Не придуманная история «Светлых Отцов».
ПРИВЕДЁННЫЕ ЗДЕСЬ ЗВУКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА МУЗЫКАЛЬНОСТЬ, СКОЛЬ-НИБУДЬ ЗАМЕТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАЯВКОЙ НА ИСКУССТВО! Они выложены исключительно в информационно-ознакомительных целях. Поэтому прошу не относиться к ним чересчур критично.
Школьные годы:
Наши первые самодеятельные музыкальные потуги возникли в начале второй половины 70-х годов. Тогда это было модно - создавать вокально-инструментальные ансамбли. Так на свет появилась группа «ADVIS» (Анчугов, Данцев, Видякин, Ибрагимов, Саркисян). Поскольку пианино было у меня одного (сестра училась в музыкальной школе), то и репетировали у меня дома. Играл на дорогом инструменте, соответственно, тоже я. В лучшие времена у нас была пара, переделанных под 6-струнки, гитар. На одной гитаре даже стоял звукосниматель, который я, не мудрствуя лукаво, подключил к пьезоэлектрическому иглодержателю ламповой радиолы «Серенада-402». Если бы эта радиола была транзисторная, то наверняка покорно сгорела бы от таких издевательств. В качестве ударных инструментов и перкуссии использовалась различная кухонная утварь: кастрюли, тазики, склянки и баночки с рисом. Я пытался играть партию баса на фоно. Кес (Игорь Саркисян) стучал на импровизированных ударных, а Саша Анчугов что-то бренчал на гитаре. Ирек Ибрагимов варил макароны для проголодавшихся за творческим трудом музыкантов, а Сергей Видякин был просто хорошим человеком, который заражал всех своим энтузиазмом и оптимизмом.
Квинтэссенцией творчества группы явилась запись небольшой рок-оперы на тему ограбления «бэнк оф америка» с шумовым и звуковым оформлением, в качестве которого использовался старый переносной проигрыватель грампластинок.
Всё это было беззаботно и весело, мы просто дурачились, не стремясь заниматься творчеством всерьёз. Однако, слухи о нашей группе распространились за пределами квартала и неожиданно мы узнали, что в соседнем дворе тоже существует рок-команда. Почувствовав исходящую от неё угрозу конкуренции, мы поначалу хотели просто навалять тумаков тамошним музыкантам. Но трезво поразмыслив, решили объединиться в одну супер-группу и покорить весь мир. Тем паче, что среди конкурентов были довольно известные в узких кругах музыканты, такие, как Паша Туманов, Виктор Бондарев, Сергей Щукин и другие…
Репетировать стали у Паши (у него тоже было фортепьяно и даже музыкальное образование). Подобрали на слух несколько битловских и слэйдовских вещей. Даже что-то записали на магнитофон. Но эти записи, вероятнее всего, утеряны.
Поскольку Паша, Виктор и Кес учились в одной школе, то они репетировали в школьном ансамбле и даже выступали на конкурсе городских ВиА. Потом школа закончилась и каждый пошёл своей дорогой. Виктор живет в Питере и практически не расстаётся с гитарой. Паша, насколько мне известно, тоже регулярно музицирует.
Период магнитных колец:
С творчеством Вовы Синего и Братьев по Разуму я впервые познакомился в 1984 году, находясь в гостях у Вовы Плотникова. Но тогда их музыка, честно говоря, меня не шибко впечатлила. Позже вышел альбом 1985 года «Игра синих лампочек», более качественный как по звуку, так и по музыкальному материалу. Слухи о Братьях поползли по городу. Над Челябинском - 70 навис сладкий туман подпольно-авангардной музыкальной культуры…
Жить в такой обстановке и не вариться в этой творческой среде было практически невозможно, тем более, что я был лично знаком с Кутявиным, Морозовым, Ракиным, а Вова Синий – вообще мой одноклассник. Все только и говорили о том, что слава о Братьях прорвалась через западные рубежи Родины и за это их преследует КГБ. Тайна, опасность и музыка… что может быть романтичнее?
