Субъекты Федерации станут ее объектами
Александр Романов
Дотационные субъекты Федерации должны быть лишены своего статуса и объединены с другими регионами – недотационными. С такой инициативой выступил сегодня спикер Госдумы Борис Грызлов. Мол, живешь за счет других – не имеешь права называться субъектом.
«Субъект Федерации – это высокое звание, которому нужно соответствовать. Не должно быть несамодостаточных субъектов Федерации. Если 10, 12, 15 субъектов у нас дотационные, то считаю, что дотационный регион не имеет права называться субъектом РФ», – заявил Грызлов.
Предложение сразу же вызывает ряд вопросов. Нет, в принципе, все понятно, как поется в известной песне, но что конкретно спикер нижней палаты имел в виду?
Во-первых, все ли дотационные субъекты ожидает печальная участь лишения статуса? Если все, то нас ожидают очень большие перемены. Ведь в России сейчас, по некоторым оценкам, осталось только два субъекта-донора, все остальные – в той или иной мере дотационные. Стало быть, останется два субъекта. Надо полагать, управлять страной станет проще. А два «суперсубъекта» можно было бы назвать, например, «Европейский округ» и «Азиатский округ».
С одной стороны, это хорошо: разнообразных губернаторов (или «губеров», как их называют в народе) станет меньше. А с другой – больно уж большие субъекты получатся, все равно придется их как-то делить. Не вернуться бы таким образом обратно к тому же, с чего начинали.
А если объединять будут не все, а «самые дотационные из дотационных», то и здесь возникнут свои трудности. Вот, например, список субъектов с долей дотаций из федерального бюджета от 30% и выше (в порядке нарастания, данные 2007 года; думается, с тех пор мало что изменилось):
Приморский край – 30,13%
Ставропольский край – 31,00%
Чувашская Республика (Чувашия) – 31,84%
Псковская область – 33,62%
Ульяновская область – 33,80%
Республика Саха (Якутия) – 35,20%
Амурская область – 35,91%
Ивановская область – 37,16%
Брянская область – 39,53%
Тамбовская область – 39,70%
Чукотский АО – 40,82%
Республика Марий Эл – 41,17%
Пензенская область – 42,67%
Курганская область – 42,99%
Магаданская область – 44,01%
Читинская область – 44,96%
Республика Бурятия – 46,47%
Алтайский край – 48,43%
Республика Калмыкия – 50,14%
Камчатская область – 51,42%
Еврейская АО – 51,87%
Республика Северная Осетия-Алания – 60,16%
Республика Адыгея (Адыгея) – 60,68%
Карачаево-Черкесская Республика – 67,16%
Кабардино-Балкарская Республика – 67,38%
Корякский АО – 68,03%
Республика Алтай – 74,43%
Усть-Ордынский Бурятский АО – 76,48%
Республика Тыва – 77,95%
Республика Дагестан – 78,82%
Чеченская Республика – 84,21%
Республика Ингушетия – 89,24%
Самые интересные здесь последние строки. Взглянув на них, становится видно, что «гордые сыны Кавказа» почти полностью живут за счет федерального центра. Отчего же им не танцевать национальные танцы на площадях Москвы, как это практикуется в последнее время, если федеральные денежки (наши с вами налоги!) рекой текут в их республики? Вполне себе можно плясать по вечерам лезгинку у памятника героям Плевны или у торговых центров, лихо выделывая руками и ногами всякие экзотические па.
И еще непонятно: неужели Чечню, Ингушетию и Дагестан, как самые дотационные регионы, станут с кем-то объединять? Это какой же другой субъект захочет взять к себе Чечню, равно как и любую другую кавказскую республику?
Получится ли что-нибудь из инициативы Бориса Грызлова или нет, неизвестно. Но она полезна уже тем, что дает повод задуматься над вопросом, кто сколько вносит в «общую кассу», а кто из нее сколько потребляет. Может, хоть на этой почве у иждивенцев поубавится «гордости». Хочешь быть гордым – обеспечь себя сам.
Источник: KMnews