Хочется под одеяло, свернуться клубочком — и чтобы никто не трогал, пока всё не пройдёт. Зато уж когда всё закончится и наступит личное «лучше всех» - вот тогда можно будет и к работе приступить, и планы на счастливое будущее осуществить, и вообще мы им всем ещё покажем! Но не сейчас. Что взять с больного человека? Разве что анализы, и те, скорее всего, будут не очень.
Вот в этом и кроется коварство болезни. Поскольку довольно нередко бывает так: дни идут, лекарства принимаются, сеансы психотерапии посещаются — а лучше не становится. Точнее, становится на какое-то время, а потом снова то тревога, то настроение ни к чёрту, то ещё какая-то напасть. Особенно как подумаешь о том, что пора выбираться из-под одеяла и отправляться в открытый космос большого города.
В чём дело? Я понимаю, что многие продвинутые и психологически подкованные личности нынче на дух не переносят таких архаических слов, как «подсознание» и «бессознательное». Поэтому выражусь иначе. Где-то внутри каждого из нас, вне зависимости от возраста и статуса, живёт маленький капризный и очень эгоистичный ребёнок. И если одни уже научились вести себя с ним, как и положено вести себя с капризной мелочью, то другие пытаются выступать на равных. А то и вовсе слушаться.
А как эта вредная и хитрая мелочь может себя повести в описанной выше ситуации? Правильно, она будет всячески противиться перспективе возврата к активной жизни. Зачем? Ведь и так всё неплохо: делать ничего не нужно, все жалеют и сочувствуют, угощают вкусненьким и гладят по голове. А если выздороветь и приступить к работе, начать куда-то и зачем-то дёргаться — все эти ништяки разом исчезнут. Ой, а давай и завтра в школу... тьфу ты — на работу не пойдём? Давай ещё немного поболеем?
И ведь, что самое интересное — напрямую он, этот негодник, вам ничего не выскажет. Может, оно и к лучшему: слушать галлюцинации — не самое приятное занятие. Зато он может сделать так, что при любой попытке перейти к чему-то конструктивному и активному для вас (и, соответственно, неприятному, муторному, энергозатратному и трудному для него) ваше самочувствие заметно ухудшится. Ой, тревога что-то появилась. Ой, настроение вниз поползло. Ой, сердечко затрепыхалось, пульс зачастил. Ой, комок в горле снова появился. Спасите-помогите, мне снова плохо! А мелочь потирает ладошки: ага, охоту активничать отбили, ура! Кстати, психосоматику этот поганец может вам такую обеспечить, что мама не горюй.
Вот и получается замкнутый круг: прыщи — и никто не любит. Никто не любит — и прыщи. Ой, то есть не так: плохо — и никакой возможности проявить активность. Подумал об активности — снова плохо. Что делать?
На самом деле, это действительно распространённая ошибка: ждать, когда тебе станет совсем хорошо, чтобы начать нормально жить и действовать. Не станет, будьте уверены. До тех пор, пока не займётесь делом, пока не начнёте вершить то, что задумано, пока это всё не начнёт получаться. Поскольку именно результат ваших усилий, вашей работы, ваших действий — это один из самых мощных психотерапевтических факторов. Мечтать можно сколько угодно, но мечтами успешен и богат не станешь. И самооценку особо не поднимешь, хотя есть, есть умельцы это делать, и не в последнюю очередь кошмаря всех окружающих. Но это же не наш метод!
Можно, конечно, пойти другим путём и сделать себе отличное самочувствие героином или амфетамином. Но уж очень чревато, противозаконно и вообще сильно сокращает жизнь.
Поэтому выход один. Не стоит ждать, когда от лекарств и психотерапии станет совсем хорошо. И уж тем более не стоит по-детски перекладывать ответственность за свои неосуществлённые планы и свершения на того, кто пытается вас лечить. Просто дождитесь, когда вам станет получше ровно настолько, чтобы было возможно (пусть и не вполне ещё комфортно) продолжить работать, творить, общаться — в общем, продолжать строить свою жизнь. Увидите: начнёт получаться — и остатки симптомов и недомоганий начнут проходить. А мелкий хитрый эгоист облезет.