немного инфы
- Жанр: Action
- Мультиплеер: Интернет, локальная сеть
- Разработчик: Valve Software, Turtle Rock Studios
- Издатель: Electronic Arts, Valve Software
- Издатель в России: Акелла
- Локализатор: Акелла
- Дата выхода: ноябрь 2008
- Официальный сайт игры: www.l4d.com
Автор:
Ольга Крапивенко
Left 4 Dead — типичный зомби-флик, который рассказывает о горстке выживших людей, пытающихся выбраться за пределы наводненного мертвецами города. Смертельный вирус в одночасье унес жизни тысячи жителей их родного мегаполиса и превратил население в зомби. Повсюду видны разбитые витрины магазинов, раскуроченные лавчонки и покинутые дома, а вдоль дорог стоят поваленные столбы линий электропередач и брошенные на обочине автомобили. Нетронутыми остались лишь рекламные щиты как напоминание о том, что когда-то здесь кипела жизнь.
Великолепная четверка
Главных героев четверо. Билл — ветеран войны во Вьетнаме, несмотря на свой солидный возраст, обладающий прекрасной физической формой, владеющий навыками рукопашного боя и умеющий обращаться со всеми видами огнестрельного оружия. Вместе с ним из проклятого города бежит его приятель Френсис — молчаливый и серьезный байкер. К этой сладкой парочке приклеилась вздорная и капризная девица Зои, дочь одного из влиятельных бизнесменов, и помощник управляющего местного супермаркета техники по имени Луис.
Горожане, которых еще не успела догнать зараза, превращаются в зомби при первом же попадании ее в кровь или на слизистую оболочку; выжившие перебегают из одного убежища в другое, вступают в жаркие перестрелки, чтобы спасти коллег, и идут на героические самопожертвования… Такое впечатление, что сценаристы стремились не пропустить ни одного штампа. Впрочем, есть у этой истории одно достоинство, позволяющее закрыть глаза на все клише:
Left 4 Dead — это не обычная «стрелялка» на тему оживших мертвецов, а сетевой шутер, где все персонажи могут управляться живыми игроками.
, Зомби передвигаются с поистине нечеловеческой скоростью.
Не по канонам
Все главные действующие лица, в шкуре которых вам предложат побывать, неплохо владеют холодным и огнестрельным оружием, приемами рукопашной борьбы и обладают специфическими навыками. Зои умеет взламывать замки и электронные системы охраны, Френсис метко стреляет из снайперской винтовки, а Билл изготовит взрывчатку из любого мусора. Однако успех команды во многом зависит от слаженности и координации действий. К примеру, справиться с закладкой пластита или установкой растяжек можно лишь в том случае, если остальные прикроют огнем.
Подобных ситуаций немало, и они — плоть и кровь игры. Вам не раз придется спасать немногочисленных выживших, укрывшихся на территории школы или магазина, доставать в полуразрушенном госпитале лекарства для раненых, добывать канистры с бензином на заправке и вызывать вертолет со спасателями. Мешать же осуществлению планов будет умный и хорошо организованный противник, а не кучка хрестоматийных увальней, вяло тащащих за собой сломанную ногу.
, Мертвецы умеют пользоваться как холодным, так и огнестрельным оружием.
Зомби здесь — не медлительные мертвецы, руководствующиеся примитивными животными инстинктами, а настоящие изверги, образ которых перекочевал из картины Дэнни Бойла «28 дней спустя». В поисках свежей плоти они бесчинствуют на улицах, громят жилые дома и муниципальные учреждения, переворачивают и корежат машины. Завидев жертву, твари с нечеловеческой скоростью устремляются по направлению к ней, окружая со всех сторон.
Преград для них не существует: заборы, деревянные ограждения, запертые двери, железные решетки на окнах — все это они способны преодолеть или выдрать с корнем. Убить такого прыткого противника непросто, пытаться спастись от него бегством — тоже. Смертелен для зомби лишь выстрел в голову, а все прочие ранения только на некоторое время замедляют. В качестве альтернативы врагов можно поджечь, но для этого придется изрядно потрудиться, заманивая их к газовым трубам и бочкам с горючим.
, Все члены команды держатся вместе и никогда не ходят поодиночке.
Люди против людей
Ситуация усложняется и тем, что в числе мертвецов бегают четыре инфицированных, которыми управляют другие игроки. Они прекрасно обращаются с оружием, ведут слежку, устраивают засады и обладают специфическими навыками вроде инфракрасного зрения или способности видеть сквозь стены. При этом они значительно превосходят по силе обычных людей: чтобы отправить вас на тот свет, им достаточно четырех ударов любым холодным оружием или нескольких выстрелов из пистолета или винтовки.
