Трудно быть богом

Mike22

Местный
Рецензия после показа на кинофестивале в Риме -

Если все-таки считать«Трудно быть богом» Алексея Германа научной фантастикой (а как раз такое определение в середине 1960-х применяли к первоисточнику фильма, одноименной повести братьев Стругацких), то аналогия с НЛО в заголовке не покажется странной: такое впечатление, будто в Риме и правда приземлился инопланетный корабль. Свидетели события не верят своим глазам, они в шоке ...
http://www.vedomosti.ru/friday/article/2013/11/15/34191
 

DimoZZZa

Красаффчик
iphone360_40783.jpg


год 2013
страна Россия
слоган-
режиссер Алексей Герман
сценарий Алексей Герман, Светлана Кармалита, Аркадий Стругацкий, ...
продюсер Виктор Извеков
оператор Владимир Ильин, Юрий Клименко
композитор-
художник Сергей Коковкин
монтаж Мария Амосова
жанр фантастика, ... слова
премьера (РФ) 13 февраля 2014, «Премьер-Кинопрокат»
возраст 12+
время 170 мин. / 02:50

На погруженной в глухое средневековье планете находятся наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, Румата, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее не выдерживает, когда на планете захватывает власть «черное братство», свергнувшее господство «серых», тоже отвратительных, но хоть не столь кровавых. Румата берется за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.

Трейлер
http://www.kinopoisk.ru/getlink.php...0783/kinopoisk.ru-Trudno-byt-Bogom-148238.mp4

Тема на Кинопоиск
 

zzz

инвалид умственного труда
Умберто ЭКО: «…Именно о нас, о том, что с нами может случиться»

Умберто ЭКО стал одним из первых зрителей завершенного фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» — и написал о нем для «Новой газеты». Публикуем эссе живого классика европейской литературы в канун мировой премьеры фильма на Римском кинофестивале.

Трудно быть богом, но трудно и быть зрителем — в случае этого лютого фильма Германа.

Я всегда полагал и писал, что любой текст (литературный, театральный, киношный и любой вообще) адресован некоему «образцовому читателю». Читатель первого уровня хочет только узнать, что происходит и чем кончится история. Читатель второго уровня, пройдя первый, перечитывает текст и разбирается, как текст устроен и какие повествовательные и стилистические средства заворожили его в первом чтении.

Обычно второе прочтение — оно именно второе. Если не считать случаев, когда цель — холодный формальный анализ, чем занимаются филологи, а не настоящие читатели. То есть я хочу сказать: разбирать операторскую, монтажную и прочую работу и почему «Дилижанс» — великий фильм может тот, кто сначала испереживался на первом уровне, волнуясь, удастся ли Седьмому кавалерийскому полку выручить из беды дилижанс и останется ли в живых «малыш» Ринго, вышедший на поединок.

Насчет фильма Германа скажу, что выше первого уровня подняться очень трудно. Как только вы попадаете в это Босхово полотно, остается брести по закоулкам, даже по таким, которых на настоящем полотне-то и не видно. Вы бредете под гипнозом ужаса. Нужна немалая сила духа, чтобы восстановить дистанцию, необходимую для перехода с первого уровня восприятия на второй.

Автор, бесспорно, размещает в своем тексте закладки, скажу даже — зацепки, приглашая нас перейти на этот самый второй уровень. Я имею в виду обильное использование длинных кадров, создающих у нас чувство, будто смотрим из отдаления (и даже как будто бы из другого пространства, и нас-то изображаемое не касается). Что-то вроде брехтовского приема Verfremdung, который сформировался у Брехта под влиянием московских известий о «приеме остранения» Шкловского.

Но как можно отстраниться от того, что рассказывает режиссер Герман?

Данте, конечно, выпростался из адской воронки (хотя вряд ли бы у него это получилось без Вергилия), но перед этим прошел все круги, и, в частности, не как свидетель, а как участник, периодически захваченный происходящим, подчас донельзя перепуганный.

В этом же примерно состоянии я проследовал по аду фильма Германа, и меня захватывал кошмар, и вовсе не получалось отстраниться. В этом аду, созданном из нетерпимости и изуверств, из омерзительных проявлений жестокости, нельзя существовать отдельно, как будто не о тебе там речь, не о тебе fabula narratur. Нет, фильм именно о нас, о том, что с нами может случиться, или даже случается, хотя и послабее. Менее жутко в физическом отношении.

Но я представляю себе, как это должны были воспринимать те люди, кому фильм предназначался, — в брежневские времена, еще советские и недалеко ушедшие от сталинских. Именно в той обстановке фильм становился аллегорией чего-то, что от нас, конечно, ускользает. Наверное, тем зрителям еще труднее было оторваться от восприятия, затребованного первым уровнем.

Если же все-таки удается высвобо-диться из этой завороженности жутью, открываются аспекты, которые бессознательно мы выявили уже на втором уровне постижения. Это разнообразные кинематографические цитаты и кое-какие монтажные приемы, использованные в фильме.

Но необходимо действительно крепкое здоровье и умение следить за логикой аллегории, как умели это делать средневековые читатели, знавшие, что одно называется, а совсем другое подразумевается (aliud dicitur et aliud demonstratur).

В общем, что ни говори. Приятного вам путешествия в ад. В сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней.
 

Arkad

Местный
Боюсь, что у наших авторов не получится в полной мере раскрыть все темы и вопросы поднятые авторами первоисточника.
Авторы фильма - наши совковые, а совок пережил и пережевал основную тему много раз. Совок пережил фашизм, красный террор. Т.е. тема серого воинства или черного братства давно перегорела и может у авторов фильма превратиться в "пшик".
Другое дело, что в сюжете есть внутреличностный конфликт - личная неприязнь человека к террору серому или черному с одной стороны, и долг прогрессора перед Институтом с другой; вот тут есть где развернуться.
 

Dima Utkin

Активный пользователь
Фильм конечно на утонченных ценителей расчитан. Я не такой. Наверное поэтому мне эта лента показалась адским прогоном. Вот реально, в фильме много какого-то скрытого и пошлого гротеска. Но, в тоже время до фильма "Розовые фламинго" Джона Уотерса этой ленте ещё очень далеко. Вообще, если вам книжка Стругацких понравилась, то лучше не смотрите.
 
Сверху