"Украине исполнилось три с половиной года.
Наверняка, найдутся те, кто станет спорить о точке отсчета. Те, кто будут вспоминать 1991-й или 1918-й, или и вовсе нырять в прошлое на несколько столетий.
А настоящая – не имитационная – независимая Украина появилась лишь тогда, на рубеже 2013-2014 годов."
Павел Казарин, "Рецепт поражения", УП
Павел Казарин – один из крайне немногих украинских публицистов, с кем я обычно согласен процентов так на 95, а порой и на 100. Поэтому мне не очень хотелось бы с ним полемизировать. Но именно поэтому я не могу смолчать, когда в эти "5 процентов разницы" попадает на мой взгляд очень важный мировоззренческий вопрос, и когда столь уважаемый мною публицист насаждает в обществе глубоко ошибочную и крайне вредную точку зрения. Речь о тезисе, вынесенном мной в эпиграф к блогу.
Поскольку текст адресован прежде всего читательской аудитории Павла, я даже в порядке исключения перейду на русский – тем более что в украиноязычной аудитории сторонников "трехлетней Украины" достоверно меньше, чем среди наших русскоговорящих украинцев-неофитов.
Тезис, на первый взгляд звучащий очень красиво, и выводящий нашу страну из Майдана, глубоко ошибочен и в то же время опасен. Ошибочен – так как если бы не столетняя история борьбы украинцев за свою Республику никакого Майдана никогда бы не случилось. Ему попросту негде было бы произойти, и некому было бы на него выйти. Опасен – потому что принятие этого взгляда сводит все происходящее в стране и в мире к сиюминутным "разборкам", лишая взгляда на происходящее в исторической перспективе, а это приводит к соответствующему "на-день-вперед-максимум" видению перспективы. В добавок этот взгляд крайне размывает моральные ориентиры и ценности – оказывается, всего три года как у нас есть какие-то идеалы и ценности, а значит раньше не было правых и виноватых, не было зла и добра, а все было какое-то "общенепонятное", а значит в равной мере "право-неправы" были все-все-все.
Я понимаю стремление Павла и его читателей уверовать в "трехлетнюю Украину" и насадить это видение в обществе. Это очень удобно – считать, что до тебя, красивого, в этой стране не было достойных граждан, да и самой страны как бы не было, пока ты вдруг не проснулся и ее себе не придумал, а придумав – героически вышел на Майдан. Это самая удобная ложь, героизирующая краткосрочные "подвиги" неофитов и оправдывающая их предыдущее многолетнее равнодушие, их летаргический сон сначала в УССР, а потом в постсовковой недореспублике. И перечеркивающая жизни всех тех, кто подготовил страну к пробуждению этих самых неофитов.
Нет, ребята, так не пойдет. Это не Украины не было до 2014 года – это вы, ребята, не были к ней готовы и ее достойны.
А поскольку вас действительно до фига и больше, то вопреки всем усилиям активного меньшинства, и благодаря сонным пассивным вам, страна все время была какой-то "недо" - то ли республика, то ли нет, то ли настоящая, то ли бутафорская, то ли независимая, то ли не совсем, то ли Украина, то ли Малоросссия… Но все это время та, настоящая Украина, моя независимая свободная Республика была, жила, боролась за выживание – это просто вас, красивых, в ней не было до Майдана.
Не буду залезать в историю слишком уж глубоко, хотя по большому счету наша сегодняшняя борьба (к которой вы соизволили подключиться три последних года, ну и за это спасибо) напрямую продолжает борьбу еще Выговского и Мазепы, с абсолютно теми же целями и задачами, адаптированными соответственно историческому контексту тогдашней и сегодняшней общемировой ситуации. Но оставим для другого текста далекую историю – там были перерывы в борьбе, "потерянные поколения", историческая преемственность не всегда очевидна. Поговорим хотя бы об очевидном – о нашей непрерывной борьбе последних ста лет.
Моя Республика возникла в 1917 году, в 1918-19 оформилась территориально, и с того самого времени непрерывно борется за выживание и самоутверждение в мире. Тогда же были заложены все основные черты украинского политического проекта 20-21 веков – те самые, которые неофит Казарин вполне правильно описал, но ошибочно счел возникшими на Майдане.
