Интересное из сети.

anchiko

Девушка-сихиртя
Почему «Мона Лиза» особенная
В 1993 году психолог Джеймс Каттинг отправился в музей Орсэ (Париж), чтобы посмотреть на картину Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», изображающую веселящихся парижан и считающуюся одной из величайших работ импрессионизма. Но вместо того чтобы восторгаться Ренуаром, неожиданно обнаружил, что его как магнитом притянуло к полотну в соседнем зале: чарующий, таинственный вид заснеженных парижских крыш. Он никогда не видел раньше этой картины и не слышал о ее авторе — Гюставе Кайботте.

Случалось ли вам влюбиться в какую-нибудь книгу и удивиться, не найдя ее в списках великих произведений? Или ходить кругами вокруг «классической» скульптуры, тщетно пытаясь понять, из-за чего весь шум? Если да, то наверняка вы обдумывали вопрос, который Каттинг задал себе в музее Орсэ.

Первый ответ, который приходит в голову, состоит в том, что некоторые произведения просто великие: они обладают высочайшим качеством. Картины, которые висят в галереях на лучших местах, о которых рассказывают в школе и которые перепечатывают в книгах, доказали свою художественную ценность, неподвластную времени. Если вы не понимаете, чем они хороши, то это ваша проблема. Это пугающе четкое объяснение. Но некоторые социальные исследователи продолжают задавать неудобные вопросы, допуская вероятность того, что художественные каноны — это нечто большее, чем застывшая историческая случайность.
Каттинг, профессор Корнелльского университета, задался вопросом: не могло ли получиться, что при определении места картин в культурном хит-параде сработал психологический механизм, известный как «эффект привязанности к просмотренному»? В новаторском эксперименте 1968 года людям показывали ряд быстро сменяющихся абстрактных форм: некоторые формы повторялись, но из-за частой их смены испытуемые этого не замечали.

В Корнелле Каттинг поставил похожий эксперимент, чтобы проверить свою догадку. В ходе курса лекций он регулярно показывал студентам работы импрессионистов — каждую по две секунды. Среди этих картин были как классические, входящие во все учебники по истории искусства, так и другие — сопоставимого качества, но менее известные. Эти последние демонстрировались в четыре раза чаще. По окончании курса студенты начали предпочитать их классическим работам, тогда как контрольная группа сохранила верность классике. Студентам Каттинга картины начали нравиться больше только потому, что они видели их чаще.
Каттинг считает, что этот эксперимент отвечает на вопрос о том, как формируются каноны. Он подчеркивает, что в конце XIX века всего пять-шесть богатых коллекционеров покупали самые растиражированные сегодня работы импрессионистов. Предпочтения этих людей обеспечили престиж некоторых работ, вследствие чего их чаще стали выставлять в галереях и печатать в антологиях. С годами одобрение лишь росло, набирая скорость благодаря «эффекту привязанности к просмотренному». Чем чаще люди видели, скажем, «Бал в Мулен де ла Галетт», тем больше это полотно им нравилось, и чем больше оно им нравилось, тем чаще картина появлялась в книгах, на постерах и на больших выставках. А академики и критики давали научные объяснения их превосходству. Ведь, в конце концов, не только массы склонны выше оценивать то, что им встречается чаще. Как верно подметили современные художники вроде Энди Уорхола и Дэмьена Херста, критика тесно переплетается с рекламой. «В смысле “эффекта привязанности к просмотренному”, — говорит Каттинг, — ученые нисколько не отличаются от публики».

Несколько лет назад Уоттс, сотрудник Microsoft и специалист по динамике социальных сетей, пережил сходный опыт в другом парижском музее. Отстояв очередь, чтобы увидеть «Мону Лизу» в ее терморегулируемом ящичке из пуленепробиваемого стекла, он отошел от картины в недоумении: почему ее считают настолько лучше трех других картин Леонардо, выставленных в предыдущем зале, на которые никто, казалось, не обращает ни малейшего внимания?
Когда Уоттс пролистал «Историю величайших картин в истории человечества», он выяснил, что большую часть своей истории «Мона Лиза» прозябала в сравнительной безвестности. В 50-х годах XIX века Леонардо да Винчи считался никем по сравнению с гигантами Ренессанса — такими как Тициан и Рафаэль, чьи работы стоили почти вдесятеро дороже «Моны Лизы». Только в XX веке портрет кисти Леонардо, изображающий жену его патрона, взлетел на первое место в чартах. И продвинул его туда не новый вердикт академиков, а банальный грабеж.
В 1911 году подсобный рабочий Лувра вышел из музея с «Моной Лизой», спрятанной под спецовкой. Парижане были поражены и возмущены кражей картины, на которую они до сих пор обращали не слишком много внимания. Когда музей снова открылся, люди выстраивались в очереди, чтобы взглянуть на пустое место, где раньше висела «Мона Лиза», — взглянуть с таким интересом, с которым на саму картину они никогда не смотрели. Полиция была в растерянности. В какой-то момент на допрос вызывали даже напуганного Пабло Пикассо. Но обнаружить «Мону Лизу» удалось только два года спустя, когда грабитель, итальянский плотник по имени Винченцо Перуджа, пытался продать картину галерее Уффици во Флоренции и был пойман с поличным.

