Челябинец выиграл дело о некачественном бензине
14 июля 2009
Ленинский суд Челябинска обязал сеть автозаправок «Башнефть» выплатить владельцу Mazda 14 тысяч рублей за некачественный бензин. Редчайший случай в судебной практике не только Челябинска, но и страны: водитель в суде смог доказать зависимость поломки автомобиля от качества залитого топлива. Однако у руководства ООО «Регион» (торговая марка «Башнефть») своя правда...
Эта история началась в августе прошлого года, когда Михаил Казанцев на своей новенькой Mazda3 MPS, которой едва исполнилось три недели, отправился за город. На Троицком тракте недалеко от поста ГИБДД он свернул на автозаправку «Башнефть» – в баке оставалось не больше пяти литров. Спортивная версия Mazda весьма разборчива и согласна «кушать» только топливо не ниже марки Аи-98, поэтому молодой человек, не скупясь, залил полный бак самого дорогого топлива – Евро 98.
«Буквально через километр машина «зачихала», задергалась и просто встала, – рассказывает Михаил Казанцев. – Сработала защитная система, блокирующая подачу топлива ненадлежащего качества. Возвращался я уже на буксире. В сервисе дилера, куда я сразу отправился, при первом же осмотре автомобиля подтвердили, что в поломке виноват некачественный бензин. В тот же вечер брат повез меня на ту самую АЗС. Однако администратор автозаправки отказался помогать в заборе пробы и как положено опечатывать емкость с бензином, что подтвердил в письменном виде, расписавшись в моем заявлении. Впоследствии эта бумага во многом и решила исход дела».
В сервисном центре дилера водителю пошли на встречу. Когда снимали бак для слива некачественного бензина, топливо поместили в емкости и в законном порядке опечатали. Один бутыль Михаил отвез в Сертификационный центр автотракторной техники, где провели экспертизу. Заключение подтвердило подозрения: предоставленное для анализа топливо по фракционному составу, содержанию механических примесей и воды не соответствует техническим требованиям ГОСТа, предъявляемым к автомобильному бензину марки Евро 98.
Отдав за ремонт автомобиля около четырех тысяч рублей, а за экспертизу – семь тысяч рублей, Михаил написал претензию в ООО «Регион» с требованием возместить расходы, включая стоимость 48 литров слитого бензина (1289 рублей). Однако получил отказ, после чего обратился в мировой суд.
В рамках судебного процесса была проведена экспертиза проб спорной партии топлива, которые в обязательном порядке отбираются поставщиком из каждой оптовой поставки и хранятся до полной ее реализации.
«Анализ показал, что предоставленный ООО «Регион» бензин идеально соответствует ГОСТу Евро 98, – говорит Михаил Казанцев. – Но стоит ли удивляться этому, если все они опечатаны и оформлены в одностороннем порядке. Проконтролировать, когда и откуда налили этот бензин, нельзя».
Однако мировой судья, рассматривавшая дело, встала на сторону ООО «Регион», отказав в удовлетворении исковых требований. Решение мотивировано тем, что, во-первых, пробы, взятые на анализ в дилерском сервисе, забраны с нарушением ГОСТа. А во-вторых, по кассовому чеку, по мнению суда, невозможно определить, какой именно автомобиль был заправлен в указанный день и час.
Неудача не остудила праведный гнев Михаила, и он обжаловал решение в апелляционной инстанции – в Ленинском районном суде.
«В ходе нового рассмотрения дела судья вполне логично отметила, что я и не мог знать, как отбираются пробы, – говорит Михаил Казанцев, – поскольку администратор отказался совместно со мной отобрать пробу и не разъяснил порядок этой процедуры, под чем он собственноручно и подписался».
Апелляционная инстанция приняла сторону Михаила и частично удовлетворила иск. ООО «Регион» должно компенсировать водителю стоимость топлива, затраты на ремонт, услуги юриста и уплатить штраф в доход муниципального бюджета – 1036 рублей. Не согласился суд лишь с размером компенсации морального вреда. Михаил оценил свои нервы в 10 тысяч рублей, но суд решил, что достаточно и пятисот рублей. Итого Михаил получил от «Башнефти» 13 849 рублей.
«В ходе судебных заседаний не установлено, что мы продали этому водителю некачественный бензин, – комментирует ситуацию директор ООО «Регион» (торговая марка «Башнефть») Наиль Шайдулин. – В апелляционном решении суд четко указывает, что мы – ООО «Регион» – лишь не смогли предоставить достаточных доказательств, что продан бензин надлежащего качества. По исполнительному листу мы уже перечисли сумму, обозначенную судом. Но на этом точка не поставлена»
ООО «Регион» намерено обжаловать решение апелляционной инстанции в порядке надзора, и вполне вероятно, что Михаилу еще придется возвращать компании эти деньги.
«Я сам в тот же день на той же АЗС заправлял свой Infiniti, и с ним ничего не случилось, – добавляет Наиль Шайдулин. – Более того, только подумайте, в тот же день там заправлялись десятки автомобилей, но они же не встали! АЗС, о которой идет речь, одна из самых современных в нашей сети. Там стоят немецкие колонки с электронной системой входного контроля, которая даст знать, если в топливном резервуаре вдруг окажется вода. Фильтрующие материалы там лучше, чем в автомобильных фильтрах. Из той колонки грязь и вода просто физически не могут попасть в бензобак автомобиля».
Мария ШРАМЕНКО, специально для Autochel.ru
Фото с сайта Misto.odessa.ua