НАТО отказалось поддержать Россию в борьбе с наркотиками
Михаил Васильев
Россия по-прежнему рассматривает НАТО как основного партнера по борьбе с производством наркотиков в Афганистане и готова представить Альянсу конкретные предложения, направленные на улучшение координации действий по данному направлению. Об этом 24 марта заявил, выступая на расширенном заседании Совета Россия-НАТО на уровне послов глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. По его словам, необходимость такого рода сотрудничества обусловлена тем, что «феноменальное по масштабу наркопроизводство в Афганистане стало фундаментальным поражающим фактором для населения наших стран».
Виктор Иванов привел в своем докладе поистине ужасающие цифры: «По данным ООН, ежегодно от афганского героина умирает 100 тысяч человек. За первое десятилетие нового века от афганских наркотиков погибли порядка 1 миллиона человек, а 16 миллионов пострадали морально или физически. Мировой объем потребления героина в 2008 году составил: в России – 21 процент (70 тонн), в Европе (кроме России и Турции) – 26 процентов (88 тонн), в США и Канаде – 6 процентов (22 тонны)». «Таким образом, на долю стран, представленных на сегодняшнем мероприятии, приходится более половины всего потребляемого в мире героина. На наши страны приходится большая часть мирового рынка опиатов: из 65 млрд долларов на Европу приходится примерно 20 млрд долларов, на долю Российской Федерации — 13 млрд долларов, на США и Канаду — 8 млрд долларов»,— констатировал директор ФСКН.
По словам главного российского борца с наркотиками, отсутствие результатов применения международных усилий в этом регионе на антинаркотическом направлении убедительно свидетельствует о неадекватности применяемых подходов в обеспечении безопасности. «Суммируя изложенное, можно констатировать, что и в целом существующая архитектура безопасности является не просто неэффективной, но, более того, работает с отрицательным результатом»,— заключил Виктор Иванов. Вместе с тем он подчеркнул, что от эффективности совместных действий на этом направлении зависит стабильность как Евразии, так и мира в целом.
По словам главы ФСКН, «уже сегодня имеются все основания для того, чтобы ввести в оборот международной политики принципиально новый вид безопасности – антинаркотическую безопасность. И здесь необходимы кооперативная ответственность и проекты кооперативной безопасности». Именно поэтому, подчеркнул он, рассматривает НАТО своим ключевым партнером в борьбе с наркоугрозой в Афганистане, тем более что именно НАТО несет всю полному ответственности за нормализацию ситуации в Афганистане, включая ликвидацию наркопроизводства.
Виктор Иванов представил собравшимся основные положения российского плана ликвидации афганского наркопроизводства, включающего в себя следующие пункты:
1. Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.
2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев.
3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.
4. Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.
5. Включение в мандат ИСАФ (Международные силы содействия безопасности в Афганистане – прим. KM.RU) компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.
6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т. д.
7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских (в текущем году Россия обучит 225 полицейских в рамках программы Совета Россия-НАТО).
Виктор Иванов считает, что хорошей основой для совместной работы является действующий Совет «Россия-НАТО», а также двусторонняя президентская комиссия Медведева – Обамы, в рамках которой уже активно функционирует рабочая группа по наркотикам, сопредседателями которой являются он и Гил Керликовски. «Подобно российско-американской рабочей группе, возможно, имело бы смысл образовать совместную российско-натовскую группу в целях разработки общего подхода к борьбе с афганским наркопроизводством»,— заявил глава ФСКН.
Отвечая на вопрос РИА Новости, какова была реакция натовской стороны на российские предложения, глава ФСКН сказал, что она «была заинтересованной». «Отчуждения плана не было. Договорились, что будем обсуждать его дальше»,- сказал Иванов. Вместе с тем, по его словам, в НАТО считают, что борьба с наркопроизводством должна сосредотачиваться на уничтожении наркотрафика и лабораторий по производству наркотиков. Россия же не согласна с таким подходом, поскольку, как отметил Иванов, это означает «бороться с последствиями, но не с центром самого производства».
Между тем вчера же стало очевидно, что, при всей очевидности проблем, о который заявил глава Госнаркоконтроля, НАТО вчера фактически отказалось поддержать его предложения, по крайней мере в той части, где предлагалось уничтожать поля опийного мака в Афганистане.. «Мы не можем допустить того, чтобы люди одной из беднейших стран мира остались без средств к существованию и не получили ничего взамен»,— цитирует заявление официального представителя Североатлантического альянса Джеймса Аппатурая агентство Росбалт. По словам представителей НАТО, Москва сама в состоянии «сделать больше» для содействия борьбе против осуществляемой представителями экстремистского движения «Талибан» наркоторговли, передает Reuters.
Между тем депутат Европарламента от Италии Пино Арлаччи в своем интервью, опубликованное в испанской газете «La Vanguardia», заявил, что бум производства опиума в Афганистане стал следствием тайного соглашения между администрацией Джорджа Буша-младшего и местными полевыми командирами. По словам европарламентария, последним было позволено заниматься наркобизнесом в обмен на помощь в борьбе, как выразился Арлаччи, с «так называемым терроризмом».
Ранее Арлаччи, бывший одно время заместителем генсека ООН, отвечающим как раз за борьбу с наркомафией, заявил в интервью российскому телеканалу «Russia Today», что с наркотиками в Афганистане можно покончить за 5 лет. Для этого, по его словам, ни в коем случае не следует скупать у крестьян урожаи мака — это вызовет дальнейший рост посевов. Между тем, как сообщает американская пресса, именно по этому пути решило пойти НАТО. Как пишет американская газета «The New York Times», войска Альянса в освобожденной от талибов в ходе недавнего наступления провинции Марджа решили не уничтожать посевы мака, а наоборот, взять их под охрану. А весь урожай планируется скупить якобы с целью уничтожения.
Между тем, по оценкам наших специалистов, которые приводит политический обозреватель РИА Новости Андрей Федяшин, почти 21% всего афганского героина течет в Россию, через ее южные границы. «Отечество ежегодно вкалывает себе примерно 75–80 тонн героина и хоронит после этого 30–40 тысяч молодых людей»,— приводит он печальную статистику.
Анатолий Цыганок, профессор Института политического и военного анализа, в интервью радио «Голос России» заявил, что ситуация в борьбе в наркотрафиком не изменится даже несмотря на то, что США устами своего президента объявили о направлении в Афганистан новых войск. «Я думаю, ситуация не будет изменена до тех пор, пока американцы вместе с союзниками не начнут реальную борьбу. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы наладить сотрудничество с крестьянами. Для них самое важное — не борьба с наркотрафиком, а то, чтобы население хоть как-то им поверило»,— отметил профессор Цыганок.
Таким образом, нынешняя стратегия США в Афганистане является прямой угрозой нацбезопасности РФ. Кроме того, ситуация осложняется тем, что многие высокопоставленные афганские чиновники сами замешаны в наркобизнесе и, разумеется, не намерены как-либо бороться с наркотрафиком. К примеру, по данным американских СМИ, едва ли не крупнейшим наркобароном в стране является брат президента Афганистана Ахмед Вали Карзай. А все попытки американских и натовских военных договорится с «Талибаном» фактически оплачиваются жизнями наших с вами сограждан. Имеет ли смысл в этой ситуации говорить о НАТО как о партнере по борьбе с наркоугрозой? Вопрос, кажется, увы, риторический.
Источник: KMnews