Газеты по всему миру перепечатывали ее репродукции, вследствие чего «Мона Лиза» стала первой картиной, получившей международное признание. С тех пор она воплощает всю западную культуру как таковую. В 1919 году, когда Марсель Дюшан хотел символически уничтожить высокое искусство, он подрисовал козлиную бородку именно Джоконде, что для массового зрителя только усилило ее статус «воплощения великого искусства» (или «примера абсолютного совершенства», как позднее описал ее критик Кеннет Кларк). На протяжении XX века музыканты, рекламщики, режиссеры использовали славу картины в собственных целях, а она, по словам Уоттса, «в свою очередь, использовала их». Перуджа не смог возвратить «Мону Лизу» на родину, но ему удалось сделать из нее икону.
Маловероятно, что уникальный статус картины можно полностью приписать качеству исполнения (хотя многие и пытались это сделать). Говорят, что глаза изображенной «следуют» за смотрящим. Но, как сухо замечает биограф картины Дональд Сассун, «на самом деле этот эффект может быть достигнут при созерцании любого портрета». Дункан Уоттс предполагает, что «Мона Лиза» всего лишь предельное воплощение общего правила. Картины, стихотворения или популярные песни поднимаются на вершину популярности и тонут в безвестности благодаря случайным событиям или предпочтениям, которые превращаются в волны влияния, катящиеся через века.
«Сказать, что у предметов культуры есть ценность, — написал однажды Брайан Ино, — это все равно, что сказать, что у телефонов есть разговоры». Почти все культурные объекты, которые мы потребляем, поступают к нам уже снабженными заранее данной оценкой; наши предпочтения в каком-то смысле всегда чужие. Зрители «Моны Лизы» знают, что они идут смотреть на величайшую в мире картину, и отходят от нее в закономерном восхищении — или разочарованными.

Шамус Хан, социолог из Колумбийского университета, считает, что наше определение «великого» настолько же зависит от беспокойства по поводу статусности, насколько и от художественной ценности объекта. Он указывает, что в Америке XIX века граница между «высоким» и «низким» искусством была едва заметной. Развлекательный вечер в понимании сталелитейного магната мог подразумевать как оперное пение, так и представление жонглеров. Но на рубеже XIX и XX веков богачи были втянуты в борьбу статусов, стремясь утвердить свое превосходство над поднимающимся средним классом. Поэтому они начали определять себя через более узко очерченное понятие «высокого искусства». Выкупить ложу в опере или начать коллекционировать импрессионистов — таковы были способы упрочить свое положение в клане.
Хотя жесткое разделение искусства на высокое и низкое сошло на нет в 60-е, мы по-прежнему используем культуру как маркер личности, хоть и не так прямолинейно. Нынешняя мода на эклектику — «Я слушаю Баха, ABBA и Jay Z» — это, по словам Хана, новый способ буржуазной богемы отмежеваться от того, что они считают «узкими» предпочтениями нижестоящих слоев общества.
Собственно качество произведения искусства при таких раскладах начинает казаться его наименее важным атрибутом. Впрочем, возможно, оно все же более значимо, чем допускают наши социальные исследователи. Во-первых, произведение должно обладать определенным качеством, чтобы получить право занять верхнюю строчку хит-парада. «Мона Лиза», может, и не самая лучшая картина в мире, но все же она была выставлена в Лувре, и не просто так.

