Волчий пастырь.
Существует множество теорий о том, кто такой волчий пастырь.
Некоторые считают его вожаком в стае оборотней - самым крупным и сильным, некоторые полагают, что это - леший. Кто-то утверждает, что, согласно древнеславянскому фольклору, это вожак волков, и восходит история героя к древнему индоевропейскому почитанию волков.
Согласно преданиям, волчий пастырь - седобородый старец, проживающий в лесу вдалеке от людей и ухаживающий за волками, попутно управляя ими. В народе пастырей побаивались, но это была смесь страха и уважения - считалось, что так управляться с волками могут только колдуны. Не многие видели пастыря верхом на сером огромном волке, но те, кто замечали его, говорили, что он возглавляет серую стаю и ведет ее по ночному лесу в сторону добычи, которую выбрал. Что интересно, колдуны никогда не выбирали людей для ночной охоты.
Жертва, выбранная Пастырем, обречена.
Эта часть легенд особенно ярко перекликается с мифом о Дикой Охоте, когда бог Один выводит свою свиту ночами развеяться, однако на этом сходство заканчивается.
В некоторых преданиях, сохранившихся в части регионов Украины, волчьим пастырем выступает леший, поэтому одна из ипостасей пастыря — это покрытый мехом человек с козлиными копытами. Зовётся пастырь в Украине и Белоруссии Полисуном, Лесовиком. Пастырь почитался и у сербов. В некоторых описаниях пастырь даже имеет крылья. Цвет волчьего меха чаще всего у пастыря белый, либо чёрный.
В одном из своих ранних стихотворений Алексей Николаевич Толстой:
В поле голодном
Страшно и скучно.
Ветер холодный
Свищет докучно.
Крадется ночью
Стая бирючья, —
Серые клочья, —
Лапы что крючья.
Сядут в бурьяне,
Хмуро завоют;
Землю в кургане
Лапами роют.
Пастырь Егорий
Спит под землею.
Горькое горе,
Время ночное…
Встал он из ямы,
Бурый, лохматый,
Двинул плечами
Ржавые латы.
Прянул на зверя…
Дикая стая,
Пастырю веря,
Мчит, завывая.
Месяц из тучи
Глянул рогами,
Пастырь бирючий
Лязгнул зубами.
Горькое горе
В поле томится.
Ищет Егорий,
Чем поживиться…
Некоторые ученые считат, что Егорий волчий пастырь - это переосмысленный в народе образ Георгия Победоносца. Вряд ли это так. Что общего, кроме имени (Егорий - это действительно народная форма имени Георгий), может быть между христианским мучеником и богом животных? Скорее, нужно искать сходство между Егорием и богом Аполлоном (Аполлон Ликийский - Аполлон Волчий), повелевавшим волками (точно так же, как его сестра Артемида изначально была повелительницей медведей). Причем сам Егорий был человеком или, что весьма вероятно, оборотнем. Волкам от него доставалось: согласно народным преданиям, Егорий, которому следовало жертвовать часть урожая, защищал крестьянский скот от набегов своего "серого воинства". Если же какой-то волк нарушал этот запрет, то хозяин карал его очень сурово: просто вбивал ему в глотку камень, и волк, не способный ни есть, ни пить, умирал от голода. Но если люди забывали о Егории, не приносили ему жертв, то у него не было поводоа для сдерживания вольчих стай - они резали скот, сколько их душе было угодно; больше убивали, чем ели.