Недавно ее лидеры фактически солидаризировались с точкой зрения Турции, которая сбила российский самолет, создала провокации вдоль маршрутов следования кораблей России в Сирию. Москва единственный крупный союзник ЕС в борьбе с ИГИЛ*, но вместо того чтобы ее поддержать, лидеры Евросоюза своим молчанием открывают возможность турецким руководителям создавать все новые и новые провокации, делать очередные выпады в адрес России.
Последний, осуществленный турецким министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу, вообще сложно анализировать, не прибегая к услугам психиатра. По сообщению портала YourNewsWire, глава внешнеполитического ведомства Турции пригрозил, что его армия способна «оккупировать Россию за семь дней». Делая подобные публичные заявления, хотя бы заглянул в учебник истории, чтобы вспомнить: за время существования Османской империи из двенадцати развязанных ею против России войн, турки лишь одну выиграли. Во время последней (Первой мировой) турецкое государство, кстати, вообще едва не исчезло, не поддержи Москва Кемаля Ататюрка оружием, деньгами и военными специалистами.
Но мало того, Мевлют Чавушоглу сделал такое заявление не только от лица своей страны, которую официально представляет — он сослался на возможности и интересы всего блока НАТО.
Казалось бы, после таких слов Запад должен был немедленно подобные заявления дезавуировать. Но вместо этого лидеры западных стран предпочитают молча наблюдать за дальнейшим развитием событий.
Точно также, как ни слова не обронили относительно происходящей на глазах всего мира откровенной милитаризации турецкого общества. Эту политику в последние несколько лет все активней проводит Раджеп Эрдоган, то пафосно заявляющий, что «нами движет дух, который когда-то основал Османскую империю», то предлагающий «идти туда, где были наши предки».
Сегодня он, отойдя от кемалистской традиции, старательно выстраивает новую историческую мифологему в основе которой лежит культ силы. Активно требует от подчиненных пропагандировать «военные достижения» Оттоманской Порты. Результатом стало создание таких «шедевров» как телесериал «Завоевание. 1453». Все его серии — о победном движении османов, когда они потопили в крови православную Византийскую империю. Об этом же рассказывают в созданном по личному распоряжению Эрдогана музее-панораме «1453». Сюда в обязательном порядке приводят турецких школьников. Они с детских лет должны усвоить, что 29 мая 1453 года — день массового избиения православных христиан в Константинополе — это самая «великая» дата национального календаря. Ее в современной Турции полагается отмечать салютами и фейерверками.
Но если всю эту милитаризацию общественного турецкого сознания на Западе предпочитают считать игрой, относящейся исключительно к давнему прошлому, то стоило бы обратить, насколько сегодняшнему дню близка одна историческая параллель.
Основатель Оттоманской Порты Осман I, став после смерти «отца турок» Эртогрула беем в 1281 году, первым делом призвал в свое царство сброд со всего исламского мира, завлекая его возможностью разграбить ослабленную набегами крестоносцев Византийскую империю. Надо заметить, что тогда символом богатства считались не Берлин или Париж. Первый был нищим захолустьем, а правители второго не мылись и могли себе позволить вволю наесться мясными блюдами только по великим христианским праздникам. Символом роскоши и обилия был Константинополь. На его завоевание Осман I призвал всех, кто бежал с Востока — из воюющих между собой татарских улусов.
Политику основателя Османской империи в точности копирует Эрдоган, методично направляя потоки мигрантов в богатые и сытые страны Евросоюза. Отличие только в том, что если Осман I хотел Византию разорить и подчинить, то турецкий президент рассчитывает, шантажируя, ограбить ЕС,.
Казалось бы, хотя бы здесь европейские лидеры должны проявить характер и дать отпор, но вместо этого они не нашли ничего лучшего как умиротворять «потомка османов» уступками. Согласились выделить многомиллиардные транши, чтобы «помочь» Анкаре остановить потоки мигрантов. Словно забыли истину: пытаясь задобрить рэкетира с помощью подкупа, только еще больше разжигаешь его аппетит.
Или хотя бы вспомнили историю: османская волна в XV—XVI вв.еке не ограничилась разграблением богатых византийских городов, а хлынула дальше Европу. Она остановилась лишь тогда, когда обнаружилось, что грабить в таких масштабах как на Востоке в европейских странах ввиду их относительной бедности не получится.
Но самое опасное то, что Эрдоган настолько циничен, что призывая возродить дух Оттоманской Порты, сам же отступает от базового османского принципа — идеи пусть и разбойничьей, но справедливости. Ведь даже в шайке бандитов существует принцип делить между собой награбленное поровну. Интересно, что в Османской империи, вплоть до падения последнего султана Мехмеда VI Вахидеддина, туркам Малой Азии доставались меньшие выгоды по сравнению с сирийскими, иракскими и другими арабами.
Сегодня же Эрдогана действует с точностью до наоборот. Чтобы обеспечить экономическое процветание турецкой верхушки, он готов нещадно грабить и эксплуатировать даже своих единоверцев — сирийцев, иракцев, ливийцев.
И кто-то в ЕС считает, что после этого Анкара пожалеет европейцев?
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Юрий Городненко
ссыль