Сравните «Быть или не быть», необъяснимое воплощение мыслящего сознания, полное сомнений, колебаний и озарений, с любым монологом Марлоу или Уэбстера — и Шекспир сразу окажется в отдельной лиге. Уоттс мог бы сказать, что я себя обманываю, как и бесчисленные читатели и исследователи, которые пришли к такому же выводу. Но какое объяснение величия Шекспира было бы более скромным?
Исследование, опубликованное в British Journal of Aesthetics утверждает, что «эффект привязанности к просмотренному» неодинаково действует в разных ситуациях, и предлагает разные варианты ответа на вопрос о принципах формирования эстетических канонов. Опираясь на эксперимент Каттинга, ученые многократно демонстрировали двум группам студентов работы двух художников, британского прерафаэлита Джона Эверетта Милле и американского популиста Томаса Кинкаде. Пестрые пасторальные сцены Кинкаде — это чистый китч, «золотой стандарт» плохого искусства. Ученые пришли к выводу, что участникам эксперимента начал больше нравиться Милле, как вы могли бы угадать с учетом «эффекта привязанности к просмотренному». Но Кинкаде постепенно начал нравиться им меньше. То есть с течением времени «эффект привязанности» помогает выявить более талантливого автора.
Социальные исследователи правы в том, что нужно сохранять известную долю скепсиса в отношении великого, и в том, что никогда не нужно забывать заглядывать в соседний зал. Великое искусство и посредственность могут спутать даже эксперты. Но именно поэтому мы должны видеть — и читать — столько, сколько можем. Чем больше нам показывают хорошего и плохого, тем лучше мы видим разницу. И эклектики это поняли.
 

be-open

джедай
Мне кажется, что человек не только изменил климат планеты, но и сделал что-то со временем. Вы не замечали? Сейчас десять лет проходит так, как раньше три.
Роберт де Ниро

REy6eoAjYwg.jpg
 

anchiko

Девушка-сихиртя
6 стыдных человеческих ошибок и их научное объяснение
148.jpg

Со всеми это случалось. Вы сделали какую-нибудь глупость, вслух ругаете себя идиотом или задаете риторические вопросы Провидению, кто-нибудь входит, — и вот вы уже выглядите психом. Не тушуйтесь: во-первых, не вы один разговариваете сами с собой — в среднем люди бурчат себе под нос о наболевшем раз в два дня, а некоторые — вообще каждый час; а во-вторых, это может быть и хорошим признаком. Так, студенты, которые выражают мысли вслух наедине с собой, лучше учатся. Как показывают исследования, подобные разговоры держат в тонусе и помогают сосредоточиться. Так что общество поступает нерационально, пресекая подобную болтовню. И хотя маленькие дети постоянно разговаривают сами с собой, эта привычка отпадает, когда они начинают ходить в школу, поскольку взрослые видят в ней непозволительную чудаковатость.
238.jpg

Люди обижаются, когда начинаешь им что-то рассказывать во второй раз. Не важно, как давно это было: если вы повторяетесь, значит вы либо скучный, либо не считаете нужным запоминать, что именно вы обсуждаете с друзьями, а это уже явное неуважение к собеседнику. Но исследования показывают: даже если вы помните, что уже делились этой байкой, припомнить, кто был вашим слушателем в прошлый раз, невероятно трудно в силу особенностей человеческой памяти, а не потому, что у вас начался ранний Альцгеймер на почве пьянства.
340.jpg

Просто ронять телефон, может быть, и не стыдно, но вот уронить его в унитаз — однозначно да. При этом каждый пятый когда-либо ронял телефон в унитаз. Почему? Простая статистика. 75 % американцев признают, что берут его с собой в туалет, — не только чтобы играть или лазить в интернете, но и чтобы звонить. Человеческий мозг не мультизадачен, делать два дела одновременно ему сложно, а руки так и вовсе привыкли совершать аналогичные движения синхронно — вот и ответ, почему одна рука расстегивает штаны, а другая разжимает пальцы, чтобы подарить ваш почти новый айфон водяному.
438.jpg

…или читали ту или иную книгу. Мы то и дело говорим друзьям, что смотрели известные фильмы или читали известные книги, даже если этого не делали, вроде бы безо всякой причины. Это потому, что почти никто не может отказаться от соблазна показаться более умным, чем является на самом деле. Никто не рассказывает каждому встречному и поперечному, что на днях духовно обогатился просмотром Need for Speed, но на удивление большое количество человек в 2011 году соврали, что смотрели «Крестного отца».
537.jpg

