Сокращение высшего образования

mu2WtmC

Новичок
Медведев на Госсовете: приговор оглашен

«Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал Медведев на Госсовете 31.08.10. Исторический круг замкнулся: начатая Петром эпоха просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции, как класса. Мавр сделал свое дело..

… «Все очень кисло»

(Из выступления Д.А. Медведева на Госсовете)

«Русского солдата мало убить – его надо еще и повалить на землю». Эти слова Бисмарка в полной мере относятся и к системе российского образования: смертельно раненая, она слишком долго держалась на ногах. И вот момент настал: по приговору Кремля высшую школу валят окончательно.

Госсовет от 31.08.10 следует считать рубежным событием: до этого дня «герои и мученики науки» могли тешить себя надеждами на снятие Фурсенко и стоящей за ним мафии (Чубайс, братья Ковальчуки, Кириенко и др.), то на этот раз войну просвещению объявило первое лицо государства.

Слово «Госсовет» не должно вводить в заблуждение: этот орган не принимает и даже не корректирует решений Кремля. Госсовет – это Лобное место, с которого торжественно, с надлежащим церемониалом, оглашаются уже вынесенные первым лицом приговоры, после чего сразу же начинается их исполнение.

На этот раз, за день до начала учебного года, был вынесен окончательный приговор российскому просвещению, и более того – всей российской интеллигенции. Не узкому кругу московско-питерской обслуги властей, а массовой российской интеллигенции, которая пока еще держит на плаву российское государство.

О ритуальном характере мероприятия напоминает присутствие в кадре его главного режиссера и продюсера – Владислава Суркова. Но если Рязанов отмечался сугубо в эпизодических ролях, то, сидящий по правую руку Медведева Сурков явно претендует на лавры Нерона, совмещая в одном лице автора, режиссера, исполнителя, а то и претендента в императоры.

Таким образом, главное политическое событие госсовета – официальная презентация Суркова в качестве первого лица президентской свиты. Не сказав ни единого слова, новый «полудержавный властелин» торжествующе маячил одесную суверена чуть ли не в половине кадров репортажей.

Не менее важный момент Госсовета – блистательное отсутствие Владимира Путина. Не исключено, что он не торопится отмечаться в крайне сомнительной кампании, предоставив главную роль своему соправителю.

Навязчивая «модернизационная» риторика не должна вводить в заблуждение: не раз и не два Медведев подчеркнул, что «модернизация образования» будет уничтожением не только системы образования, но и носителей «устаревших» знаний в лице образовательных - университетских и академических, элит.

Подчеркнем особо: речь идет именно о замене элит с целенаправленным наймом и продвижением на ключевые направления западной профессуры и вестернизированных выпускников западных учебных заведений. Первые партии американских , европейских и израильских профессоров-«цивилизаторов» уже ввезены за счет российского бюджета – в частности, на обществоведческие кафедры МГУ.

Модернизация сведется к тому, что «старая» интеллигенция будет окончательно добита, а новая будет создана с нуля не только по иностранным лекалам, но и под непосредственным внешним контролем. Так что формированием новых элит западные конкуренты займутся уже без посредников.

Характерно выступление Михаила Прохорова – не в привычной роли похотливого нувориша из Куршевеля, а в роли фактического главы РСПП, то есть, по логике неолибералов – генерального заказчика всей системы образования. Заказчик этот полагает, что единственная цель просвещения - не более чем оказание «бизнесу» «образовательных услуг» по подготовке «востребованной рабочей силы».

Прохоров предложил две вещи. Первое – резко сократить высшее образование, «не востребованное» бизнесом, сделав упор на подготовку рабочих массовой квалификации. С точки зрения прибылей «Норникеля» этого вполне достаточно. Собственно, при найме иностранцев Прохоров не нуждается ни в своих согражданах, ни в самом российском государстве.

Второе предложение Прохорова – предельно (тоже в разы) сократить и систему среднего профессионально-технического образования, заменив ее на сокращенные до нескольких месяцев курсы узкопрофессиональной подготовки. При этом он открыто заявил, что «бизнес» не хочет оплачивать социальную компоненту образования - «возиться с трудными подростками», а заодно и создавать льготные рабочие места для несовершеннолетних.