Украинская Республика с момента своего основания базировалась на принципах демократии и верховенства права, причем для времени своего основания она аккумулировала наиболее передовые тогдашние подходы и практики – как и сейчас она старается имплементировать лучшие практики Евросоюза. Свобода мысли, слова и собраний, свобода вероисповедания при светском характере государства, парламентская форма правления и многопартийная система со всеобщим равным избирательным правом (включая равенство полов и этносов) – для начала 20 века это были самые передовые достижения политической мысли, доступные в то время мягко говоря не всему человечеству. Провозгласив их сто лет назад, мы, Украинская Республика, вошли в авангард европейского прогресса, и с той поры развивались синхронно развитию всей европейской цивилизации.
Тогда же, с первых дней провозглашения моей Республики, когда в ее первом же правительстве министерский портфель получили евреи Зильберфарб и Золотарев, ее полками командовали русские Греков и Алмазов, а ее флот строил поляк Клочковский, стало очевидно, что украинский национализм по своему характеру – инклюзивный, а не эксклюзивный, и что молодая украинская нация строится на политической, а не узко-этнической основе. Я очень рад, что Казарин и другие увидели эти принципы сейчас – но они не родились на Майдане, им как минимум сто лет, и еврейский, татарский, грузинский, чеченский добровольческие батальоны на защите Украинской Республики – не новшество украинско-российской войны 2014-го, а повторение успешной практики УПА. Украинский национализм изначально и практически все время был инклюзивно-политическим, шаги в сторону "этночистоты" бывали нечастым и как правило маргинальным отклонением, и именно эта столетняя "генеральная линия" предопределила мультиэтничность и мультикультурность Майдана – а не наоборот.
Сто последних лет моя Республика борется против оккупантов. Борется прежде всего за умы своих потенциальных граждан, а затем уже за контроль над территорией. Формы этой борьбы менялись в соответствии с условиями – УНР вела войну на трех фронтах, после ее проигрыша эстафету переняли эмигранты и подпольщики, во время второй мировой ее подхватили партизаны УПА, а после их военного поражения – опять подпольщики и эмигранты. И все это время непрерывно сохранялась преемственность борьбы, преемственность идеи и идеалов. Преемственность Украинской Республики.
Бывали моменты, когда число людей, осознающих себя гражданами моей Республики, уменьшалось до критического минимума, чуть ли не поголовно помещавшегося в лагерях ГУЛАГа, партизанских лесах и эмиграции. Но даже тогда Республика не исчезала полностью, она лишь очень – очень ужималась, уходила в глухое подполье, и устами своих самых стойких граждан пыталась разбудить остальных – сонное совковое большинство.
Я сам не родился сознательным украинским гражданином. Мои деды не воевали в УПА, а проливали свою кровь за диктатуру Сталина, мои родители были вполне законопослушными жителями УССР (быть "гражданами УССР" невозможно – концепт "гражданства" в принципе чужд "совку", у него есть только "жители", организованные в "население", а не в нацию). Ко времени моей юности число граждан моей Республики, пожалуй, опустилось до исторического минимума – уже не было в живых большинства повстанцев УПА и тех, кто хотя бы лично застал их борьбу, а УНР вообще была чем-то почти мифическим. На 52 миллиона тогдашнего населения УССР граждан моей Республики оставалось едва ли несколько тысяч – примерно тысяча "отсидентов"-"антисоветчиков", их семьи, ну и пожалуй еще раз в десять-двадцать больше молчаливо боязливо сочувствующих, в основном в западных областях.
Но стоило слегка ослабнуть контролю империи над информацией, как этой малочисленной "недобитой Республики" хватило, чтобы заразить идеей украинского политического проекта – того самого, начатого в 1917, продолженного УПА, - еще десятки и сотни тысяч вчерашних сонных "совков", включая автора этих строк. Мы проснулись, осознали себя гражданами Украины, и это пробуждение приобрело лавинообразный характер – уже в 1990-м мы собирали миллионные акции, успели раздать 600 тысяч (не опечатка!) "паспортов граждан временно оккупированной УНР", провели в Раду больше сотни наших депутатов – носителей идей Республики. Когда же империя вздрогнула в конвульсии неудачного путча "ГКЧП", нас хватило на то, чтобы заставить Раду, включая перепуганное "совковое" большинство, провозгласить нашу Независимость – восстановить нашу Республику на карте мира. И нас, активного меньшинства украинских граждан, хватило еще на то, чтобы раскачать сонную биомассу вместе с нами проголосовать за независимость на референдуме первого декабря 91-го.