Детская ошибка, одна из тех, которые сценаристы вносят в комедии, чтобы показать придурковатость персонажа. А на самом деле виноваты не вы — архитекторы и дизайнеры не думают о том, какими идиотами они нас выставляют, — они просто хотят, чтобы здания смотрелись симпатичнее. Даже если учреждения готовы испортить свои красивые двери знаками «на себя» и «от себя», проблема остается: эти знаки выглядят почти одинаково. Разобраться с этим так сложно, что в 2011 году даже проводился конкурс на лучший знак, который позволит больше никогда не путаться.
634.jpg

Вы с друзьями едете в машине и подпеваете радио — вдруг все умолкают и начинают на вас таращиться. Вы спели то, то всегда слышалось вам в этой песне — Джимми Хендрикс сообщает, что мечтает поцеловаться с парнем.
Множество сайтов, посвященных ошибкам в понимании текстов песен, существуют именно потому, что со всеми хоть раз случалось подобное. Этот феномен также имеет научное объяснение: когда мы с кем-то разговариваем, то часть информации воспринимаем, глядя на движения губ собеседника. Если человек говорит с акцентом или в помещении шумно, мы можем «дополучить» информацию, глядя на лицо говорящего. Но когда мы слушаем музыку, то поющего не видим — отсюда и недопонимание. А стоит один раз пропеть неправильные слова — и их уже сложно будет забыть, ведь запомнить слова, положенные на музыку, гораздо проще, чем обычную речь.
 

anchiko

Девушка-сихиртя
Почему так сложно избавиться от акцента
Я собирался провести во Франции всего несколько недель, но меньше всего мне хотелось, чтобы мой французский выдавал во мне туриста. У меня не было времени глубоко изучить язык, но я заморочился на произношении того немногого, что я знал, вплоть до того, что начал морщить губы как парижане, которых я видел в поезде из аэропорта. Но как только я открывал рот для первого же bonjour, всем становилось понятно, что я — чистой воды американец с кашей во рту. Каждый, кто когда-либо говорил на неродном языке, прекрасно знает, что случается потом: люди начинали говорить медленнее, громче и совершенно не хотели продолжать общение после обмена любезностями и указания, куда мне следует пройти.
140.jpg

Исследования показали, что акцент часто становится настоящей обузой. Конечно, некоторые акценты очаровательны, а другие «на слух» делают вас умнее. Но в основном носители акцента, включая региональный, воспринимаются как глупые, необразованные, некомпетентные и скучные в общении люди.
Хотя наш мозг отлично подмечает все тонкости чужого произношения — с тем, чтобы внедрить их в собственную речь, у нас большие проблемы. Почему так? Ученые считают, что причину следует искать в первых месяцах нашей жизни: задолго до того, как мы произносим первое слово, мы уже «усваиваем» наш первый акцент.
Более двух десятилетий ученые из Университета Вашингтона пытались выяснить, как наш мозг учит язык. Они провели множество экспериментов, в которых наблюдали за тем, как младенцы из разных частей мира реагируют на звуки и как меняется их реакция с течением времени. В одной работе ученые проигрывали реально существующие звуки, которые встречаются в английском и японском языках, английским и японским младенцам. В возрасте примерно шести месяцев дети реагировали на звуки одинаково. А вот десятимесячные младенцы уже не распознавали звук, отсутствующий в их родном языке.
232.jpg

В исследовании другой группы ученых выдвинуто предположение, что способность к восприятию языков утрачивается не резко, в один момент, а постепенно, по мере нашего приближения к пубертату. Изучив целый ряд работ по этой теме, авторы исследования выяснили, что сила акцента в иностранном языке напрямую зависит от того, в каком возрасте человек начал этот язык учить.
«Вы начинаете учить язык, запоминая звуки и стараясь повторять за родителями, — объясняет Эрик Бакович, лингвист-фонетист из Университета Калифорнии в Сан-Диего, не принадлежащий ни к одной из названных выше исследовательских групп. — А затем ваш мозг начинает заниматься другими вещами, предполагая, что вы уже выучили все звуки, необходимые для коммуникации с окружающими людьми». По мнению Баковича, эта «библиотека звуков» позволяет нам общаться достаточно бегло и не отставать от непрекращающейся эволюции языка (звуки любого языка постоянно меняются — вспомните о штробасе, который недавно просочился в американский английский), но делает нас абсолютно невосприимчивыми к тем звукам, которые остаются за ее пределами.
334.jpg

