Я не верю в директоров в сетевом маркетинге. И речь сейчас идёт даже не о тех пирамидах, которые возникают из ниоткуда и лопаются, словно мыльные пузыри. Тут всё понятно: директора там - такие же петрушки, как и остальной, с позволения сказать коллектив. Я сейчас говорю о вполне заслуживающих доверие компаниях.
На днях, в одном из журналов мне на глаза попались интервью с женщинами, которые занимают руководящие посты в различных компаниях. И там, наряду с директорами «The Procter & Gamble Company» и АО «Открытие», почему-то был размещен материал о женщине, занимающей пост генерального директора четырёхбуквенной компании, торгующей косметикой по каталогу.
Думаю, вы поняли, о какой фирме речь. Avon, как и Oriflame, на протяжении многих лет предлагают косметику российским женщинам, а также стараются заманить в свои ряды как можно больше новобранцев. Для этого они рисуют сладкие картинки, которые станут реальностью для тех, кто добьётся успеха на этой стезе.
В реальности же всё происходит, как и в любом сетевом маркетинге: сливки снимают те, кому удалось оказаться наверху цепочки. Их не так уж и много - гораздо меньше тех, кто годами ходит по офисам, больницам, собирает у себя подружек, чтобы впарить как можно большему числу знакомых и незнакомых косметику, получить баллы и стать обладательницей очередной фирменной штучки, которой поощряют дистрибьюторов. Ни о какой красивой жизни речи и не идёт.
Помню, как в далёкой-далёкой юности я и сама решила стать частью большой косметической компании, чтобы покупать косметику со скидкой и когда-нибудь занять пост директора. Но даже в то время мне нельзя было отказать в уме, поэтому через пару месяцев я забросила это неблагодарное занятие, решив сосредоточиться на нормальной учёбе и карьере.
От меня тогда требовалось не только продавать косметику, но и рекрутировать в компанию новых дистрибьюторов. Я быстро поняла, в чём дело. Чтобы фирма оставалась на плаву, а директорам было что покушать и на что отправиться в очередную увеселительную поездку, нужно, чтобы кто-то работал. А чем больше людей будут бегать по организациям с каталогами наперевес - тем выше доход верхушки. Нет, самим дистрибьюторам тоже слегка достаётся, однако как я уже сказала, самое вкусное достаётся тем, кто сидит на троне.
Но не стоит думать, что директора в этой структуре являются какими-то суперкрутыми спецами. Это те же дистрибьюторы, которые просто оказались проворнее и, вместо того, чтобы трясти перед людьми каталогами, начали вербовать новых сотрудников. То есть, люди часто без соответствующего образования, просто говорливые и нередко настырные.
Нормальный, настоящий, если хотите, руководитель, должен отличаться не только умом и сообразительностью, как птица Говорун. У него есть опыт, навыки, знания, образование, в конце концов и особый склад ума. Он учится анализировать свои действия, просчитывать их на несколько шагов вперёд. Его черепушка - место, наполненное знаниями из области маркетинга, управленческого дела, профессиональными навыками и многим другим. И он, конечно, имеет подвешенный язык и некую настойчивость, но это не единственные его достоинства.
И, случись что с его компанией - хороший управленец без места не останется, если, конечно, не он сам развалил фирму. Тогда как директору Avon, если её подвинут, придётся на долгое время забыть о руководящем посте. Нужно будет освоить профессию, накопить опыт и знания, поработать на не слишком престижной должности. То есть, начать всё сначала. И потерять время.
Директор в сетевом маркетинге - это, выражаясь языком Шекспира, "петрушка в короне". Липовый директор, которому просто повезло. Нормальный управленец - человек, который добился своего кресла, приложив в разы больше усилий, нежели петрушка. И потому он в праве собирать сливки, тогда как липовый сетевой директор просто пользуется моментом. Если проводить аналогию с животными, можно сказать, что нормальный директор - матка в пчелином улье. На него пашет множество других пчёлок, но без него улью не прожить. А липовый директор - просто трутень, который случайно занял место матки. Но это нонсенс. Если трутень заменит матку, рою не жить.
Сетевой маркетинг, конечно, не пчелиный рой. Но держится он исключительно за счёт дистриков, которые одурманены сказками о красивой жизни и мечтают стать бронзовыми, серебряными, золотыми и чёрт знает ещё какими, директорами. Да, дистрибьюторы будут всегда, ведь вера человеческая и дурь неистребимы. Однако звать тех, кто повыше директорами, в корне неправильно, как и ставить их в один ряд с руководителями серьёзных организаций.
И с придыханием называть себя директором Avon, как будто это какое-то особое достижение - тоже. Ибо, давайте честно, не такое уж это и достижение, если сравнивать с человеком, который прошёл путь от стажёра до директора обычной, не сетевой корпорации. Вы со мной согласны?