Скучные, тоскливые обыватели — залог процветания любого общества. А от пассионариев одни проблемы.
lenya задаёт вопрос: «Может нам немного пожить скучно, по-обывательски. Без вставания с колен и олимпиад, без геополитических амбиций и борьбы за демократию. Без консерватизма и скреп. Просто пожить. Сделать ремонт в подъезде. Вычистить двор. Проложить удобную дорожку к магазину».
Волей случая пришлось погрузиться в историю Приамурья. Пришел к странному, а, может быть, и не странному выводу. Регион начинал жить не просто нормально, но даже хорошо в периоды, когда пассионарных людей в нем оказывалось МАЛО. Ну, как-то так они погулять вышли. Вышли вместе с прославляемой Ницше волей к власти, вместе с жаждой господства и кучей других замечательных качеств. Причем, в идеале, чтобы аналогичный процесс произошел бы и в масштабах страны. Ведь невероятное по интенсивности законотворчество последней, я надеюсь, государственной думы — тоже проявление этих сказочных черт.
В этот момент в регионе оставались такие плохие обыватели. Они скучно и постно распахивали участок за участком. Кормили себя и ближний своих. Избыток вывозили на рынок. Неторопливо устраивали быт своей усадьбы и своих заимок. Прорубали дороги и выкорчевывали пни. Прудили реки и строили мельницы. Потом и за общее пространство принимались. В складчину с соседями заводили учителей, фельдшеров, священников и иную полезную живность. Строили больнички, школы, амбары. Жили, словом.
На излишки начинали разворачиваться города, где жили такие же скучные и тоскливые обыватели. Ремеслами занимались, торговали, учили, лечили, управляли, предпринимали. Рано ложились спать и рано вставали. Медленно богатели. Чтобы жить было не так скучно, мостили улицы, строили общественные дома, заводили газеты и театры. Если пассионарии попадались, то сама парадигма заставляла их не за власть бороться, а за «общественное признание». Они, как правило, богатели быстро. Но, в отличие от сегодняшних «олигархов», связи со своими не теряли. Там и благотворительствовали. На их деньги строились общежития для рабочих и больницы, институты и курсы, проводились концерты и организовывались научные экспедиции.
В результате этой обывательской деятельности рождался ДОМ — место, где тебе уютно и хорошо. Место, где все свои, где все всё понимают. Хорошее место. Только потом, почему-то возвращались пассионарии. Или из власти, или из против власти. Оно и не важно. Но и те, и другие, по каким-то не вполне понятным причинам, главную свою цель видели в том, чтобы ДОМ уничтожить. Конечно, делалось это исключительно с благими целями. Только плохо от этого было всем, а хорошо... Наверное, кому-то было.
Вот и думаю, а может нам немного пожить скучно, по-обывательски. Без вставания с колен и олимпиад, без геополитических амбиций и борьбы за демократию. Без консерватизма и скреп. Просто пожить. Сделать ремонт в подъезде. Вычистить двор. Проложить удобную дорожку к магазину. А там и всем вместе города почистить, страну. Не, как в Европе, а чтобы самим удобно было. Лечить, чтоб лечить, а не бороться за качество оказания медицинских услуг. Учить, чтобы образованные люди получались, а не чтобы российские вузы куда-нибудь попадали. А то ведь попадут и не выберутся. Заводы строить не гигантские, а те, которые здесь, на месте нужны. На которые денег просить не надо. Пахать, чтобы выросло. Строить, чтобы самому там жить хотелось. А государство будет выполнять очень важную миссию — следить, чтобы нас кто-нибудь не развеселил, да и само оно, чтоб не лезло. Прикольная жизнь может получиться.