В Швейцарии намереваются поступить так же. В США в 21 штате уже не учат слитному письму. В некоторых землях Германии - тоже. Наши реформаторы могут последовать западному примеру.
- Чем это чревато? - спросил «АиФ» у
Михаила Богомолова, врача-психоэндокринолога и президента Российской диабетической ассоциации.
Рабы «клавы»
Михаил Богомолов: Это простейший способ убить в человеке личность. Предположим, мне поставили задачу превратить человека в робота. Я бы сделал точно так же. Но вот своих детей и близких я бы обязательно учил письму. Не делать этого - преступление против детей. Почерк - один из способов самовыражения. В определённом возрасте дети обязательно должны учиться письму, рисовать, ходить в походы… Удар пальцем по «клаве» убивает личность, а обучение письму активирует структуры мозга, которые помогают человеку быть творческой и самостоятельной личностью. После 18 лет учить этому уже бесполезно, они не активируются.
Александр Мельников, «АиФ»: Кстати, в самых элитных и высокотехнологичных штатах - Массачусетсе и Калифорнии от письма не отказываются. Есть психологические объяснения, почему нужно учить письму, много говорят про мелкую моторику. А что скажете вы как врач?
- Почерк индивидуален и связан с характером человека. С этой точки зрения им занимались в основном криминалисты-графологи. Но он имеет и большое медицинское значение. Его можно использовать для диагностики заболеваний и даже для лечения. В конце 1980-х годов к нам в Научный центр психоэндокринологии приезжал из Испании основатель методики лечения с помощью почерка
графолог Висенте Льедо Паррес. Это было уникальное медицинское заведение, его, как и саму науку, создал с нуля
профессор А. И. Белкин. Сам он был психиатром, я - эндокринологом, но в центре у нас работали врачи разных специальностей.
Психоэндокринология изучает связь между гормонами и психикой. Главную роль в этом играют так называемые нейрогормоны, или нейропептиды. Эти молекулы, состоящие из нескольких аминокислот, регулируют в организме массу процессов - от работы внутренних органов до активности наших мышц. Профессор Паррес нашёл в нашем лице единомышленников - он считал, что почерк человека зависит от нейропептидов. И здесь очень важно подчеркнуть, что эта взаимосвязь двухсторонняя. Когда нейропептиды меняются, изменяется и почерк. И наоборот, сознательное изменение почерка вызывает сдвиги в нейропептидах, и в результате изменяются эмоции и психика человека. На этом и была основана почеркотерапия
Висенте Парреса.
Двойная связь
- Как это выглядит реально?
- Больные депрессией пишут буквы неслитно, отдельно друг от друга. Чем тяжелее их состояние, тем больше расстояние между буквами. Если их учить писать правильно, как по прописям, то состояние будет улучшаться. В идеале эта методика достаточно тонкая, врач должен работать с больным индивидуально. Но возможен и более простой вариант. Пациенту подбирают пропись, наиболее подходящую ему, и он, как первоклассник, занимается сам. Кстати, это может быть использовано не только как лечение, но и как психотерапия. На эмоции и характер тоже можно влиять почерком. Если человек переоценивает себя, ему подойдёт пропись, где требуется писать строго по строчкам, не заносясь вверх, как это обычно бывает у таких людей. Другим нужно строго соблюдать определённый наклон букв. Например, у людей, находящихся в дисгармонии с окружающими, буквы часто бывают вертикальными или даже с наклоном влево. Им нужно стараться писать с наклоном вправо в 45 градусов.
Висенте Паррес выделил 12 направлений линий при письме, по которым осуществлял диагностику. Он оценивал, какие линии преобладают, их толщину, расположение, смотрел, как текст расположен на странице, какие у него поля. Всё это связано с двигательной активностью рук, которую регулируют нейропептиды. На основании этого анализа доктор определял, какие системы в организме поражены. А потом, корректируя почерк, лечил пациентов.
Эта проблема, конечно, шире. Двусторонняя связь существует между мозгом, эмоциями и любыми движениями, а не только когда вы пишете ручкой. Более того, есть чёткая двусторонняя связь между эмоциями человека и напряжением конкретных групп мышц. Каждой эмоции соответствует своя мышечная моторика, и наоборот. Это так называемый феномен Джеймса - Ланге. И это значит, что, если человек научится хорошо управлять своими мышцами, он сможет контролировать эмоции. Кое-где это использовали интуитивно, отголоски этого есть в том, как мать укачивает ребёнка, как охотники совершают танец перед охотой, а воины - перед боем: все эти позы, движения и звуки настраивают на соответствующие эмоции. Вспомните аутогенную тренировку, которая начинается с расслабления мышц, а в итоге приводит и к расслаблению артериол - мелких сосудов. А ведь считается, что ими, как и внутренними органами, мы не можем управлять.