Но ужасный акцент в иностранной речи, причина которого лежит в несовершенстве нашей базы звуков, можно искоренить путем упорных тренировок. Джоэль Голдес — логопед из Голливуда. Он работает со всеми — от актеров, которые пытаются выработать нужный акцент для своих ролей, до иностранных бизнесменов, желающих свободно выражаться на чужом языке. По словам Голдеса, его опыт только подтверждает научные открытия: «Мозг действительно мешает нам слышать именно то, что мы слышим. Пока не научишься произносить новые звуки — не будешь их распознавать на слух. Вот почему можно прожить в стране 30 – 40 лет и сохранить родной акцент».
Иностранцам, которые хотят говорить с американским акцентом, Голдес предлагает прочитать короткий текст, содержащий все характерные для американского английского звуки. Он говорит, что обычно людей сбивает с толку от 8 до 12 звуков. Одни из самых сложных — звук [th] в the и thanks и звук, похожий на [uh], в словах типа about, pencil и mountain в американском варианте их произношения. Как только человек начинает опознавать звук, который прежде был ему незнаком, его речевой аппарат начинает учиться его воспроизводить. Но даже в этом случае процесс обучения может занять годы.
Конечно, иностранный акцент не единственная причина неловких и неприятных ситуаций. Носитель регионального или социального диалекта также может представляться тем, кто его слушает, в невыгодном свете — грубым и необразованным. Как и иностранный акцент, региональные диалекты подхватываются в раннем возрасте, но их проще изменить, поскольку их основная фонотека совпадает со звуковой базой литературной формы языка.
Возможно, вы иностранец, чей выговор несет на себе отпечаток вашего родного языка, или приезжий из провинции, которого среди болтунов большого города выдает речь. Какой бы ни была причина, Голдес утверждает, что его клиенты показывают хорошие результаты, когда укрепляются в мысли, что они не хуже других и что острые углы их выговора можно сгладить: «Люди успокаиваются, когда видят, что это не их провал, а системное явление, что можно научиться делать ртом разные упражнения, чтобы освоить новые звуки: благодаря этому у людей появляется уверенность в том, что они могут повлиять на свой акцент».
 

be-open

джедай
Фраза «Ваш звонок очень важен для нас, но в настоящий момент все операторы заняты» вызывает лишь раздражение и гнев.

Вот, что слышат клиенты авиакомпании Virgin Atlantic:
«Здравствуйте, меня зовут Ричард Брэнсон, я владелец авиакомпании Virgin Atlantic. Сейчас все операторы заняты. Это непорядок. Давайте поступим следующим образом: если через 18 секунд никто не ответит на ваш звонок, вы получите скидку 450 фунтов. Я начинаю обратный отсчет - 18, 17, 16, 15…»

eSQ9cH6JQqo.jpg
 

be-open

джедай
Привычки, которые программируют на бедность

Некоторые привычки, влияют на физическое состояние мозга и фактически программируют людей на бедность.

1. Привычка жалеть себя

Привычки бедности начинаются с непрекращающейся жалости к себе и оплакивания своей неудачно сложившейся судьбы. Не та фигура, не те доходы, не то образование, не та квартира, не та погода, не та продавшица в супермаркете — все, абсолютно все вокруг может оказаться поводом для жалости к себе и сетований на свое невезение.

Между тем, люди, которые привыкают постоянно жалеть себя, быстро теряет сочувствие со стороны окружающих. Жалеть такого беднягу можно до бесконечности, но ведь что-то нужно делать и самому. Вечного ипохондрика сторонятся, от него ничего не ждут (он может только хныкать), его не зовут в компании. В результате у него остается критически мало личных связей, без которых практически невозможно сделать карьеру, попасть в интересный проект. Жалеть себя — это лучший способ заиметь низкооплачиваемую работу и серое существование.

2. Привычка на всем экономить

Если в магазине вы первым делом ищете отдел с распродажей, если думаете, что коллегам на работе платят больше при том, что работают они меньше вашего, если никогда и никому не даете в долг, не оставляете официантам чаевых и считаете, что с вашей зарплатой нельзя рожать ребенка, — то, скорее всего, привычки бедности в вас уже сидят.

Аналитики говорят, что стремление к тотальной экономии — это не признак разумной бережливости, а показатель того, что у человека нет баланса между доходами и расходами. Состоятельный человек как раз готов платить за вещи их реальную стоимость. А, кроме того, готов платить за чужой труд — и того же ждет от других.

