В связи с наступлением весенне-летнего сезона управление Генеральной прокуратуры в УрФО разъясняет о незаконности взимания с граждан платы за доступ к водным объектам общего пользования и осуществление любительского рыболовства. В ходе надзорной деятельности органы прокуратуры Уральского федерального округа продолжают выявлять многочисленные факты грубого нарушения требований федерального законодательства при реализации гражданами прав на использование водных объектов и водных биоресурсов. В соответствии со статьёй 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно статьям 6 и 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты (к числу которых прежде всего относятся поверхностные водные объекты - моря, озера, пруды, реки и т.п.), находятся в федеральной собственности. В собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц или граждан могут находиться лишь пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности. В статье 6 Водного кодекса Российской Федерации прямо указано, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования - общедоступными водными объектами. При этом каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Следовательно, деятельность коммерческих структур или предпринимателей, лишающих граждан права отдыхать, купаться, ловить рыбу или просто прогуливаться вдоль водоёма, являющегося общедоступным водным объектом, является незаконной. Информация об ограничении водопользования на общедоступных водных объектах в целях обеспечения безопасности граждан – если нельзя пить воду, купаться, использовать водные мотоциклы и т.п., предоставляется органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Федеральным законодательством также чётко определены границы береговой полосы - то есть той части земли, расположенной вдоль береговой линии, которая предназначена для общего пользования. Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Исключением из этого общего правила является ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров – составляющая пять метров. Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется в случае, если водный объект используется для: - рыболовства, охоты; - осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; - охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; - полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; - купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно. Федеральный закон содержит исключение лишь для рыболовства в прудах и обводненных карьерах, находящихся в собственности юридических лиц и граждан, а также на специальных рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства. В первом случае рыбакам необходимо получить согласие собственника земельного участка, а во втором – заключить договор возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства путём приобретения путёвки. Таким образом, граждане вправе свободно и бесплатно осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования, включая и те водоёмы, на которых имеются рыбопромысловые участки - за исключением лишь тех участков, которые специально предоставлены организациям и предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства. Такие участки должны иметь инфраструктуру, необходимую для организации соответствующего досуга. Взимание же с граждан платы во всех других случаях - в том числе с помощью перекрытия дорог и подъездных путей, установки шлагбаумов и пропускных пунктов, а порой маскируемое выдачей квитанций и самоуправным взиманием «штрафов за несанкционированную рыбалку», является незаконным и влечёт привлечение виновных к ответственности, в том числе уголовной. Гражданам, столкнувшимся с таким видом противоправной деятельности, в целях её пресечения следует незамедлительно обратиться в соответствующую районную или городскую прокуратуру по месту нахождения водоёма, либо в территориальное подразделение полиции. Вместе с тем, несмотря на предоставленные законодательством права, гражданам следует не забывать и о том, что в соответствии со статьёй 58 Конституции России каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.