Тысячи людей ежедневно спрашивают у Яндекса, как заработать в интернете (причем быстро, без вложений и желательно сразу миллион) и ищут готовые идеи для бизнеса. Мне известно несколько десятков "предпринимателей", пытавшихся открыть очередную соцсеть, поисковик, биржу, агрегатор. Некоторые оригиналы каждый год запускают по 2-3 новых стартапа, и всегда с уверенностью, что "в этот раз точно выстрелит".
Почему 90% стартапов терпят крах? Одна из причин - люди, которые их открывают, слишком поглощены мыслями о монетизации и забывают подумать, кому будет реально полезен их проект. Многие считают, что отсутствие у проекта реальной ценности можно компенсировать масштабной рекламной кампанией.
Значит ли это, что не стоит даже пытаться создать свой проект? Отнюдь нет. Просто перед тем, как потратить кучу времени на разработку бизнес-плана, выбор партнеров и поиск инвесторов, честно спросите себя: кому и как может помочь моя идея.
Герои невыдуманных историй, описанных ниже, на старте своих проектов не задумывались о монетизации - они просто хотели сделать что-то реально полезное. Отличные примеры начинающим стартаперам.
1. Брайан Чески и Джо Геббиа (по 31 году), США
Компания Airbnb. com, текущая стоимость ~ $1 млрд
Основание: 2008 год, Сан-Франциско
Сфера: интернет-сервисы
Идея: сервис по поиску жилья и постояльцев
Бюджет: $1000 на создание сайта
История успеха:
Когда Брайан приехал из ЛА в Сан-Франциско к своему другу Джо, его ждал неприятный сюрприз - стоимость квартиры, которую они собирались снимать вместе, сильно выросла. Даже сложив все свои сбережения, они не смогли бы оплатить и месяц аренды. Попытки срочно найти жилье подешевле не увенчались успехом - как раз в то время в городе проходила известная конференция дизайнеров, все номера в отелях и квартиры были забиты.
Чтобы покрыть аренду, товарищи решают сдавать одну комнату в своей квартире. Всего за один день они делают сайт из нескольких страниц с фотографиями и описанием апартаментов. Поскольку ничего, кроме надувной кровати и еды своим постояльцам они предложить не могли, сайт так и назывался - AirBad and Breakfast (надувная кровать и завтрак), сокращенно - Airbnb. Первые "клиенты" нашлись в течение суток - уже за одни выходные товарищи заработали 1000 долларов и решили делать бизнес на этой идее. Через пару месяцев они ушли со своих работ, а через полгода была запущена базовая версия сайта . Сейчас на сервисе зарегистрировано более 300 тыс. домов и квартир из почти 200 стран мира.
2. Джек Ма, 49 лет, Китай
Компания Alibaba. com, годовой доход ~ $560 млн
Основание: 1999 год, Ханчжоу, Китай
Сфера: e-commerce
Идея: торговая площадка для предприятий
Бюджет: $60 (личные деньги 17-ти учредителей)
История успеха:
Первую половину жизни Джек Ма был неудачником - плохо учился в школе, поступил в худший университет Ханчжоу только с третьего раза и вынужден был отрабатывать там 5 лет на зарплате 15 долларов в месяц. Долго не мог найти нормальную работу - его не взяли даже секретарем директора закусочной. От полной нищеты его спасало только знание английского - он выучил его еще в юности, общаясь с туристами из Австралии и Европы.
В 1995 Джек впервые познакомился с интернетом и очень удивился, что по запросу "пиво" на китайском в Yahoo вообще нет китайских сайтов. Несмотря на полное отсутствие опыта в интернет-бизнесе, он решает одолжить 2000 долларов и сделать китайский поисковик. Так появились "Китайские страницы", которые через год были выкуплены основным конкурентом China Telecom.
После успеха "Китайских страниц" Джек понял, что готов к проекту своей жизни. Он пригласил к себе 19 человек и за 2 часа 17 из них убедил инвестировать в разработку сайта, где одни предприятия смогут продавать свою продукцию другим. Джек собрал 60 тыс. долларов и создал интернет-компанию . На сегодняшний день на этой торговой площадке зарегистрировано около 70 млн фирм из 257 стран мира. Сейчас у есть 8 дочерних предприятий, среди которых - поисковик China Yahoo и платежная система AliPay.
3. Ансар Хан (24 года), США
Компания: Refulgent Software, годовой доход ~ $2.5 млн
Основание: 2011 год, Буффало
Сфера:мобильные приложения
Идея: сервис для обработки ресторанных заказов
Бюджет: $32 тыс. (в долг у родителей)
История успеха:
Ансар Хан, будучи студентом, подрабатывал официантом в семейном ресторане своих родителей. Несмотря на все его старания, клиенты часто жаловались на него - то он перепутает блюда, то не вовремя передаст заказ на кухню, то счет несет целых полчаса. Справляться с такой работой в часы наплыва посетителей действительно было сложно, но Ансар и его друг Джеймс О'Лиери придумали, как решить проблему.
