Оценки привлекательности и индивидуальных особенностей человека по его голосу
Что же в голосе человека делает его таким привлекательным? Интонация? Тембр? Твердость голоса или же, наоборот, мягкость и придыхание?
Авторы нового исследования решили изучить, что делает голос запоминающимся и уникальным? Какие акустические особенности голоса делают его привлекательным для женщин, а какие – для мужчин? Для начала ученые предложили десяти молодым мужчинам оценить привлекательность женского голоса, говорящего «Удачи на экзаменах!». Девушка произносила эту фразу без эмоций, но используя три разные способа: она говорила нормальным голосом; с мягким придыханием –как бы шепотом; и более звонко и жестко. Затем исследователи модифицировали звучание голоса – изменяли его высоту, тембр и кодировали его в различных форматах. По гипотезе исследователей, один из полученных искусственных звуков, более высокий, должен был восприниматься как голос невысокого худого человека, переживающего положительные эмоции. Другой звук, более низкий и глухой, предположительно воспринимался бы как голос высокого и крупного человека, испытывающего гнев.
Результаты исследования показали, что повышение тона не увеличивало привлекательность голоса, тогда как его понижение снижало оцениваемую привлекательность. Увеличение мягкости и придыхания в голосе увеличивало восприятие привлекательности. По мнению авторов исследования, это означает, что снижение тона голоса, предположительно, отражающее увеличение массы тела, уменьшает привлекательность женского голоса для мужчин.
С другой стороны, этот голос до модификации принадлежал реальному человеку. Следствием этого могут быть определенные интонации голоса девушки. Поэтому на втором этапе исследования учены использовали искусственные, сгенерированные компьютером мужской и женский голоса, которые произносили фразу «Я должен вам йо-йо». Оба голоса также имели несколько вариантов – различные форматы записи, тональность, твердость голоса. Из предъявляли для прослушивания 16 мужчинам и женщинам и также просили оценивать привлекательность.
Для мужчин были воспроизведены результаты первой части исследования: более низкие голоса воспринимались как менее привлекательные, а голоса с придыханием – как более привлекательные. В теории, если характеристики привлекательного мужского и женского голосов являются взаимодополнительными, для женской аудитории все должно быть с точностью до наоборот: более твердые мужские голоса без шепота и придыхания должны оцениваться женщинами как более привлекательные.
Однако, все оказалось совсем наоборот. Женщины считали более привлекательными более низкие голоса, а также мягкие голоса с придыханием. Авторы интерпретируют полученные результаты как следствие того, что более низкий голос воспринимается в целом более грубым, а придыхание его смягчает.
Когда респондентов спрашивали, насколько обладатель голоса испытывает положительные эмоции, более высокие и мягкие голоса оценивались как более радостные как у женщин, так и у мужчин. Более низкие мужские и женские голоса оценивались как выражающие гнев.
Авторы исследования делают следующий вывод: мужчинам больше нравятся высокие мягкие женские голоса, говорящие о меньшем размере тела, тогда как женщинам – низкие мягкие, предполагающие более крупного, зато менее агрессивного обладателя.
Поскольку голос и его высота действительно коррелируют с размером тела, нельзя говорить о том, что это эволюционно значимая индивидуальная особенность, по которой идет подбор партнера. Мы не можем пока точно сказать, что для этого важно в первую очередь – высота голоса или же размеры тела.
Другой вопрос – это соотношение естественного голоса и интонаций, используемых людьми в тех или иных социальных ситуациях. Например, женщины при разговоре с мужчиной, которого они считают привлекательным, невольно повышают тон своего голоса. Также в той или иной культуре могут существовать определенные нормы того, какой голос и какая интонация должны быть, например, у успешного политика, военачальника, сестры милосердия и так далее. «Социальный» голос является, таким образом, одним из признаков тех или иных социальных ролей.
Кроме того, интересным продолжением такого исследования стало бы соотнесение голоса с фотографиями различных людей, а также оценка индивидуальных особенностей по голосу. Подобные исследования были проведены российскими учеными. В одном из них зрячие и слепые испытуемые оценивали внешность, эмоциональные состояния и личностные качества дикторов по их голосу, звучащему на родном и иностранном языке в условиях прямой и инвертированной экспозиции речи. Выделены группы слушателей, по-разному дифференцирующие характеристики человека по его голосу. Отмечен ряд тенденций межличностного акустического восприятия.
В исследовании приняли участие 30 человек (мужчины и женщины от 20 до 50 лет); 15 из них были зрячими людьми, а 15 – слепыми. Для получения данных по каждой из трех интересующих сфер (эмоциональное состояние, личностные качества и описание внешности) были использованы методики «Дифференциальные шкалы эмоций» К. Изарда, «Личностный дифференциал» и «Словесный портрет». Бланки методик испытуемые заполняли как на себя, так и на дикторов, которые озвучивали короткие тексты. В создании звуковых записей участвовали 2 человека – мужчина и женщина, которые владели татарским и русским языками и считали их для себя родными. Дополнительно для разрушения лингвистической составляющей применяли инвертированные записи. Испытуемым в произвольном порядке предъявлялись восемь акустических фрагментов. По инструкции они, прослушивая запись необходимое количество раз, должны были заполнять пункты полученных бланков, выстраивая образ человека, голос которого слышали. Исследование показало, что голос действительно несет многомерную информацию о своем носителе. На ее основе делаются выводы о личности человека, его эмоциональных состояниях. Данные о физическом облике носителя могут быть использованы как важная экспертная информация.