Учитывая физическую слабость главных героев и весьма ограниченное количество боеприпасов, скрытность является основной тактикой выживания. Хочешь дожить до следующего утра — отключай фонарики и все прочие источники света, иначе привлечешь к себе внимание. Передвигаться желательно пешком и очень осторожно, поскольку так создается меньше шума. А еще лучше — на корточках, чтобы иметь возможность прокрасться даже мимо противника, находящегося буквально в метре.
, Погибшие герои восстанавливаются в контрольных точках.
* * *
У творения лос-анджелесской студии
Turtle Rock есть все шансы освежить застоявшийся жанр, в котором, казалось бы, сложно создать что-либо оригинальное. Авторы предлагают своим поклонникам сделать непростой выбор: оказаться в роли людей, для которых символы заката цивилизации утратили поэтический образ, став реальностью, либо влезть в шкуру жертв разбушевавшейся эпидемии, превратившихся в плотоядных монстров.
Что? Первый в мире кооперативный зомби-шутер.
Где? В лос-анджелесском офисе Electronic Arts, в компании сотен других таких же голодных и жаждущих дорваться до компьютеров с Left 4 Dead журналистов.
Компания Valve, дай ей бог здоровья, обладает феноменальным, почти сверхъестественным чутьем на хорошие игры и уникальных сотрудников. После Half-Life они занимались не столько собственными разработками, сколько искали и ассимилировали другие команды и проекты, и делали это с завидной избирательностью и прозорливостью. Так, под их крыло попал сначала Counter-Strike, потом Narbacular Drop, выросший в Portal, а теперь вот Left 4 Dead, первый в мире кооперативный шутер про зомби. На пресс-мероприятии EA3 2008, куда мы летали в конце июня, Left 4 Dead был доступен в играбельном виде и, должны вам признаться, происходящее по ту и эту сторону мониторов мало чем отличалось: там — толпы зомби пытаются дорваться до четверки выживших, тут — толпы журналистов штурмуют четыре компьютера с Left 4 Dead.
Хорошего зомби должно быть много
Авторы Left 4 Dead с видимым удовольствием цитируют всю известную им зомби-киноклассику.
Как и подобает игре, ориентированной на кооператив и мультиплеер, Left 4 Dead не утруждает себя объяснением причин и деталей происходящего. Все и так предельно понятно: вирус вырвался на свободу, власти соображали слишком долго, а когда наконец сообразили, остановить катастрофу уже было нельзя. Город оказался во власти зараженных, а все, кто выжил, пытаются теперь из него сбежать.
Выживших осталось немного, нам на поруки выдают четверых: девушку Зои, срисованную с той же модели (Алисии Глайдвелл), что и главная героиня Portal; чернокожего Луиса, работавшего младшим менеджером сетевого магазина электроники; старикана по имени Билл, прошедшего закалку Вьетнамом; и татуированного байкера Фрэнсис, который был знаком с Биллом еще до эпидемии (остальные друг друга не знали). У всех четверых обнаружился иммунитет к вирусу, но, поскольку от съедения заживо он не спасет, выжившие сбиваются в группу, чтобы сообща выбраться из города. Большая часть игры пройдет на городских улицах, после чего предстоит пробежка по деревенской местности (в том числе и по кукурузному полю — классика!) и территории аэропорта. Зомби, разумеется, хватает везде.
Сюжет как таковой в Left 4 Dead отсутствует, а те немногие персонажи, что встретятся по пути (например, сотрудники службы теленовостей на вертолете), напоминают скорее раздатчиков квестов из MMORPG: не вдаваясь в излишние детали, они объясняют суть дела и отваливают по своим делам.
Будучи раненным, от двух зомби с помощью пистолета еще можно отбиться. Но всего лишь два зомби — это тут большая удача.
Наша команда тоже не особенно сентиментальна: никто не рвется рассказывать друг другу историю своей жизни, да и вообще персонажами их можно назвать лишь очень условно. В сущности, это просто четыре разные маски, и ничего больше. Общение происходит исключительно на деловом уровне: «Reloading!» (оповещает о том, что один из напарников перезаряжает оружие и в связи с этим на пару секунд выбывает из боя), «Help me up!» (кто-то попал в беду, надо отбить его у зомби и помочь подняться) и «I see a hunter!» (в поле зрения кого-то из выживших попал зомби-босс).