Взяв в долг деньги у родителей Ансара и разместившись в подвале дома матери Джеймса, они начали писать мобильное приложение для приема и обработки ресторанных заказов. Официант принимает заказ у клиента с помощью iPod и передает его на iPad, который находится на кухне, и компьютер, который распечатывает счета. Таким образом, официанту не нужно разрываться между клиентами, кухней и счетами - весь процесс от заказа до счета управляется через iPod. После 10-ти месяцев разработки, товарищи еще полгода тестировали приложение в своем ресторане, и только потом выложили в AppStore под названием Ambur App за $999. Первый покупатель появился через полтора месяца. Сейчас приложение установлено в более чем 400 ресторанах 17 стран мира.
4. Бенжамин Санн (24 года), США
Компания: BestParking. com, годовой доход ~ $1,5 млн.
Основание: 2007 год, Нью-Йорк
Сфера: интернет-сервисы и приложения
Идея: база данных парковочных мест Нью-Йорка и других американских мегаполисов
Бюджет: $50 тыс.
История успеха:
Припарковать машину - вечная проблема водителей Нью-Йорка. По словам Бена, идея создания "парковочного поисковика" родилась в 2007 во время просмотра популярного сериала "Сайнфилд", когда главный герой наматывал круги по Нью-Йорку в поисках парковочного места. Он создал и исколесил на своем велосипеде весь Нью-Йорк, собирая базу паркингов. Потом Бен одолжил денег у отца и нанял велосипедистов для сбора информации в еще шести городах, включая Сан-Франциско, Чикаго и Лос-Анджелес. Процесс занял 2 года, и когда все было готово, он перенес базу на домен и запустил проект.
Несмотря на отсутствие мгновенного успеха, Бенжамин продолжил развивать базу с помощью партнеров в разных городах и создал бесплатное мобильное приложение. Проект начал окупаться в конце 2011, когда сайт насчитывал 55 городов и 80 аэропортов в США и Канаде. За 2012 год Бен заработал около $500 тыс. чистой прибыли, в 2013 рассчитывает повысить эту цифру в 4 раза.
5. Андрей Терновский (18 лет), Россия
Компания: Chatroulette. com, текущая стоимость компании ~ $50 млн
Основание: 2009 год, Москва
Сфера: интернет-развлечения
Идея: Видеочат со случайным выбором собеседника
Бюджет: $0
История успеха:
Андрей не особо хорошо учился в школе, часто не делал домашние задания, почти все свободное время дома сидел за компьютером. Единственный предмет, с которым у него никогда не было проблем, - это информатика. Однажды ему захотелось пообщаться со случайными собеседниками при помощи камеры, но он не нашел такого видеочата и решил создать его сам. Через три дня чат был готов, первые 20 пользователей - это люди с разных форумов, которых Андрей попросил протестировать сервис. С тех пор количество пользователей стало ежедневно удваиваться без каких-либо действий с его стороны. Когда среднесуточная посещаемость перевалила за несколько тысяч, Андрей одолжил у родителей $10 тыс. и нанял 4-х программистов, чтоб привести сайт в пристойный вид. Уже через год Chatroulette насчитывал 15 млн пользователей со всего мира и регулярно упоминался в прессе. Именно к Андрею поступили первые предложения о покупке доли или всего проекта, но он отказался, бросил школу и переехал в Америку. Сейчас Андрею 21 год, он живет в Силиконовой Долине и продолжает заниматься своим проектом.
6. Бен Сильберман (30 лет), США
Компания: Pinterest. com, текущая стоимость компании ~ $1,5 млрд
Основание: 2008 год, Калифорния
Сфера:социальные сети
Идея: Веб-сервис для хранения web-изображений
История успеха:
Бен Сильберман был коллекционером с детства: он собирал гербарии, открытки, марки и даже насекомых. Позже его хобби проявилось и в коллекционировании картинок, которые он собирал по всему интернету и сортировал по тематическим папкам. Чтобы показать понравившуюся картинку друзьям, приходилось пользоваться электронной почтой, а это было не совсем удобно. У него появилась идея создать онлайн-сервис, куда можно было бы добавлять картинки с помощью социальной кнопки и делиться ими с друзьями. Так был придуман Pinterest, название которого состоит из двух частей: Pin - приколоть кнопкой и Interest - интерес. Бен с самого начала пытался найти инвестиции для разработки проекта, и хоть в успех идеи никто не поверил, он не отказался от задуманного. Вместе со своими друзьями, Полом Скиарра и Ивеном Шарпом, Бен зарегистрировал компанию и запустил сайт. Первых пользователей разработчики искали самостоятельно, рассылая инвайты по Email всем знакомым и незнакомым. В какой-то момент наступил эффект снежного кома, и новые пользователи начали добавляться сами. К июлю 2011 г. число активных аккаунтов достигло 1 млн, а к середине 2012 - перевалило за 20 млн. Бену больше не приходилось искать инвесторов - они нашли его сами. По данным Forbes, стоимость компании на конец 2012 года составила 1.5 млрд долларов.
