Триглав (Трёхглав)

CEBEPHbIu_BETEP

Алегорист-шизофреник
Не так давно услышал имя сия божества в одной из тематических передач по радио. Застал, к сожалению, только последние минут 15-20 эфира, но и за это время успел заинтерисоваться этим разделом славянской мифологии. Кто может чем-нибудь помочь в этом вопросе - убедительная просьба отписаться, было бы здорово найти переводы текстов самих мифов, а на край и обрывочные сведения сойдут...
 

Janie

Внученька :D
:p(( Если можешь подождать пару недель - то смогу дать текст из одной энциклопедии - там много. А что с ходу помню - олицитворение зла с тремя лицами.. Считается, что пошло от царя Трояна (сам миф точно не помню)
 

be-open

джедай
Вроде Триглав это просто принцип мироустройства, типа Инь-Ян, только троичный. Явь-Правь-Навь.
 

CEBEPHbIu_BETEP

Алегорист-шизофреник
:((( Если можешь подождать пару недель - то смогу дать текст из одной энциклопедии - там много. А что с ходу помню - олицитворение зла с тремя лицами.. Считается, что пошло от царя Трояна (сам миф точно не помню)
Подожду конечно, выкладывай как сможешь...
 

Janie

Внученька :D
Ну вот немного нашла...
Иностранные хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне» повествуется:

... главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога — Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог — старший Бог Рода Божьего
и роду всему — вечно бьющий родник...
И Громовержцу — Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это Свет.

Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. По этой причине многие божества изображались многоликими — многосущестными, а германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством славян.
Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему особо. У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех священных холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ — десятая часть от военных трофеев.
Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.
И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало наступление конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили, чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных коней Триглава.
Рядом с храмом в Штетине были построены три длинных здания для проведения народных собраний, заканчивавшихся веселыми пирами. Триглава
Виктор Корольков
Изображения Триглава могли существенно отличаться друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших рыцарей в дупле дерева.
Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему — Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива). Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.
Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго — уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской Галиции — Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.
Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») — долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!»
Очень интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска Донского. Казаки полагали, что Беляк и Черняк — братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые — его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, — ее должен прочитать Бог после смерти человека. В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины.
Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге — Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной брани, место испытаний людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт — за левым.

Из Википедии:
Отождествление Триглава и Трояна
Трактовка Трояна как Триглава существовала в советский период славяноведения. В настоящее время считается грубой ошибкой.

По средневековым польским источникам Триглав — это трёхголовый великан, из которого творится мир посредством отрубания ему головы Богом. Таким образом якобы появляются Чернобог, Белобог и некий Хамбог, ассоциирующийся с красным цветом (имя «Хамбог» больше нигде не встречается). В этой трактовке понятие «Триглав» - несомненно существо, управляющее миром или сотворением его, так как перечисляются цвета, в средневековой алхимии означающие три ступени творения: нигрейдо («чёрная работа» - грубо), рубейдо («красная работа» - шлифовка) и альбейдо («белая работа» - отделка). Триглавом называют ныне представление древних индоевропейцев о троичном устройстве мира. Понятие аналогично ведическому Тримурти и учению о трёх гунах.
 

zovall

Новичок
Феноменально, если каждая сторона пришла к такому выводу самостоятельно. Это о многом говорит.

если очень сильно вникнуть то можно понять что все верования учат одной истине, тока с разными подходами.
а еще есть такое чудо-юдо и зовут его Василиск. есть у кого нить инфа о нем? а то я могу только отталкиваться от расказа Бабочка и Василиск, Юлия Буркина
 

Janie

Внученька :D
Ну люди... недели через 2 мне вернут мою энциклопедию...:(
С ходу... Мнения очень разнятся.. в одних странах (регионах) василиск убивает (обращает в камень), каждого, на кого посмотрит, в других - того, кто посмотрит ему в глаза
Где-то есть поверье, что он вылупляется из яйца, отложенного петухом и высиженного жабами.
 

