Если Вы с радостью ходите на работу, и Вас не напрягает обстановка в коллективе, также Вы видите свою творческую реализацию в рабочем процессе, значит Вам повезло – У ВАС НАСТОЯЩИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. А если, Вы с нетерпением ждете конца рабочей недели, и встаете рано утром в подавленном состоянии, с мыслью о том, что снова идти на эту проклятую работу, да ещё, плюс ко всему, у вас напряженная обстановка в коллективе, и всячески штормит от препятствий в реализации своего творческо-рабочего потенциала, то ВАМ НЕ ПОВЕЗЛО С НАЧАЛЬНИКОМ. Всем известна фраза: «РЫБА ГНИЁТ С ГОЛОВЫ»?! Действительно, многое зависит от умения руководить и тем самым создавать условия для работы в коллективе. Заметим, что порой, в организациях, где люди работают за небольшие деньги, руководители способны создать такую атмосферу в коллективе, что работники начинают проявлять отличную инициативу в рабочем процессе, и обстановка в коллективе достаточно благоприятна. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Используя для анализа различные источники можно определить разные классификации стилей руководства.
К сожалению, раньше, людей не обучали методикам управления персоналом, поэтому представители более старшего поколения, так и не научились управлять эффективно персоналом на предприятии, применяя при этом самую простую и деградирующую тактику: Я НАЧАЛЬНИК-ТЫ ДУРАК. Начальники бывают разные: умные и глупые, добрые и злые, хитрые и не очень. К сожалению, попадаются и настоящие «отморозки», решившие почему-то, что должность и социальный статус позволяют им унижать достоинство тех, кто зависит от них в той или иной степени. Что поделать, деньги и власть часто портят людей. Не стоит пасовать перед большими боссами, обзывающими Вас последними словами, брызжущими слюной и топающими ногами от ярости. Нужно уметь с ними разговаривать. И не забывать при этом о своих интересах. Существуют стратегии поведения, разработанные психологами специально для таких случаев. Если целование начальства куда-то пониже спины — это не Ваш стиль, то нужно уметь давать отпор, пусть сначала большой ценой, зато не теряя чувство собственного достоинства, ведь в скором времени, такой тип управления «Я начальник- Ты Дурак» – волей -неволей приводит к деградации, как внутри коллектива, так и снаружи рабочего процесса. Существуют различные тактики управления персоналом, также на сегодняшний день, психологами изучены различные типы поведения людей на руководящих должностях. Рассмотрим некоторые модели поведения начальника и подчиненного.
Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на работу без галстука; за то, что нечаянно опоздали; за то, что не поняли приказа, который Вам дали и т.д. Самая распространенная ситуация — Вы допустили какую-нибудь ошибку. Ваш руководитель обнаружил ее и дает Вам знать, что Вы не должны были так поступать, что Вы никуда не годитесь и т.п. Делается это в грубой и оскорбительной манере, очень часто при свидетелях. К сожалению, многие руководители рассматривают возможность указать подчиненному на его промахи как лишний повод показать свое превосходство. Они обожают акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты сотрудника, унижая тем самым его как личность. Унижения могут принимать не только словесно-агрессивную форму. Не менее оскорбительно пассивно-уничижительное поведение. Это и обидные шуточки, и иронические замечания в Ваш адрес, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе Вашего босса. Все это делается с целью унизить Вас, однако делается в завуалированной манере и как бы походя. В подобных случаях не следует делать вид, что не замечаешь унижения. Если Вы промолчите, Вы как бы даете согласие относиться к Вам таким же образом и в будущем, признаете право босса считать Вас чем-то малозначительным, не стоящим особого внимания и, тем более, уважения. В таких ситуациях помогает следующая стратегия. Не пытайтесь подавить Ваши чувства. Скажите, что Вас беспокоит такое поведение босса, что Вам совсем не нравятся шуточки в Ваш адрес. Прямо спросите его, что это значит. Когда Вы ищите разъяснения, у Вас появляется возможность «поставить на место» Вашего визави. То есть Вы поймали его (ее) на не совсем честной игре, требуете объяснений и даете понять, что с Вами следует обращаться как с равным. Причем, Вы это делаете в корректной и уверенной манере, поэтому хорошие отношения между Вами и боссом вполне могут наладиться.