Чтоб у вас не сложилось мнение, что успех приходит только к IT-предпринимателям, приведу пару примеров из оффлайна.
7. Брайан Морган, 40 лет, США
Компания Adventure Life, годовой доход ~ $15 млн
Основание: 1999 год, Монтана
Сфера: туризм
Идея: индивидуальные туры для групп из 6-12 человек
Бюджет: $3000 (ноутбук + рекламные листовки)
История успеха:
Временно оставшись без работы, Брайан, большой любитель экстремальных путешествий, решает съездить в Эквадор. Он хорошо знает эту страну, так как проработал там последние несколько лет. Чтобы сэкономить на проживании и весело провести время в компании, он через знакомых собирает для совместного путешествия небольшую группу американцев. Желающих принять участие в поездке оказалось гораздо больше, чем думал Брайан, и он решает делать бизнес на мини-турах. По возвращению из Эквадора Морган открывает компанию Adventure Life (Жизнь с приключениями) с офисом у себя на дому и нанимает помощника. Вдвоем за первый год работы они организовали более 100 туров в Перу и Эквадор. Сейчас компания устраивает около 4000 туров ежегодно и зарабатывает около $15 млн.
8. Элли Уэбб (41 год), США
Компания: DryBar, текущая стоимость компании ~ $20 млн.
Основание: 2009 год, Лос-Анджелес
Сфера:услуги
Идея: Парикмахерская с уникальной концепцией
Еще пять лет назад Элли Уэбб была 37-летней безработной матерью двоих детей, которая ежедневно разъезжала по городу в поисках работы на старом Ниссане. При трудоустройстве внешность имеет значение, и Элли приходилось вставать на полтора часа раньше, чтобы привести себя в порядок - салоны красоты были ей не по карману. Так ей пришла в голову идея создать сеть парикмахерских для таких, как она сама - вечно занятых среднеобеспеченных женщин. Укладка за 40 долларов и 40 минут - такова концепция ее бизнеса (сейчас цена уменьшилась до $35). Только укладка - никаких стрижек, покрасок и других дополнительных услуг за дополнительные деньги.
Элли попросила у брата Майкла 250 тыс. долларов на свой первый салон и убедила его, что именно такой услуги не хватает женщинам. "Мы будем продавать женщинам их самоуважение", - сказала она. Уже после открытия первой парикмахерской стало очевидно, что идея работает. Заработанные деньги постоянно вкладывались в расширение бизнеса, а в 2012 году компания получила инвестиции в размере $16 млн. В конце 2012 года сеть DryBar в США насчитывала около 50 парикмахерских.
9. Фрейзер Доэрти (25 лет), Англия
Компания: SuperJam, годовой доход ~ $3,5 млн
Основание: 2008 год
Сфера: еда
Идея: Джем без сахара ручной работы
История успеха:
Фрейзер любил готовить вместе с бабушкой - все свободное от школы время он проводил за экспериментами на кухне и угощал своими шедеврами родственников, друзей и прихожан местной церкви. Лучше всего у него получались джемы - он делал их без сахара по секретному бабушкиному рецепту. Неожиданно начали появляться заказы - за уникальное лакомство люди были готовы платить. Чтоб удовлетворить спрос, Фрейзер взял в аренду кулинарную фабрику и позвал в помощники родителей, но этого оказалось недостаточно. Вскоре парню пришлось бросить школу, чтоб управлять бизнесом - он расширил производство и самостоятельно наладил контакты с поставщиками. В 16 лет он подписал договор с сетью английских супермаркетов и нашел покупателей заграницей. Сейчас, в свои 25, Фрейзер руководит бизнесом с годовым доходом $3.5 миллионов, и участвует в различных благотворительных проектах.
Таких историй есть очень много, и каждый год появляются все новые и новые. Что объединяет этих успешных людей? Не возраст, не национальность и уж точно не желание сделать деньги из воздуха. Все они начинали с идеи сделать что-то полезное для себя, своих близких или других людей. Если вы выбились из сил в поисках идеи для стартапа, старайтесь абстрагироваться от вопроса, на чем можно быстро заработать. Подумайте, чего не хватает лично вам, чтоб жизнь стала немножко лучше - возможно, это и станет вашей грандиозной идеей.