Почему землю в границах ЗАТО приватизировать нельзя?
вернуться к списку
Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 № 119-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рабиновича Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации”
Оспаривались положения, запрещающие передавать в частную собственность участки, ограниченные в обороте (исключения - в федеральных законах).
К таким землям, в частности, относятся участки, расположенные в границах ЗАТО (они также могут быть изъяты из оборота).
По мнению заявителя, эти положения неконституционны, поскольку нарушают его права на приватизацию.
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Оспариваемые нормы приняты в развитие указанных положений.
Они учитывают в т. ч. особый статус закрытых административно-территориальных образований. В силу Закона о ЗАТО подобные образования создаются для того, чтобы обеспечить безопасное функционирование находящихся на их территории организаций и объектов, предназначенных для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом территории и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования таких организаций и (или) объектов.
Данный режим включает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан, а также на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимостью.
Таким образом, оспариваемые нормы обеспечивают использование земли в границах ЗАТО в соответствии с его предназначением. Они учитывают необходимый баланс конституционно значимых интересов государства и граждан.
Поэтому данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права. Следует отметить, что один из судей КС РФ выразил особое мнение по этому поводу.
Так, согласно его выводам все-таки есть неопределенность в вопросе о том, насколько необходимым, адекватным и достаточным является подобное общее ограничение на оборот государственных или муниципальных земель в границах ЗАТО.
Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2009 N Ф09-9619/08-С6 по делу N А76-2469/2008.
«В удовлетворении требований о признании незаконным отказа комитета по управлению имуществом и администрации закрытого административно-территориального образования в приватизации земельного участка, об обязании осуществить приватизацию и государственную регистрацию участка отказано правомерно, поскольку участок находится в границах ЗАТО и ограничен в обороте, предоставление в собственность ограниченных в обороте земель законодательством не предусмотрено».
А теперь вопрос: как так получилось у ИП Оборотнева Д.Ю.приватизировать землю в ЗАТО Снежинск? Где государево око в лице прокурора?