Защита Брестской крепости имела и имеет не военный смысл, прежде всего она имеет смысл духовный. Это символ, который останется в мировой истории, как подвиг 300 спартанцев. Причем именно символическое значение Брестская крепость приобрела с первых часов войны - в громовой, триумфальный ход германского наступления на СССР - вкрался диссонанс. Это был шквал, но внутри него что-то уже лопнуло, что-то сломалось. Несколько раз Гитлеру докладывали, что Брестская крепость взята. И каждый раз выяснялось, что очаг сопротивления не погашен, что воля советских воинов не сломлена. По сути это был знаменательный сбой якобы непобедимой машины вермахта. Этот сбой уловили, почувствовали по обе стороны фронта. Это был несомненный признак конца авантюры Гитлера. Первый приказ об отступлении немецкий генерал Фон Шлиппер отдал в 11-ть утра 22-го июня - немцы не смогли взять с ходу ни один конкретный укрепрайон, они не смогли справиться с духом народа. Именно тогда, когда умирали последние защитники крепости, война была уже выиграна на каком-то высшем, неземном уровне. И это, мне кажется, остро чувствовал и сам Гитлер. Не случайно он приехал посмотреть на развалины Крепости 26-го августа… Говорят, его совершенно поразила надпись на стене, сделанная защитниками: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина». Эта надпись - свидетельство чрезвычайной высоты духа защитников. Такие слова мог написать только победивший… Победивший смерть.
Историческая достоверность - ключевая позиция фильма. Большая сложность для нас было вникнуть в психологию советских людей того времени. Выбор актеров, выбор лиц для массовки - все это было очень важно. Не случайно мы снимали в самом Бресте. Люди приходили сниматься по зову сердца - и это видно в кадре. Во время работы над фильмом я часто задавал себе вопрос: а вот если бы мы, нынешние, оказались там, как бы мы себя повели? Ведь мы, на первый взгляд совершенно другие люди: во многом расслабленные, привыкшие к комфорту, порой и неуверенные в собственной правоте. И вот я думаю: неужели бы мы, наше поколение, не справились бы? Я думаю, что этот фильм, эта попытка, очередная, сто первая попытка, доказать себе и окружающим обратное. Доказать, что и мы достойны, что и мы причастны к жертве и подвигу героев той войны. И напрасно нам говорят, что мы другой уже народ, с иными ценностями, с другой этикой, с другой психологией… Мы, подсознательно, стремимся туда - в крепость, на подмогу своим… Это урок, который я вынес из работы над фильмом.
Память о Великой Отечественной войне живет в нас генетически. Эта война живёт у нас в подсознании, звучит где-то на уровне подкорки, она была и остается важнейшим событием нашей национальной судьбы. Вся тысячелетняя история страны отразилась в этой войне как в очень большом, закопченном, треснувшем, но устоявшем колоссальном зеркале… Наша попытка сделать фильм о войне продиктована, конечно, желанием почтить память героев и мучеников этой войны. Но не только. Мы - своим трудом, своим отношением, своим уважением, своим пониманием прошлого - испытываем сами себя. Война - это ключ к пониманию не только истории, но это ключ к самосознанию. Делать фильм о войне - это ответственность, это, своего рода, испытание. Это, если хотите, проверка на вшивость. Что у нас получилось - решать зрителю. Одно скажу твёрдо: мы действовали на уровне собственных высочайших требований.
Важность этого проекта для Беларуси и России - в сопряжении усилий наших государств, двух близких друг к другу славянских народов, в демонстрации нашего единства, связанного общей историей, общей судьбой, общей драмой. Мы прошли закваску Великой войной. В этом фильме есть и политический смысл, он даёт идейное наполнение строительства Союзного государства. Это важно именно сейчас, когда тема подвига Солдата Великой Отечественной гасится, а то и шельмуется в угоду целям разъединения народов бывшего СССР. Печально, что Победа подвергается ревизии. Этого не должно произойти. Победа - это и есть наша национальная идея сегодня. Для того, чтобы мы имели право называться народом - мы должны помнить о Победе. Победа - это Чаша, которая наполнена живой водой, необходимая нам всем. Эту священную чашу передали нам как дар, как завет наши деды и отцы. Теперь наша задача - удержать, сохранить, не расплескать… Мы должны передать нашу святую Победу нашим детям и внукам.
Автор идеи и Генеральный продюсер
фильма БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ Игорь Угольников
сайт фильма, замысел