Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»
Спойлеры.
Как некогда перечитывал доброго Муми тролля, нельзя не вернуться к данному поистине эпохальному талмуду. И магия, и технология, и мистика, и чистое мракобесие – ничего не забыто, всё работает, сплетено в тугие узлы, нагнетает сценарий. Вечный двигатель вот-вот родится, в жестяных пылесосах зарождается машинный разум – только пот успевай вытирать, настолько «научно-логично» и забористо закручено. Чужие расы прописаны с любовью, хотя, как обычно, по-прежнему косплеят людей. По счастью, имеются совсем нечеловеческие твари, на коих и фокусируется конфликт, и отрада для души не отпускает, выживет ли цивилизованный род, или падет под пятой животной страсти тупо пожирать.
Дорвавшись до писательства, обладая недюжинной фантазией, житель капиталистического строя не мог не выразить страну правящей буржуазии во всем неприглядном свете. Кругом гниль, вонь, тление, разруха. Правящий класс стал причиной главного бедствия, от которого стала страдать и в итоге искать избавления. Самовобозновляющийся генератор кризиса (скромно не будем применять сюжет на нынешние реалии) Даже обличающая государство газета в наличии, забастовки, стачки и жесткое их подавление. Приведет это к революции? Тогда бы Чайна не был троцкистом. Но свою задачу он блюдет от и до. Он фантаст-фэнтезист, а не политик-реформатор. За что ему уже спасибо, дал немало напряженных часов от созерцания его болезненной мини-вселенной, где миллионы людей выступают в страдательном залоге. Ведьмак с его навязчивой порнографией и псевдо-гиперреалистичностью даже не конкурент. Мьевиль, идя рецепту Лавкрафта, нагнетает обстановку, вовлекая в нее погоду, рельеф, присовокупляя в каждую деталь описания негатив, минор, упадок, тлен, серость, гниль, что гораздо сильнее долбит по башке.
Как персонажи Ефремова несут справедливость, свободу, равенство и братство через звезды, так Чайна заставляет героев разгребать имманентные проблемы его повествования до финала, которые затем не исчезнут потенциально, ибо действующий строй останется быть. В ходе решения проблем будут утилизироваться бастующие, а также полиционеры, но лес рубят – щепки летят. Если люди будут умирать в процессе преодоления вселенских проблем, летя к далеким звездам сквозь большой театр, не меся друг друга по голове, не упарываясь наркотой – слишком скучно. Но адреналин сквозь каждую строчку течет. Стилист Мьевиль великолепный.
Написал и подумал про Дяченко. Последнюю впитанную от них книгу «Алена и Аспирин». Тоже реализм, жестокость и где-то доброта, забота. Осмыслил, и внутри куча разбитого стекла. Непременно нужно чередоваться с Крапивиным.