Выживших на самом деле можно понять: какие уж тут разговоры, когда вокруг творится ТАКОЕ. В Left 4 Dead есть и классические, относительно медленные зомби, но они играют роль фона, расходного материала, их замечаешь только во время передышек. Роль первого плана отведена зомби нового поколения — быстрым и очень злым, родом из римейка «Рассвета мертвецов» и «28 дней спустя». Здоровье у них неважное, умирают довольно быстро и даже не требуют прямого попадания в голову. Но их слабость компенсируется скоростью и количеством. Каждая атака — это всегда чрезвычайная ситуация. Здание или улица, только что казавшиеся абсолютно пустыми, в мгновение ока заполняются ТОЛПАМИ зомби, и они устремляются в вашу сторону со скоростью и неудержимостью цунами. От них не спрячешься и ничем не отгородишься, они легко перемахивают через любые препятствия, пролезают через вентиляцию и запрыгивают на крыши, в них чувствуется неподдельная злость и остервенение.
Все уровни начинаются и заканчиваются в наглухо запертой комнате, где можно поживиться амуницией и заменить оружие.
Попытки изобразить героя-одиночку пресекаются быстро и безжалостно. Стоит только отдалиться от своей команды, как сразу же обнаруживаешь, что своих собственных шутерных навыков (сколь хороши бы они ни были) явно будет недостаточно, чтобы выстоять при таком численном перевесе. Исключением, наверное, могут стать только киберспортсмены, но таковых на EA3 не нашлось. Держаться волей-неволей приходится кучкой, и, похоже, это первый случай в истории командных сетевых шутеров (за вычетом Counter-Strike), когда работа в команде обязательна не потому, что так удумали авторы, а потому, что по-другому не получается. Стоит загнуться одному-двум членам вашей компании, и остальные, как правило, отправляются вслед за ними в считанные минуты. Игра дисциплинирует через «не хочу».
Если же кто-то из напарников не хочет дисциплинироваться, тормозит или практикует friendly fire (который здесь не отключается в принципе, исключение делается только для ситуации, когда коллега упал и нужно расстрелять зомби вокруг него), то можно, заручившись согласием остальных членов команды, выкинуть его из игры, а то и вовсе внести в черный список. Кроме того, можно брать изначально проверенных людей из списка друзей: такая функция есть и в Steam (если речь идет о РС-версии), и в Xbox Live (Xbox 360).
Баланс игры регулируется автоматически, исходя из уровня и манеры вашей игры, и отвечает за него так называемый режиссер искусственного интеллекта (AI Director). Если режиссеру кажется, что вы заскучали, он спустит на вас свору зомби. Если становится совсем невмоготу — даст передышку. Если играете слишком хорошо — сделает атаки более частыми и интенсивными.
Сами зомби нападают по принципу «откуда не ждали». Подходишь к какому-нибудь гаражу, вся команда наставляет оружие на ворота, кто-то осторожно их открывает, и оттуда, естественно, вырывается поток зомби. Но еще больше их появляется сзади, сверху, снизу и вообще с любых направлений. Заучить расположение врагов невозможно — при каждом прохождении AI Director его меняет.
Монстры массового потребления
Зомби — самый молодой из всех архетипических типов монстров в современной культуре, интерес к ним проснулся только в XX веке. При этом сам термин «зомби» восходит чуть ли не гаитянской мифологии и вуду. Вуду-жрецы вроде бы выдували в лицо человеку некий порошок, от которого сначала наступала клиническая смерть, а затем — полное подчинение колдуну.
Канонический и наиболее распространенный сегодня зомби придуман кинорежиссером Джорджем А. Ромеро в шестидесятые годы XX века. Зомби — самые демократичные монстры, это не какие-нибудь там вампиры с их аристократическими манерами и не оборотни, имеющие с людьми минимум общего. Это утрированные версии нас самих — ненасытные, безмозглые, склонные к стадному инстинкту. Поэтому нет ничего удивительного, что в массовой культуре им уделяют столько внимания.
Чувство когтя
Музыка в Left 4 Dead динамическая, каждый в команде слышит ее по-разному: у кого передышка, тому играют более-менее спокойную мелодию, а у того, кого осаждают зомби, музыка быстрая и напряженная.