3. Привычка все оценивать в дензнаках

Только запрограммированные на бедность люди считают, что счастливым можно быть, только при условии, если получать зарплату со множеством нулей. Что нельзя радоваться жизни и быть счастливым, если нет дорогой одежды, собственного особняка, престижного автомобиля. Социологи утверждают, что на вопрос “Что вам нужно для счастья?” перечислять материальные ценности начинают только бедные.

Люди с высокими доходами называют верную любовь и дружбу. При этом собственно богатством они не называют счет в банке. По их мнению богатые — это те, кто способен привлекать деньги, организовывать новые виды бизнеса буквально на пустом месте. По-настоящему успешный человек не зависит от объемов собственного мешка с золотом.

4. Привычка паниковать, когда кончаются деньги

Когда только при одной мысли о том, что вы можете попасть под сокращение, у вас учащается пульс, это может быть признаком внутренней программы бедности. У богатых людей деньги не являются неизменной величиной: сегодня они есть, завтра нет. И так по кругу.

5. Привычка тратить больше, чем зарабатываешь

Вы вкалываете на двух работах, но все равно денег не хватает? Пора что-то менять! Если человек не понимает, чем один кредит отличается от другого, то богатым он точно не будет.

6.Привычка заниматься нелюбимым делом

Если не я, то кто же? Психологи говорят, что люди которые занимаются нелюбимым делом — потенциально готовы к неудачам и бедности. Причиной тому являются чувства, вызывающие у них необходимость делать неприятные им дела. Чтобы искоренить эту привычку, необходимо делать не то, что кому-то нужно, а то, что вызывает наибольшее удовлетворение. Только в этой области можно добиться отличных результатов!

7. Привычка держаться подальше от родственников

Очень хорошие неудачники получаются из тех, кто отдаляется от собственной семьи. “Почему я должна звонить свекрови — ей надо, вот пусть и звонит…”, “Дядя Саша с тетей Наташей — это просто колхоз, не нужно их звать, а то что о нас подумают?”, “Папа, а ты не помнишь, как отругал меня во дворе при всех? Да, мне тогда было только четыре года, но я не забыла…”

Между тем, у всех “потомственных” богачей семья — это самая оберегаемая ценность на свете. Ведь именно в ней можно найти утешение и поддержку, когда во всех остальных сферах жизни случается кризис.
 

be-open

джедай
Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:

— Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.
— Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.
 

be-open

джедай
Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которые оно скрывает.

Местоположение и история создания
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее, на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Тайная вечеря в трапезной
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более, что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом - чуть позже.

Идея произведения
«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).

Интересные факты:
Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.

1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот, почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.

2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине неслучайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность неслучайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста ближе второе толкование.

Как видите, в одной единственной картине скрыто множество тайн и недосказанности, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

v08xQfle_LA.jpg
 

be-open

джедай
Хоккейный клуб "Адмирал" взял к себе в талисманы кота из владивостокского аэропорта, прославившегося на всю страну благодаря видео, где он ест рыбу с прилавка магазина.

Кот из аэропорта быстро стал самым популярным животным по всей стране. Его приглашали в различные города России, звали в театр Куклачева и даже заочно приняли в коммунистическую партию. А в итоге в субботу, 13 декабря, он стал талисманом хоккейного клуба "Адмирал". Пару часов назад сотрудники аэропорта передали его президенту "моряков" Александру Могильному.

Пока неизвестно, где будет жить кот. Как сообщили в пресс-службе владивостокцев, это будет решено в ближайшее время, но первую экскурсию по "Фетисов-Арене" животное уже совершило. На самом деле любитель морепродуктов оказался серой, полосатой кошкой,а не рыжим котом, но имя у него будет мужское — Матроскин.Талисману сошьют фрму клуба. Об этом корреспондентам VL.ru сообщил Александр Могильный.

«Руководство клуба, игроки увидели ролик про кота в аэропорту, всех он позабавил и возникло решение забрать его в клуб, — сообщил Могильный. — Мы обратились в аэропорт, кошку долго не могли найти, а когда разыскали, то позвонили нам. Звать кошку будут Матроскин, хоть это и девочка, потому что наша команда называется "Адмирал". Ущерб, который нанесла кошка мы возместим с процентами с продажи атрибутики нашей команды».

Завтра кошка отправится на обследование к ветеринару.

lxWJRyZKbZU.jpg
 
Сверху