Отметим особо: именно Михаил Прохоров является последовательным идеологом массового демпингового завоза иностранной рабочей силы и политики «социального дефолта», то есть одностороннего отказа государства и бизнеса от своих социальных обязательств. Напомним, что на одном из недавних Госсоветов именно Прохоров открыто предложил «подкорректировать» и без того дырявый Трудовой кодекс и заменить «устаревшую» систему бессрочного найма, дававшую работникам общепринятые в развитых странах гарантии на систему временной (контрактной) занятости. Собственно, просветительская программа олигарха лежит в той же плоскости.

Как положено по законам театра, была на Госсовете и оппозиция в лице бессменного белгородского губернатора Савченко (знаменитого своими действительно успешными программами поддержки сельского хозяйства и кредитования сельского жилищного строительства – ред.).

Савченко рискнул очевидную истину, что «если высшее образование становится платным, то перестает быть высшим». После чего добавил, что в той же Европе высшее образование оплачивает за свой счет, дай Бог, процентов 20 студентов, «да и те, похоже – иностранцы». ( В Японии и Южной Корее поставлена задача перехода ко всеобщему высшему образованию – ред.). В качестве простейшего механизма финансирования Савченко предложил систему распределения выпускников с отработкой определенного срока. Кстати, именно такая схема распределения позволила Лужкову закрыть дефицит участковых врачей – и дать им образование бесплатно. Надо сказать, Савченко рисковал – особенно с учетом уже подготовленного введения платности и среднего образования.

Артистизму и убедительности ответа Медведева мог позавидовать сам Станиславский: сделав честные глаза и обиженное лицо, президент публично поклялся, что в Европе высшее образование за государственный счет доступно только единицам, и то – гениям. Не поверить джентльмену на слово не рискнул уже никто: себе дороже. Однако, если судить по лицам, тошнило всех губернаторов – кроме тех, кто, в подражание высочайшим новациям, настукивал в «Твиттер».

Показательный фактор – полная замена традиционной для образования терминологии и концептуального аппарата, переход основных докладчиков на характерный неолиберальный жаргон, не оставляющий места «нерыночным» явлениям. Единственным субъектом новой философии образования является крупные собственники (бизнес) и его экономический интерес – сиюминутная потребность в максимально дешевой и минимально квалифицированной рабочей силе – в ином качестве ни преподаватели, ни учащиеся просто не рассматриваются.

Более того, ни разу (проверьте по стенограмме) не было упомянуты конституционные права граждан – в частности, на образование, социальную защиту. Именно эти права, непосредственно прописанные в конституции, «реформа образования» нарушает тотально. Ни разу не были упомянуты и какие-либо долговременные социальные цели образовательной сферы.

Вне обсуждения оказался главный аспект образования – воспитание и социализация, формирование системы ценностей, делающей самца или самку сапиенса адекватной личностью. «Образования» и тем более «просвещения» для ведомства Фурсенко попросту нет – есть покупатели и продавцы абстрактного «образовательного продукта», который, в свою очередь, сводится от системного знания к фрагментарным «компетенциям».

Умолчание о личностных, социальных и гражданских аспектах образовательной «реформы» симптоматично. Именно личность, просвещенная и гуманная, была главной целью и главной ценностью эпохи Просвещения, давшей миру классическую систему фундаментального университетского образования, расцветом которой стал ХХ век. Очевидно, 21 век эпоху просвещения похоронит.

О грубом непрофессионализме реформаторов и ликвидационном характере «реформы» говорит и то, что основные докладчики под вывеской «профессионального образования» стригут под одну гребенку все его уровни и учреждения: от профориентации подростков до РАН, от ПТУ до МГУ. Такая нивелировка разнокачественных явлений и объектов показывает, что цели стратегические реформы, если таковые есть вообще, с образованием не связаны.

Завершение любой трагедии, будь то «Фауст» или заседание Госсовета – эффектный драматический финал, апофеоз, катарсис… И если по форме заключительное слово Медведева выглядело несерьезно (как некогда – болтовня Горбачева), то его содержание – действительно, настоящий смертный приговор не просто системе образования и ее персоналу, а российской интеллигенции, как сословию и социальному явлению.

