Экологический скандал с Volkswagen
В августе мы писали о том, как успешно идут дела у компании Volkswagen. По итогам первого полугодия производитель вышел на первое место в мире по продажам новых автомобилей. Правда, разрыв был чисто символическим: 5,04 миллиона машин против 5,02 у «Тойоты». Тем не менее это знаковое событие, ведь немецкому концерну впервые удалось взобраться так высоко. Тогда не было сомнений в том, по итогам всего 2015 года корона тоже достанется «Фольксвагену». Однако события прошлой недели могут поставить крест не только на этом амбициозном плане, но и вообще на безоблачном существовании компании.
18 сентября Управление по охране окружающей среды США (Environmental Protection Agency — ЕРА) опубликовало довольно заурядный на первый взгляд пресс-релиз, который может существенно повлиять на бизнес немецкой компании, причем не только в Северной Америке. В нем Volkswagen обвинили в нарушении установленных экологических норм. Причем производителю инкриминируют не просто какую-то ошибку, которая ведет к повышенному выбросу вредных веществ, а злонамеренный обман регулирующих органов. Неужели это вообще возможно в современном мире, тем более с мировым лидером?
Необходимо отличать досадную оплошность от преднамеренного обмана. Недавно Hyundai и Kia уже поплатились за публикацию заниженных данных о расходе топлива для своих машин: американцы заставили их заплатить 395 миллионов долларов, примерно по 320 долларов каждому из обманутых владельцев. В случае с делом Volkswagen суть вопроса совершенно иная, ведь из-за обмана пострадали не только владельцы машин, но и экология планеты.
Как же немцы смогли обмануть регулирующие органы? Ведь в США установлены довольно жесткие требования по экологическим нормам, к тому же за тестирование платят не производители. В итоге Управление по охране окружающей среды никак не зависит от автомобильных компаний, поэтому может беспристрастно подходить к исследованиям. Возможно, именно это и позволило раскрыть крупную махинацию.
Каждая модель проходит испытания EPA, причем для повторной проверки может быть выбран любой экземпляр, а не заведомо подготовленный. Поэтому для обмана регулирующих органов инженеры Volkswagen использовали весьма оригинальный ход. Они встроили в электронный блок управления двигателем специальный код, который мог определить подключение к автомобилю тестирующей аппаратуры. В этом случае активировалась модифицированная программа, которая существенно изменяла алгоритм работы ДВС, снижая количество вредных выбросов. В обычном же режиме выбросы оксидов азота NOx могли превышать установленные стандарты в 40 раз! Напомним: соединения вида NOx относятся к парниковым газам. Что еще более опасно, они являются сильными канцерогенами, а также приводят к образованию приземного озона, который вызывает заболевания легких. Именно поэтому грозящий немецкой компании штраф в 18 миллиардов долларов, хоть и является баснословным, вовсе не выглядит несправедливым.
По данным Управления по охране окружающей среды, хитроумная прошивка была установлена на всех автомобилях с двухлитровым дизельным двигателем TDI (а ведь их еще в США продвигали под лозунгом Clean Diesel — «Чистый дизель»). Всего же преднамеренный дефект затрагивает примерно 482 тысячи автомобилей, проданных в США с 2009 по 2015 год. Это модели Golf, Jetta, Beetle, Passat и Audi A3. Но это лишь на рынке Америки, к тому же обманный программный код может быть использован и на других видах двигателей.
После публикации релиза EPA события стали развиваться очень стремительно. За несколько дней акции Volkswagen буквально рухнули: в пике они дешевели примерно на 40 процентов. В итоге рыночная капитализация компании уже потеряла существенно больше 18 миллиардов долларов. Уже после этого немецкий производитель признал, что ПО с подобным видом мошенничества установлено на 11 миллионах автомобилей. Volkswagen оценил затраты по их отзыву и обновлению в 6,5 миллиарда евро. Но и на этом затраты компании могут не закончиться: сегодня расследования уже начаты в Германии и Южной Корее. Репутационные потери вообще не поддаются оценке.
В прошлую среду пришла еще одна шокирующая новость: глава Volkswagen AG Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) добровольно ушел в отставку. А ведь еще буквально неделю назад он представлял новый Volkswagen Tiguan на
Франкфуртском автосалоне. Винтеркорн являлся генеральным директором немецкого гиганта с 2007 года, и ничто не предвещало столь быстрого заката карьеры. Более того, весной 2015 года он одержал очень важную для себя победу: смог свергнуть Фердинанда Пиха (Ferdinand Piëch) с поста председателя наблюдательного совета концернов Volkswagen AG, после чего сам занял его кресло. А ведь Пих — не только внук легендарного Фердинанда Порше, но и на пару со своим двоюродным братом Вольфгангом Порше (Wolfgang Porsche) является держателем 51 % голосующих акций компании. Любители теории заговоров уже начали говорить о том, что вся цепочка событий, связанная со скандалом и последующим за ним увольнением Винтеркорна является лишь местью Фердинанда Пиха. Впрочем, эта версия не выдерживает никакой критики, ведь сам Пих и стал главным пострадавшим с учетом текущего падения стоимости акций. А ведь впереди компанию еще ждут огромные затраты на исправление ошибки и астрономический штраф. К текущему моменту собственное расследование инициировал Департамент юстиции США. Но реальные масштабы бедствия станут ясны лишь через несколько лет, ведь кризис может сказаться на продажах новых машин немецкого концерна.
В конце прошлой недели уже появились сообщения о возможном уходе других топ-менеджеров Volkswagen AG. Свои посты должны оставить руководитель научно-исследовательского центра Audi доктор Ульрих Хакенберг (Dr. Ulrich Hackenberg) и его коллега из компании Porsche Вольфганг Хатц (Wolfgang Hatz). А ведь все эти люди, включая Винтеркорна, могли даже не догадываться о существовании паразитического программного обеспечения. Но скандал уже вышел за пределы Volkswagen. Так, немецкий журнал AutoBild сообщил, что кроссовер BMW X3 в версии xDrive 20d не прошел уличный тест Международного совета по чистому транспорту (International Council on Clean Transportation): содержание оксидов азота было превышено в 11 раз относительно максимально допустимого уровня, регламентированного нормами Евросоюза. Судя по всему, мы являемся свидетелями крупнейшего за последние десятилетия скандала в автомобильной отрасли.