CEBEPHbIu_BETEP

Алегорист-шизофреник
В любом случае спасибо Janie за найденную информацию. Действительно очень оинтересно что в различных регионах мира разные народы прешли к модели трёхмирия. Карамзин, например, настаивает на тесном сотрудничистве древней руси и восточно-азиатских держав, в том числе и с Индией и Китаем, приводит описание некоего "торгового пути" проходившего по берегу Аральского моря. Ещё интереснее то, что подовляющее большинство мировых религий также проповедуют многоликость божественных проявлений, будь то Бог-троица в православии или Иисус и мать-богородица в католицизме и т.д.
Вообще надо заняться теологическими изысканиями по этому поводу... :D
 

Janie

Внученька :D
Триглав - Трёхглавое божество балтийских славян, которое владычествало над тремя царствами: небом, землёй и преисподней.
В городе Штетине трёхглавый идол стоял на самом высоком из трёх холмов; глаза его были завязаны золочёной повязкою: как говорят, для того, чтобы он своим грозным взором не напугал царей земли, неба, подземного царства и они не поменялись местамиа. Здесь же пассяенно эта масть была угодня Триглаву - и при гаданиях коня водили через 9 копий, положенных на землю.
Ночами, по слухам, идол Триглава спускался с постамента и отправлялся путешествовать, причём норовил захватить своими тремя ртами всё, что попадалось на путию Беда в том, что одна голова норовила пожрать птиц, другая - рыб, а третья - всякую скотину, и они вечно ссорились, а потому божество сие всегда было голодным и сердитым, когда с утренними лучами солнца возвращалось к своему храму. Очень любил Триглав всяческие жертвы, и когда их было возложено обильно, никуда из храма не уходил, а пировал всю ночь.

Ещё могу выложить информацию по Триглаве и Трояну

По Василиску писать долго... там ещё плюс легенда))
 

сумеречник

блуждающий во тьме сумеречный матюгальник
Имена и названия , так к сведению. У самого нету, но в природе существуют.

А.В. Трехлебов (Ведаман Ведагор) - "Кощуны Финиста Ясного Сокола России" (книга)

Журнал "Солдат удачи" № 7[82] - статья "Русы пришли морем" (но там больше о военном деле).

г. Омск, община Капища Перуна

Мария Семёнова, книга "Колдун", исторический роман с элементами мистики, на тему борьбы язычников с насаждением христианства. Хорошая книга. Нашёл в своё время её в нашей городской библище.

----
Просьба. У кого есть данные по божеству , именуемому СИМАРГЛ ?
Известно, что это крылатый пёс из древнеславянской мифологии.
Скорее всего прообразом симуранов в "Волкодаве" Марии Семёновой послужил именно он.
Но дело не в этом. Просто инфы по нему мало. А в процессе истории его имя писатели , историки и прочие ученые неоднократно переиначивали, а то и вовсе заменяли его не одним , а несколькими другими божествами или существами.
Так что прошу поделиться, у кого что есть - статьи, рисунки, названия литературы.
 

Janie

Внученька :D
Просьба. У кого есть данные по божеству , именуемому СИМАРГЛ ?
У меня есть.. чуть позже выложу...
Может переименуем тему в "Славянская мифология"?
 

Janie

Внученька :D
Семаргл (Симаргл) - божество древних славян, коему, как и прочим, приносили они жертвы и имели его храмы. Это земное воплощение огня в переносном его значении: та пламенная сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою, зажигает сердца храбрых витязей.
Кроме того, он - покровитель приношений в жертву огню, посредник между бессмертноми богами и простыми людьми. На связь меж Небом и Землёй указывают и некоторые изображения Семаргла в виде крыланой собаки. Это был небесный посланец.
Культ Семаргла был в чём-то родственнен культу Ярилы: оба рассыпают семена плодородия, умножают земные богатства. Не зра в их честь пили из рогов изобилия. Некоторые племена почитали Семаргла и как покровителя растительности и богатого урожая, а представляли его семиглавым существом.

Небольшое чёрно-белое изображение Семаргла есть в энциклопудии, откуда я сейчас всё это списываю.
 

Kopf

Новичок
Бог Семаргл
Славянская мифология
Бог Семаргл Посмотреть вложение 19907
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим занималось мелкое божество — Переплут.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал
Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне связывают возникновение людей.
По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Семаргл не пускает в мир зло.
Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети – Кострома и Купало.

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:
Сварожич Семаргл Сварожич Семаргл
Сонцеслав Крижанівський Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе...
...Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.

Посмотреть вложение 19906

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Выступал Семаргл и под собственным именем, скажем в Слове некоего христолюбца XIV века: "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ". Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага. Семаргла - Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки, образ Сварожича-Огня слился с образом архангела Михаила с огненным мечом.

Посмотреть вложение 19908
 

сумеречник

блуждающий во тьме сумеречный матюгальник
Заповедь Стрибога:
"Почитайте Предков своих жертвами бескровными, ибо что пожертвуете им, то и возымеют они."



Может переименуем тему в "Славянская мифология"?

Моя +1 однако !
 

сумеречник

блуждающий во тьме сумеречный матюгальник
Вообще предлагаю переименовать в "плоды славянской культуры", или тупо "славянщина".
 
Сверху