Ничего личного – Дмитрий Анатольевич напомнил о «демографической проблеме» – провале ельцинских девяностых, отправивших в мусорные ведра абортариев десятки миллионов несостоявшихся «потребителей образовательных услуг».

«Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал Медведев. И тут же предложил варианты «окончательного решения профессорско-преподавательского вопроса», проработанные ведомством Фурсенко.

В обойме идей - «перераспределение преподавателей в успешные ВУЗы» – очевидно по ходу ликвидации «неуспешных», «не востребованных рынком и бизнесом». Еще одна идея - ссылка профессуры в ПТУ и школы: «часть кадров должна перейти в средние учебные заведения» - очевидно, к тем самым «трудным подросткам». Эффективность уничтожения профессуры, как класса, значительно повысит передача ВУЗов с федерального уровня на баланс заведомо неплатежеспособных региональных бюджетов.

Впрочем, на реформаторов работает и само время – средний возраст преподавателей давно перевалил за 70-летнюю отметку, что соответствует максимальной смертности мужского населения. Статистика смертности знает все…

Однако главный тренд образовательной реформы - «реорганизация, перегруппировка и укрупнение» десятков разнопрофильных и удаленных учебных заведений в «плавильные котлы» - «федеральные университеты» ( аналог - хрущевские колхозы-гиганты – ред.), в ходе которого будут «кротко и милосердно, без пролития крови» уничтожены и кафедры, и преподавательские ставки, и научные коллективы, и учебные места.

Для особо недогадливых Медведев пояснил открытым текстом: «Некоторые ВУЗы должны исчезнуть». При этом, по заявлению самих же реформаторов, в число этих «некоторых» войдут четыре из пяти российских университетов.

Что касается «исчезновения» «некоторых» ВУЗов, «невостребованных рынком рабочей силы», на ум приходит следующий казус десятилетней давности. Выступая с заказным докладом в одном из среднеазиатских государств, Мадлен Олбрайт жестко отрезвила местных коллег неполиткорректным, но вполне правдивым заявлением: «Если ваши государства бесследно исчезнут, в мире этого даже не заметят».

Собственно, примерно о том же намекнул Медведев образовательному сообществу, привыкшему считать себя пупом земли. Историческая миссия по слому советской системы завершена – и вот, двадцать лет спустя, «революционный класс» снимают с довольствия.

Итак, контрольный вопрос: представьте, что в один прекрасный день исчезли не «некоторые», а абсолютно все российские ВУЗы. Впрочем, зачем же «исчезли»? Представьте себе, что «по рекомендации работодателей» в стране полностью прекращен набор в ВУЗы. Реально ли такое? Более чем реально - именно об этом открытым текстом заявлено на Госсовете. Более того, это уже сделано с военными Вузами РФ, куда с этого года полностью прекращен набор курсантов. И - никаких стрелецких бунтов.

Пострадают ли интересы экспортно-сырьевого бизнеса? Ничуть. Строительного бизнеса? Ни в коей мере. Инновационного? В «высокотехнологических» промзонах Азии 90% работников имеют начальное образование – для работы на конвейере его более чем достаточно. Будет достаточно и в Сколково. Не секрет также, что «социально ответственному» российскому бизнесу оборудование и технологии удобнее покупать на Западе, размещать заказы – в Китае, а недостающие дешевые кадры завозить из Средней Азии.

Так что если завтра все российские ВУЗы действительно испарятся, лет на двадцать прекрасно хватит уже работающих специалистов, а интересы крупного капитала состоят не в улучшении, а в удешевлении рабочей силы, путь к чему – снижение и сужение квалификации.

Увы, возможного исчезновения российской высшей школы не заметит никто, кроме уволенных преподавателей. Даже абитуриенты – ибо место «неуспешных» российских университетов тут же займут филиалы иностранных.

Исторический круг замкнулся: начатая Петром эпоха российского просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции, как класса.

Александр Дмитриев
1.09.10

http://www.snd-su.ru/cgi-bin/rg.pl?param=d...2&what=1001
 
И

Ихкин

Guest
Да давно уже оно развалилось. Власти лишь подчищают руины.
 

