«Евровидение»: Налич — наличие спроса на личность
Говорят, рейтинги российского отборочного тура конкурса «Евровидение-2010», что прошел в минувшее воскресенье на телеканале «Россия-1», как и в прошлом году, были весьма велики.
Так уж сложилось, что победа в этом конкурсе любой ценой стала для великой страны своеобразной национальной идеей. И даже когда два года назад первое место взял-таки наш артист, значительная часть публики и высокие околомузыкальные и телевизионные чиновники отнюдь не угомонились, а по-прежнему (может, по инерции?) жаждут новых и новых побед российских исполнителей на «Евровидении». Что ж, значит, живет еще в нас национальное самолюбие.
Правда, показать что-либо совсем уж самобытное, яркое и из ряда вон выходящее старушке Европе нам в этот раз не шибко удастся, хотя талантливые певцы и номера у нас, несомненно, были и есть. Прежде всего это контртенор Олег Безинских. Прекрасный, редкий голос, красивая композиция, достойные манеры, никаких вызывающих нот и приторных ломаний – все исполнено «дорого и со вкусом». Это оценили также зрители и члены жюри. Итог – второе место в голосовании.
Хитовый, искрометный номер продемонстрировали ребята из группы «Сценокардия». Песня, может, и неглубокая по смыслу (про бьющиеся стекла), зато исполнена драйвово, энергично, «включённо». Видно, что свой выход артисты продумали до мелочей, тщательно отрепетировали каждое движение, взгляд, жест. Весьма живым и слаженным было и инструментальное сопровождение, особенно выделялись витиеватые, страстно-бурлящие эскапады саксофона. Жаль, что завоевали ребята лишь 15-е место.
Понравилось также женское трио «Лос Девчатос» с очень выигрышной, как мне кажется, композицией про шоколад. Мелодия припева запоминается сходу, и ее хочется напевать уже после второго куплета. Да и девушки, чувствуется, подошли к исполнению с душой и работали с отдачей. Может, местами и не получилось идеальной гармонии голосов (все-таки петь столь эмоциональную композицию на три голоса трудно), но песня была представлена, что называется, во всей красе и вполне эффектно.
Однако главным открытием нынешнего отбора стали, конечно же, ослепительные «Бурановские Бабушки». Вот уж действительно сюрприз! Описывать их выступление невозможно – его нужно было видеть. И песня интересная, броская, и с аранжировкой постарались, но главное – очаровательно спели. С одной стороны, очень просто, «по-народному», а с другой – были и вокальные изыски, и попытки горлового пения, и многоголосие. Мне показалось только, что бабушки держались на сцене несколько скованно, статично; хотя одна из них как будто пыталась пуститься в пляс, но куражу все-таки не хватило. А в принципе этих оптимистичных и креативных бабулек вполне можно было бы послать в мае на финал конкурса в Норвегию. Это было бы весьма неожиданно и смело.
Но победила в итоге «Музыкальная группа Петра Налича». И победила, в общем, заслуженно. Налич – имя на поп-сцене не новое, настоящей притчей во языцех стал его колоссальный успех в Интернете. Налич, фигурально выражаясь, это тоска публики по личности, «ностальгия по настоящему». И действительно, в минувшем отборочном туре «Евровидения» на фоне разухабистых, голосистых, но при этом очень вторичных исполнителей а-ля «европейский поп-рок» ансамбль Налича смотрелся «лица необщим выраженьем». Их простая, мелодичная, весьма грустная, но объективно красивая композиция выражала томление славянской души и ее всегдашнюю затаенную печаль. Нам сегодня очень не хватает таких проникновенных мелодий – пусть несовременных, где-то старомодных, лубочных, пробуждающих жалость и тоску, зато искренних и глубоко лиричных. Признаться, надоела уже эта кричащая со всех сторон музыкальная агрессия.
Увы, не избежал ее и российский этап «Евровидения». Большое количество певцов и певиц пели в жесткой, вульгаризованной манере, голосили, чуть не переходя на крик, а ответного душевного отклика в слушателях не вызвали. Обидно, что многие брали песни на английском языке, и непонятно, ЧТО тем самым хотели донести (все-таки надо вернуть прежние условия конкурса, когда артист обязан был петь только на языке родной страны). Было много и жесткой вокальной подачи, и холодного техницизма, и общей «агрессивности» имиджа, не всегда уместного «сексизма» (к примеру, когда девушка выступает в слишком открытом платье). Не надо забывать, что конкурсная сцена для артиста – это моментальный рентгеновский снимок, своего рода «лобное» место, а не «таблетка» в дешевом ночном клубе и не подиум для стриптиза.
Увы, несколько недоуменные чувства вызвало выступление Александра Панайотова. Многие ждали от него красивой лирической песни, обволакивающей ауры, приятного мужского обаяния… Однако вместо этих прелестей публике явилось некое странное существо в перьях с некрасиво зачесанной назад челкой и выпевавшее какой-то жесткий и – такое впечатление – где-то уже не раз слышанный опус. К ужасу записных слухачей, иногда этот чарующий голос срывался на крик, и тогда получалось совсем уж дурно. Как обидно, Саша! Что за выход… Впрочем, и шестое место – это высокая оценка прежде всего потенциальных возможностей артиста, а отнюдь не представленного им номера.
Непонятно, зачем был выписан из Италии певец Антонелло Кароцца. Приятный знойный парень, характерный «южный» голос, типичная для конкурса «Сан-Ремо» песня… Но при чем здесь российский этап отбора на «Евровидение»? Или итальянца пролоббировал один из членов жюри – Игорь Крутой (Кароцца, кажется, участвовал в одном из последних конкурсов «Новая волна»)? Но, опять-таки, – зачем?..
Ну а в целом национальный российский тур «Евровидения-2010» прошел достойно, без досадных проколов, хотя и не было какой-то одной явной «звезды» или сногсшибательной песни. Даже голосование в этот раз было как будто честным (или это – только видимость?). В общем, было интересно, совсем не скучно, и хотелось продолжения. А оно состоится теперь только в мае, в норвежской столице, когда грянет финал конкурса. Конечно, миленькая композиция Петра Налича вряд ли займет там высокое место, но одно можно сказать наверняка: за Россию нам стыдно не будет. А это – самое главное.
Сергей Соседов