Кооператив в Left 4 Dead устроен более-менее так же, как и везде: карты проходятся последовательно, одна за другой, хотя из-за отсутствия сюжета возникает ощущение, будто играешь скорее в дефматч. Начинается каждый уровень в закрытом помещении, откуда вас не выпускают первые 30 секунд, потому как здесь и только здесь можно нагрузиться оружием и амуницией. На уровнях тоже можно кое-чем поживиться, но лишь по мелочи, а оружие если и встречается, то довольно редко.
Самого вооружения в целом немного. С собой можно носить один-два пистолета, гранаты или коктейль Молотова, аптечки (для напарников) или пилюли (для себя) и основное оружие — автомат, винчестер, снайперскую винтовку. Каждый вид основного оружия выдается в единственном экземпляре, разве что автоматов обычно бывает по два. Таким образом, вся команда экипируется по-разному: кто-то оказывается снайпером, кому-то достается помповое ружье, кому-то — автоматы.
Поскольку благополучие всего коллектива зависит от совместной работы и взаимовыручки, каждый выживший видит у себя на экране не только собственное здоровье, но и состояние здоровья напарников. Если кто-то из них упал и взывает о помощи — не будьте эгоистом, подбегите и помогите болезному. Упавший может отстреливаться из пистолета, но, когда врагов много, пистолет погоды не делает и, если никто не придет на помощь, его забьют до смерти. После этого павший коллега не превратится в зомби, а возродится в каком-нибудь запертом шкафу или комнате и с криком «Спасите!» будет барабанить в дверь, пока его кто-нибудь не найдет и не выпустит оттуда. Если же до гибели дело не дошло, то у выжившего есть еще два шанса быть вылеченным, на четвертый раз смерть уже неизбежна. В начале следующего уровня все погибшие воскресают в любом случае.
Искать друг друга в том хаосе, который творится в Left 4 Dead, могло бы быть трудно, но выручает подсветка силуэтов персонажей.
Их нравы
Вот этот дедулька — ветеран Вьетнама, и по забавному совпадению в нашей команде на EA3 он играл лучше всего (точнее, игрок, выбравший этого персонажа).
Между тем в стане зомби происходят не менее интересные вещи. За них ведь тоже можно играть, но не за рядовую гниль, а только за боссов. Боссов пятеро, один под управлением AI, остальные под началом живых игроков (если четырех человек не набирается, за остальных зомби будут играть боты; аналогичное правило действует в отношении выживших). Бумер (Boomer) забрызгивает выживших своей рвотой, которая для остальных зомби все равно что запах крови для акулы. Охотник (Hunter) — слабый здоровьем, но очень быстрый зомби, умеющий передвигаться по стенам и высоко прыгать, при нападении валит человека на землю, после чего и обезвредить его могут только другие члены команды. Курильщик (Smoker) за счет длиннющего языка хватает своих жертв за горло (чаще всего такое случается с игроками, вставшими за стационарный пулемет) на расстоянии десятков метров, подтягивает к себе и душит, а для маскировки выпускает облако черного дыма. Танк (Tank) — самый большой и самый мощный из играбельных боссов — умеет кидаться кусками бетона и даже целыми автомобилями, легко выдерживает десятки попаданий. Он настолько велик и тяжел, что при движении издает много шума и его можно засечь издалека. Для устройства засад танк не годится: если он находится слишком далеко от команды выживших, у него начинает расти степень фрустрации, и по достижении максимума босс становится нестабильным, начинает буйствовать и тем самым выдает свое местонахождение.
Самый опасный босс — ведьма (Witch) — будет контролироваться искусственным интеллектом, видимо, из опасения нарушить баланс. Ведьма остается пассивной до тех пор, пока выжившие не обнаружат себя в непосредственной близости. Как только это происходит, она издает пронзительный крик и убивает первого попавшегося ей под руку человека одним ударом. Дальше ведьма атакует уже в обычном режиме, но даже тогда с ней лучше не связываться, тем более что здоровья у нее почти столько же, сколько у танка.
Праздник к нам приходит
Хэллоуин в этом году намечается неплохой: 28 октября — релиз Dead Space (см. по соседству еще один репортаж с EA3), 30 октября — премьера пятой «Пилы» (и еще нескольких кинохорроров калибром поменьше), а 4 ноября, на четвертый день после Хэллоуина, — Left 4 Dead. И если расставить в этом списке приоритеты, то первое место придется без колебаний отдать Left 4 Dead — шутеров про зомби лучше, чем этот, история еще не знала. Так что запасайтесь патронами, провизией и напарниками.