Salo

Статист I степени
И зачем плодить то, что уже обсуждается выше в ветке Снежинск..? :)
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
Увы, возможного исчезновения российской высшей школы не заметит никто, кроме уволенных преподавателей. ДАЖЕ АБИТУРИЕНТЫ – ибо место «неуспешных» российских университетов тут же займут филиалы иностранных.
т.е. кол-во студентов в РФ не уменьшится ? :) ай-ай-ай такая впечатляющая страшилка - и такая ляпа
ПС
а что до преподов с запада так в 20-30 годы молодых физиков посылали стажироваться на запад, результат великолепный
 

Q_star

Новичок
Заблокирован
Такая "политика" по отношению к ВО - более чем преступна!
Это низкопоклоннечество перед гнилым западом, это ..., да это просто низко - переводить
профессуру куда-то в ПТУ а вузы закрывать.
Все равно что микроскопом забивать гвозди!

Я бы предложил другое - ПОРВАТЬ дипломы у тех кто-даже ДУМАТЬ подобное смеет!
Порвать с позором!
 

Diana de Puatje

Дама приятная во всех отношениях
а что до преподов с запада так в 20-30 годы молодых физиков посылали стажироваться на запад, результат великолепный
да, а ещё в 18-м веке в Россию приезжали читать лекции Эйлер и Бернулли. Приглашал их никто иной как тот самый Пётр, о котором в статье неоднократно упоминалось.
А вообще-то много эмоций, мало конкретики.
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
...Это низкопоклоннечество перед гнилым западом, это ..., да это просто низко - переводить

...Я бы предложил другое - ПОРВАТЬ дипломы у тех кто-даже ДУМАТЬ подобное смеет!
Порвать с позором!
1) уважаемый, у Вас какая ОС и какой "смотритель инета" то бишь броузер? производства какой страны?
2) погодите чуть-чуть вот сделают российскую линуксовую ОС у Вас появится возможность с треском порвать виндоус на вашей персональной МАШИНЕ. только подозреваю оставшись без привычной винды Вы будете часто и грубо ругать продукт российских программистов
 

_K_

Пользователь
Такая "политика" по отношению к ВО - более чем преступна!
Это низкопоклоннечество перед гнилым западом, это ..., да это просто низко - переводить
профессуру куда-то в ПТУ а вузы закрывать.
Все равно что микроскопом забивать гвозди!

Я бы предложил другое - ПОРВАТЬ дипломы у тех кто-даже ДУМАТЬ подобное смеет!
Порвать с позором!
http://news2.ru/story/267170/
посмотрите, и пожалуйста подумайте над своими словами, ради Бога не позорьтесь
 

Q_star

Новичок
Заблокирован
Аццкий Минус написал(а):
1) уважаемый, у Вас какая ОС и какой "смотритель инета" то бишь броузер? производства какой страны?
2) погодите чуть-чуть вот сделают российскую линуксовую ОС у Вас появится возможность с треском порвать виндоус на вашей персональной МАШИНЕ. только подозреваю оставшись без привычной винды Вы будете часто и грубо ругать продукт российских программистов

Уважаемый, ОС у меня совейская, называется Виндовс!
Браузёр тоже.
А то, что на ней лейбл иносранный - это фигня!
Все равно только СОВЕТСКИЙ человек может написать , скажем Виндовс, в какой-бы стране он находился и где бы он ни работал.
Сам за себя говорит тот факт, что амеры платят за Виндовс бешенные килобаксы, а мы пользуемся бесплатно! :)
И вся Страна вступиласт за Поносова!!!
А к "национальной" американской ОС я бы отнес MAC OS.
Многим в России она нравится?
Нет! В основном только закоренелым снобам))

Ну а то что российские программеры выпустят очередной линуксоид - этому особо не удивлюсь, они его и так за милую душу клепают (равно как и сборки виндовсов)
Просто под линуксоид нужно много ПО писать, что и сдерживает его использование российским юзером (если он может юзать винду в комплекте с российским же ПО).