Однако есть боссы, применять к которым вышеперечисленные стратегии не только малоэффективно, но и опасно. Обычно это начальники с крайне неуравновешенным темпераментом и чрезмерной возбудимостью, которая регулярно находит выход во вспышках неконтролируемых эмоций: от «тихого самодурства» до диких припадков. Выяснять с ними отношения в такие моменты — значит, накликать на свою голову большую беду. Как ни странно, таких начальников кажется, что уважают подчиненные, на самом деле, коллектив – не достаточно искренен с ним. Около такого руководителя собирается целый штаб неискренних подхалимов, которые всячески благотворят его при удобном случае. И на это есть причины. Он наказывает и поощряет по своему усмотрению. Но когда он взвинчен — лучше держаться от него подальше. Если его нервы на пределе, он устраивает выволочку каждому, кто попадется ему под горячую руку. И при этом не особенно церемонится в выражениях. Правда, он быстро об этом забывает. Поэтому в такие моменты полезно вспомнить старую солдатскую мудрость: «Подальше от начальства — поближе к кухне». Старайтесь не попадаться ему на глаза некоторое время, и конфликт уладится сам собой.
Гораздо опаснее другой тип начальников — психопаты-садисты, они же «классические» самодуры. В отличие от предыдущих, эти унижают подчиненных не в порыве неконтролируемого гнева, а сознательно и целеустремленно, для собственного удовольствия. И если такой начальник выберет Вас своей жертвой, тихонько отсидеться в уголке Вам не удастся. Социальных психопатов на руководящих должностях сегодня встречается достаточно. К сожалению, теперешняя жизнь в нашей стране к тому всячески располагает. Они характеризуются отменными «бойцовскими» качествами, полным отсутствием угрызений совести, тщеславием и некритичностью в оценке собственных поступков. Плюс постоянно присутствующий синдром подозрений всех и вся во всяческих кознях. Свойственная таким типам наглость, в сочетании с непогрешимой уверенностью в себе обычно парализует волю и способность к сопротивлению у жертвы. К тому же, у них прекрасно развито чутье на людей, которые психологически слабее их. А хорошо развитая интуиция позволяет избегать настоящих бойцов, способных достойно ответить на такой стиль «руководства». Все эти качества позволяют социальным психопатам достигать значительных карьерных высот. Установлено, что психотип начальника-самодура, как ни странно, почти полностью совпадает с психотипом серийного убийцы. Это одного поля ягоды. Только один получает высшее наслаждение, проливая реки крови, а другой жаждет «пить» ее по капле, изо дня в день терзая и унижая подчиненных. У обоих первичные мотивации — сексуальная похоть, болезненная агрессивность или жажда мести, причудливо трансформируются в упоение властью и желание повелевать людьми. В быту же оба зачастую являются серыми и малопримечательными людьми. Даже приходить в фирму, где властвует босс-психопат, иной раз тяжело. Затерроризированные работники вскакивают как автоматы и скороговоркой тарабанят заученный текст. Мол, наша фирма — самая лучшая фирма в мире и т.п. Хотя, на людей, склонных робеть перед сильной властью, это производит большое впечатление. («Настоящий руководитель! А какая у него команда!») Такой начальник мастерски нащупывает точно тот способ, который применим к конкретному работнику. Завиноватит, испугает его. Идеальный работник для такого босса — это РАБ, у которого от одного только вида начальствующей персоны должна появляться дрожь в коленках.
Я не призываю Вас громко хлопать дверью и отказываться от всяких попыток занять в такой организации нужную должность. Просто подготовьте себя к определенному стилю поведения с Вашим будущим боссом. Самое главное — научиться стряхивать с себя тот липкий страх и всевозможные унижения, которыми Вас будут пытаться обмазать. Начальник-садист всегда пытается поставить своего подчиненного не просто в зависимость, а в зависимость тревожную, и если удается, то эту тревогу он доводит до судорог. Не поддавайтесь. И поменьше вступайте с ним в словесные перепалки. Такие начальники — опытные демагоги и блестящие ораторы, беспардонно и умело сбивающие с толку оппонента. У них хорошо отработана техника ведения разговора. Они умеют одним замечанием сбить с толку собеседника, помешать развитию мысли, если эта мысль по каким-то причинам им не нравится. К тому же, у таких боссов весьма извращенная логика мышления: «Если сотрудник мне противоречит — значит, не боится. Не боится — значит, не уважает». Поэтому те, кто не боится открыто возражать начальнику, на такой фирме долго не задерживаются. Если Вы готовы стать жертвой и рабом такого типа управления, не имея собственного голоса в данной фирме, то вперед. И помните, если Вы сильный психологический тип, имеющий свою точку зрения, и т.д., то реализация вашего творческого потенциала в рабочем процессе всячески будет уничтожаться таким начальством.