Зачем нужны конкурсы красоты?
..И почему они теперь сделались не особо интересны массовому зрителю. Конкурс красоты — порождение индустриальной цивилизации, где мода и СМИ являются тоже частью общего — индустриального — замысла. Любая индустрия — это тиражирование предметов и услуг, которые перестают быть эксклюзивными. Важно представить форму, на которую все будут равняться. Пока... не выдумают новую форму.
В конце XIX столетия, в 1888 году, когда на бельгийском курорте Спа выбрали первую королеву красоты — креолку Берту Сукаре.
В конце XIX столетия, в 1888 году, когда на бельгийском курорте Спа выбрали первую королеву красоты — креолку Берту Сукаре — как раз и был промышленно-железнодорожно-технический бум. Для техно-общества характерно поклонение образцам, а не отдельным шедеврам. Нужен типаж, а не шедевр. Выбор «Мисс» - это всегда чествование «лучшей в своей серии».
Сравнение американских Мисс 1920-х и 1930-х гг.
Потом конкурсы время от времени проводились в разных увеселительно-развлекательных заведениях, пока в середине 1920-х годов они стали одним из знаковых явлений XX столетия. Напомню, что до I Мировой Войны модная пресса, как правило, довольствовалась рисованными «моделями» - девушки-манекены, хотя и существовали в пределах домов мод, но редко попадали на обложки, а фотосессии с их участием были так же не часты.
Сравнение французских Мисс 1920-х и 1930-х гг.
А вот с развитием и упрощением фото-дела (в 1920-х годах только ленивый не увлекался фотографированием), началась массовая (это слово тут самое важное!) тема фотомоделей. Кроме того, в 1920-х резко увеличилось количество шоу самого разного пошиба, а набравшему силу кинематографу требовались расхожие-симпатичные лица. На всякий случай, я говорю о Европе и Америке, а не об СССР, где с шоу была напряжёнка.
Мисс Америка 1940-х и 1950-х гг.
Модельерам, продавцам одежды и косметики, создателям рекламы, ...кинематографистам... конкурсы красоты предоставляли не только победительниц в качестве дорогостоящего «трофея», но и транслировали миру определённый стандарт привлекательности, под который себя захочет подогнать каждая вторая молодая женщина. А женщина, которой срочно требуется помада и жакет, как у «Мисс Америка», сметёт все преграды на пути к вожделенной цели.
Французские конкурсантки 1960-х гг.
Формат красоты закреплялся и копировался. Потом вкусы менялись и уже другой стандарт получал призы. В этом нет ничего дурного — обыденная реальность заводского-электрического-скоростного века. Неслучайно самые пышные и — самые известные состязания «богинь» проводились в Америке, которая в XX столетии была впереди планеты всей по части промышленного производства.
Американские конкурсантки 1960-х гг.
Европейцы, попадая в США, ещё в 1920-1950-х годах, изумлялись этой уверенной стандартизации всего и вся. Илья Ильф и Евгений Петров в «Одноэтажной Америке» постоянно упоминают эталоны и шаблоны (шаблоны эталонов), попадающиеся на каждом шагу и по любому поводу. Финнский интеллектуал Марти Ларни в «Четвёртом позвонке» сказал примерно то же самое. Чем мощнее конвейер, тем сильнее тяга человека к следованию «трафарету».
Американские конкурсантки 1970-х гг.
В 1950-1970-х конкурсов стало ещё больше («Мисс Мира» — 1951 год, «Мисс Вселенная» — 1952 год, «Мисс Интернешнл» — 1960-й год, «Мисс Азия» — 1968 год и др.). Причина — опять банальна. Развитие повсеместного телевидения. Девушки-красавицы, точнее их типажи, становились важными факторами в телерекламе — невероятно мощном двигателе торговли.
Конкурсы 1980-х гг. и Маша Калинина-1988.
С середины 1980-х и вовсе началась «эра супермоделей», время, когда десяток потрясающих женщин, рекламирующих одежду и косметику (и много иных товаров) сделались не просто миллионершами, - их имена знал каждый шофёр и любая дама-искусствовед. Их слава была феноменальной. Супермодели 1980-1990-х демонстрировали жизнь верхушки миддл-класса.
Первый конкурс Мисс СССР. По центру - Юлия Суханова.
Их «создали» под рынок прет-а-порте (напомню, что прет-а-порте — это не шмотьё из торговых центров на окраине города, а — отличного качества брендовые вещи, не являющиеся, тем не менее, произведениями от-кутюр). Кстати, повышенный интерес «перестроечных» СМИ и советских комсомолок к подобным конкурсам — это не только лишь wind of change, но и общемировое поветрие. Тренд, в который тогда вписался поздний СССР.
Современный конкурс 'Мисс Мира'.
Для сотен и тысяч девушек конкурсы красоты 1980-1990-х создавали иллюзию приближения к статусу топ-модели. А потом возник фотошоп, и «эталонный шаблон» стало можно рисовать безо всяких сложностей. Кроме того, современная пластическая хирургия совершила столь качественный рывок, что при желании любая и всякая может затесаться в ряды первых красавиц. Кроме того, постиндустриальной цивилизации оказались чужды стандарты — я опять же беру для примера страны Запада.
Всё чаще побеждают девушки с нестандартной наружностью. Победительница финского конкурса 2017 года многих сильно удивила.
Всё чаще побеждают девушки с нестандартной наружностью (я, как человек предыдущего индустриального общества не понимаю смысла) или же их выбирают с учётом толерантности (так, могут выбрать темнокожую лишь за сам факт). И потом, информационный социум с его лавиной «красивых картинок» в Сети, делает соревнование «Мисс» чем-то ненужным, затянутым и архаичным. Хотя, по инерции мероприятия проводятся до сих пор.