Поэтому, вполне естественно, что в какой-то момент возникла идея попробовать себя в музыкальном творчестве. Тем более, что в 1986 году Вова Синий ушёл в армию, а Гоша Рыжий подался в тёплые московские края, и на стезе городского андеграунда возникла, так сказать, творческая брешь. Сильно не заморачиваясь, мы решили воспользоваться ранней технологией Александра Мальцева («Бэд Бойз») и Братьев по Разуму: в качестве музыкального аккомпанемента - ритмическая основа на магнитном кольце с наложением прочих звуков и инструментов. В состав новорожденного проекта «Светлые отцы» вошёл я, Лав (Андрей Лавров) и только что демобилизованный из армии Вадик (Влад Косарев). Вова Синий остался дослуживать ещё полгода в той же части, где служил Вадик.
Было, по-моему, всего две репетиции, на которых мы пытались спеть вокалом, но из этого ничего не вышло. Лав же взял тетрадный лист бумаги, карандаш и буквально минут за десять написал стихи к песне "Осталось недолго". На этом репетиции прекратились, и проект неминуемо канул бы в лету. Тогда я решил продолжить его в одиночку.
Забрал у Ирека и Плотникова старые магнитофоны (в дополнение к своим двум), починил их, настроил. Спаял эквалайзер из конструктора, купленного в универмаге, и изготовил небольшой микшерский пульт из тиснутой из ванной комнаты подставки для мыла. Купил микрофон «МД-282». «Железо» для работы было готово. Тексты к песням писал быстро, на раз, особо не задумываясь над слогом и не редактируя - лишь бы было чего петь, если это можно назвать пением. Вообще, всё это не рассматривалось как публичное творчество, а было лишь для того, чтобы дать послушать ближайшим друзьям. Далее двигать этот проект я не собирался, поэтому всё делалось быстро, песни записывались с одного-двух дублей. Значительно большее время и усилия требовались на изготовление петель, наложение звуков и сведение. Но тоже без фанатизма, пока не надоест.
Первым был записан трек «Утро», причём, в монофоническом варианте: на первую дорожку была записана музыка, а на вторую накладывался голос. Потом эти дорожки были сведены в псевдо-стерео.
На треке «Осталось не долго», как я уже говорил, звучат стихи Андрея Лаврова. Этот трек посвящается его памяти.
«Очередь в винный» записана по мотивам рассказа Влада Косарева «Очередь» в тяжёлые антиалкогольные времена горбачёвской перестройки.
«Женщина из ОРСа» - воспоминания о беззаботной молодости и культурных посещениях женского общежития "Восток".
Ещё существуют на плёнке три трека: «Хозрасчёт», «Скромный мальчик», третий уже не помню, но их я здесь не привожу. И так уже хватит насиловать уши благодарных слушателей.
Компьютерная эпоха:
Начало 90-х годов ознаменовалось распространением персональных компьютеров класса IBM PC в быту и появлением музыкальных программ. Компьютеры тогда были, в основном, AT-286 и имели на борту 16-ти битные процессоры на 12 МГц в турбо режиме, ОЗУ 640 КБ и винчестер на 20 или 40 МБ.
Тогда я крепко увлекался компьютерными играми. Собрал весьма солидную коллекцию и даже обменивался программами с игровыми фанатами из Свердловска. Оттуда мне и прислали однажды программу для написания музыки «Sctream Tracker» и библиотеку сэмплов. По нынешним временам этот секвенсор предоставлял весьма скромные возможности: четыре канала 8-битных инструментальных сэмплов с частотой оцифровки 16 кГц. Звук выводился на порт принтера LPT . Цифро-аналоговое преобразование осуществлялось посредством самодельного адаптера «Covox». Для того, чтобы получить подобие стерео, нужно было к компьютеру подключить второй LPT порт. Сами понимаете, что ширина звуковой полосы на выходе ЦАПа не превышала 8 кГц. Если кто помнит, все платы тогда конфигурировались вручную с помощью перемычек – выбирался адрес устройства и вектор прерывания. В общем, всё это было довольно непросто и мудрёно.
Первые попытки что-то смузицировать вылились в практически беспорядочное нажатие компьютерных клавиш. В результате чего, родился трек «Первая проба».
Затем захотелось придумать что-то более обстоятельное, сочинить какую-то мелодию и создать композицию. После долгих и мучительных страданий появился трек «Небо в звёздах» - довольно однообразный и даже муторный, но не лишённый, как мне потом сказал Виктор, художественного содержания.