Но на этом наши успехи на время закончились. Нас уже не хватило на то чтобы взять власть в стране. Ее захватили (и с успехом удерживают до сих пор) представители бывшей колониальной псевдоэлиты, куда более соответствующие вкусам и представлениям тех, кто так и не проснулся из колониально-"совкового" сна, чем мы – "экстремисты" и "националисты" (читай: "граждане Украинской Республики"). Совковый "сон разума" затянулся еще на долгую четверть столетия, и простите, дорогие Казарин и компания, но это вы, а не мы, спали все это время.
Мы, активное меньшинство, все это время пытались как могли защищать идеалы нашей Республики. Выходили на "Украина без Кучмы", "Оранжевую революцию", не давали замолчать дело Гонгадзе, защищали свободу слова, свободу избирать и быть избранным, обличали коррупцию, отстаивали наш язык при тотальном наступлении "братской любви" с востока и так далее – в общем, оставались верными тем целям, которые наша Республика провозгласила столетие назад. Время от времени мы достигали временных успехов, но потом наступал день выборов – и вы, дорогое пассивное большинство, опять нивелировали все успехи, голосуя кто за гречку, а кто просто согласно совковым стереотипам. Вы спали, не хотели проснуться, и злобно огрызались на тех, кто пробовал вас разбудить – ибо сон всегда комфортнее действия, а блаженное забытье комфортнее осознания окружающей реальности и своей ответственности за нее. И наша Республика опять отступала и сдавала позиции, а на ее месте разлагался имитационный монстр – УССР, перекрашенная в украденные у нашей Республики цвета.
Чтобы разбудить вас, понадобились Путин и Янукович, Майдан, Крым и "русская весна". Что ж, спасибо им, и спасибо вам – лучше позже проснуться, чем так и оставаться в "совковой" летаргии, где увы и сейчас пребывает изрядное количество наших формальных сограждан. То, что вы встали в ряды защитников Республики – прекрасно, это никогда не поздно, тем более сейчас, когда ее существование все еще под угрозой, и враг хоть и ослаблен, но никуда еще не отступил.
Мы всегда были инклюзивными, и рады принять в свои ряды всех – этнических украинцев, еще вчера бывших "хохлами" и наконец осознавших себя собой, этнических русских, евреев и татар, тех кто живет здесь в надцатом поколении и тех кто вчера "понаехал", с тремя высшими образованиями и с пятью классами. Необходимо и достаточно одно – осознать себя частью нашей столетней Республики, стать ее гражданином, и быть готовым ее защищать. Добро пожаловать в клуб, мы были и продолжаем быть открытыми для всех, кто морально "созрел". И я очень рад, что вместе с вами нас стало больше, и что наконец-то три года назад вместе набралась та критическая масса, которая позволила победить Майдану и остановила наступление врага на самой восточной границе (к слову, как раз примерно по линии границ УНР на момент провозглашения). Вы наконец вместе с нами, вы теперь одни из нас – и это прекрасно.
Но только не стоит подменять понятия, и делать вид что наша Республика родилась в тот день, когда вы, дорогие неофиты, наконец до нее "дозрели". День вашего персонального пробуждения – личный праздник для каждого из вас, ваш день рождения как Гражданина. Это прекрасный праздник, ибо вы думаю уже сами ощутили за эти три года, насколько лучше ощущать себя Гражданином, иметь свою Страну, свою Республику, по сравнению с ощущениями "просточеловеков". И действительно, для многих этот день рождения приходится на 14-й год, так что вы сейчас милые очаровательные "трехлетки". А вот нашей с вами Республике чуток поболее – ровно век. И ровно век ее утверждают лучшие из лучших, теперь уже и вы в том числе. Поверьте, это не унижает вас и не умаляет ваших заслуг – напротив, нет ничего почетнее, чем встать в строй борьбы, продолжающейся уже целый век, в строй не сдавшихся, не покорившихся, не предавших. Это куда "круче", чем делать вид что до вас на этой земле не было ни страны, ни граждан, а вы три года назад все создали из ничего, и с вас началась история Украины.
Надеюсь, скоро нас с вами станет еще больше, проснутся последние спящие. И мы с вами завершим начатое сто лет назад – построим нашу Республику до конца, такую, какой ее задумали лучшие люди пять поколений назад – свободную, демократическую, соответствующую лучшему стандарту государства своего времени (в нашем случае – лучшим стандартам демократий 21-го века). В нашем столетнем строю еще много свободного места, ждем всех, кто все еще не "дозрел" - и помним всех, кто стоял в нем до нас.