетом и трубой, темы могут повторяться в различной тембральной окраске, один раз он даже специально пригласил на запись двух дополнительных кларнетистов для более насыщенной окраски одной темы всего из шестнадцати тактов, широко пользовался риффами — все эти приёмы через пять лет прочно вошли в репертуар ведущих биг-бэндов.
Мортон первым целенаправленно ввёл в джаз ритмические элементы испанской и латиноамериканской музыки. Эти фигуры вышли из танго и хабанеры и сейчас являются обычными для джаза. Здесь, несомненно, сказывается креольская испано-французская наследственность Джелли. Он любил повторять при каждом удобном случае: "Если вы не в состоянии нанести лёгкий испанский оттенок на ваши мелодии, вы никогда не сможете придать джазу необходимую остроту и пикантность". Рисунок игры его ритм-секции всегда очень прихотлив: он мог менять метр в партии контрабаса несколько раз в одной композиции или накладывать друг на друга два темпа, один из которых был вдвое быстрее первого и т.п.
Вся трагедия Мортона заключалась в том, что его стиль был чересчур рафинированным и слишком приближался к европейской музыке. (В пользу этого утверждения говорит тот факт, что во время возрождения новоорлеанского стиля и диксиленда в начале 40-х — 50-х наибольшей популярностью он пользовался в Европе, да и сейчас он там не забыт.) С конца двадцатых годов джаз пошёл другим путём — за Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном.
Джелли Ролл очень быстро остался практически без работы, да и остальным джазовым музыкантам пришлось несладко во время кризиса. Индустрия грамзаписи выжила только благодаря поддержке европейских фирм, исполнители, кто как мог, спасались гастролями по Англии, Франции и Германии. Когда вернулись лучшие времена, оказалось, что музыка, исполняемая Мортоном, безнадёжно вышла из моды, а перестроиться он уже был не в состоянии.
С одной стороны судьба была к нему милостива. Он не просто получил возможность донести до слушателей и до потомков своё видение развития джаза, но смог это сделать в наиболее подходящее время. В Америке и в Европе начиналась кампания по возрождению первых оригинальных стилей джаза и поиску их истоков. Многие исполнители новоорлеанского периода получили новую известность. Сидней Беше (Sidney Bechet) процветал в Европе, а на юге США объявился забытый всеми Банк Джонсон (William "Bunk" Johnson), трубач, игравший в самом начале века в одной из первых легендарных джазовых групп Бадди Болдена. У публики вновь появился интерес к старым пластинкам, которые стали переиздаваться большими тиражами, диксиленд вновь можно было слышать на сцене в исполнении как ветеранов, так и энтузиастов из молодёжи. Обработанная и изданная Ломаксом история Джелли Ролл Мортона, оказалась, несмотря на его репутацию хвастуна, наиболее адекватным и достоверным анализом развития новоорлеанского джаза из всех аналогичных работ того времени. Подтверждались давние слова кларнетиста его группы Омера Саймена: "Джелли всегда оправдывает то, что он говорит, тем, что он делает".
Однако, с другой стороны, судьба не имела к нему жалости. Он успел сделать только несколько новых записей для фирмы "General Records", тяжёлая болезнь не позволила ему опять занять одно из первых мест на джазовой сцене. В 1941 году Джелли Ролл Мортон умер в Лос-Анджелесе. На кладбище его провожала лишь небольшая группа поклонников, среди которых почти не было музыкантов. Даже Эллингтон, бывший тогда в городе, не пришёл на похороны, хотя был обязан Мортону многими идеями и принципами в музыке.