Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда смотришь на снимок, который кто-то по каким-то причинам причислил к классике или назвал «одной из важнейших работ 20 века» и совершенно не понимаешь, что в этом снимке такого.
Вторжение Прага 1968 Йозеф Куделка
Вот часы и перспектива улицы. Почему-то этот снимок широко известен, его перепечатывают в книгах, показывают на лекциях и, возможно, вы видели его висящим где-то в интерьере. Но чем он так хорош? Если найти подходящий бульвар и дождаться половины первого получится такой же снимок. Или не получится? Ответ на этот вопрос кроется в контексте снимка. Но, для начала, надо задуматься о том, что же такое фотография. Это документирование событий или игра линий и перспектив, а может передача тонких переживаний автора, метод самовыражения, психотерапия, сфера услуг, «живопись для ленивых»? Одного правильного ответа на этот вопрос попросту не существует, потому что фотография — это все и сразу. А потому прилагать к документальной фотографии живописные критерии оценки так же неправильно, как в натюрморте искать социальную напряженность. И вот, вооружившись мыслью, что фотография бывает разной и для разного, зритель смотрит на снимок. Пожалуй, это один из лучших примеров для объяснения того самого странного понятия контекста.