PS Для справки.
Первую графическую ОС изобрели в 70-х годах в ... фирме "Ксерокс".
Произошло это при следующих обстоятельствах : набрали группу молодых раззвездяев и создали им условия, близкие к коммунизму)))
 

Monah

ХВ
Статейка то, умная скажем прямо (в отличии от большинства комментариев). Здравомыслящий анализ показывает, что политика в открытую прогнулась под мировой капитал (по Марксу). Кто против - плохой политик, сиречь мешает и можно обгадить.........а ещё лучше замутить цветастую революцию и поставить своего...
 

Immortal

groove
Один мой друг клёвый стих сочинил.

Наматывая мысли на шпиндель станка,
Имеешь свою точку зренья.
Не нужна мне облитая солнцем весна,
С ее кошачьими пеньями.
Песню споет твердосплавный резец,
Снимая кучерявую стружку
Стране нужен новый подъем и прогресс!
Мне станок заменяет подружку.

и ещё :)

Сочиняю стихи у станка:
Для поэта – достойное место.
И не дрогнет уж боле рука
Ни с пером и ни с инструментом.

Кого-то пленяет закат,
Мне чужды причуды природы:
Вдохновляет горячий прокат
И дымящие трубы завода.

Не увижу румяный восход,
Не пройдусь по багряным аллеям…
И так яркой жизнью живет
По сборке узлов конвейер.

Здесь страсти кипят, здесь борьба
За место на до'ске почета,
Здесь каждый готов умирать
Чтоб выполнить план до срока.

Не вру я тебе, хоть убей,
Мы верим в свое руководство:
Переносятся души людей
На небесное производство.
 

Аццкий Минус

стальной крыс на сафари
Уважаемый, ОС у меня совейская, называется Виндовс!
Браузёр тоже.
А то, что на ней лейбл иносранный - это фигня!
Все равно только СОВЕТСКИЙ человек может написать , скажем Виндовс, в какой-бы стране он находился и где бы он ни работал.
Сам за себя говорит тот факт, что амеры платят за Виндовс бешенные килобаксы, а мы пользуемся бесплатно! :)
я огорчен: и такой чел говорит ТАКОЕ
1) не надо трогать честь мальчика билли!!!
2) СОВЕТСКИЙ человек создает вещи для себя т.е. удобные в использовании: заколотил дыры досками, "немножечко обработал напильником - и плыви" :p . а ЭТО создано именно американцами, на продажу в чужие руки.
пример: были когда-то официально СОВЕТСКИЕ :) эвм серии ЕС и в них была такая система ПРИМУС - она и работала как нормальный советский примус чем сильно отличалась от прочего штатовского программного обеспечения
ПС
в отличии от винды ЕС конечно не была бесплатной - зарплату разведчикам приходится платить валютой. + премии руководству.
 

AWR

Местный
[size="-1"]Высшее образование в стране станет абсолютно бесплатным
Московский Комсомолец № 26030 от 1 сентября 2012 г.
http://www.mk.ru/social/article/2012/08/31/743073-vyisshee-obrazovanie-v-strane-stanet-absolyutno-besplatnyim.html

Короче, вот оно, светлое будущее наяву! Огорчает одно: наступило оно не у нас, а в Турции. Высшее образование там действительно становится бесплатным. Россияне же прочно зависли в прошлом и, как при Салтыкове-Щедрине, «видят от фортуны один только зад» и участвуют в чужом празднике жизни «только воздыханиями». Количество бюджетных мест в наших вузах постоянно тает, а стоимость обучения растет.[/size]
 

RA_DU_GA

Не ешь меня - я невкусный :)
Заблокирован
По пруфлинку.
Это в Турции, там тепло)))

А если по теме - то сам термин "бесплатное образование" нужно разЪяснить.
Естественно , процесс "образовывания" стоит денег.
Но кто их должен платить?
Разумеется те, кому это надо.
А кому это надо.
Государству - раз.
Самим людям два.
Вывод - государство должно ГАРАНТИРОВАТЬ возможность получения базового образования (в том числе, разумеется и высшего), граждане - платить за дополнительные обр.услуги.

Это если ПО УМУ.
Сокращая высшее образование, власть просто лишает государство возможности в будущем быть конкурентоспособным...
и только.
За эти и подобные преступления против собственного народа народ должен обЪявить власти войну.
Это при том, что среди народа немало образованных людей и ЧЕМ ВОЕВАТЬ народ найдет))
 
Сверху