В массовом сознании к советской архитектуре 1960—80-х годов принято относиться скептически. Бесчеловечные однообразные панельные жилые массивы, брутальные железобетонные общественные здания, простейшие геометрические формы, минимализм и отсутствие декоративных излишеств. Во многом такое убеждение справедливо, однако порой и в проектных институтах СССР создавались отчаянно смелые образы, выглядевшие после реализации пришельцами из фантастических фильмов. Onliner.by решил составить свой список самых эффектных, порой безумных, но совершенно определенно разрушающих стереотипы зданий, рожденных в хрущевско-брежневские времена воображением советских архитекторов.
25. «Дома-кольца» в Москве.
На рубеже 1960—70-х годов архитектору Евгению Стамо, работавшему над застройкой жилого района Матвеевское на западе Москвы, пришла в голову интересная идея. При стыковке железобетонных панелей в типовом домостроении допускается угол в шесть градусов. Что если построить таким образом целый дом? В 1973 году идея была реализована, в центре Матвеевского появился огромный «дом-кольцо». Он был целиком реализован в типовых сборных индустриальных изделиях (серии I-515) и все равно поражает оригинальностью формы. Внутренний диаметр двора 155 метров, 26 секций, 912 квартир (374 однокомнатные, 374 двухкомнатные, 155 трехкомнатных и 9 четырехкомнатных). Общая жилая площадь 27 334 кв. м.
Спустя шесть лет недалеко, в районе Раменки, был построен брат-близнец матвеевского дома, но на этом история «жилых колец», увы, в советской Москве закончилась. В центре дворов этих зданий сплошная зеленая зона с детской площадкой. Автостоянки для жильцов размещены между ней и внутренней окружностью здания.
24. Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия.
Еще в 1978 году на склоне священной для киргизов горы Сулайман-Тоо по проекту местного архитектора Кубанычбека Назарова построили новый музейный комплекс. Самый эффектный его элемент, небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, по сути, закрывает вход в пещеру. Первоначально в сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию.
Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде. Сейчас в его 13 помещениях находятся более 400 экспонатов киргизского Музея духовной культуры.
23. Гостиница «Спорт», Таллин, Эстония.
Гостиница была построена в 1980 году в составе Центра парусного спорта для участников и гостей московской Олимпиады (соревнования по парусному спорту как раз проводились в Таллине). Два вытянутых жилых корпуса объединены блоком общественных помещений. Над всем комплексом доминирует черно-белый объем ресторана.
По задумке группы эстонских архитекторов гостиница, сейчас называющаяся Pirita Top Spa Hotell, должна была напоминать корабль с рестораном в качестве капитанской рубки.
22. Железнодорожный вокзал станции Дубулты, Латвия.
Новое здание железнодорожного вокзала станции Дубулты, расположенной в курортной Юрмале под Ригой, было построено в 1977 году к столетию станции по проекту ленинградского архитектора Игоря Явейна.
Экспрессивная постройка, напоминающая застывшую в бетоне балтийскую волну, получилась одновременно и отсылкой к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразным предшественником современной «космической» архитектуры, например выдающегося испанца Сантьяго Калатравы.
21. Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан.
Один из построенных в 1970-е павильонов ВДНХ Узбекистана в Ташкенте представлял собой сооружение из гиперболоидных конструкций-колонн с единым внутренним выставочным пространством. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось.
Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил самый известный шедевр архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа, — кафедральный собор в бразильской столице Бразилиа.
20. Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения.
В 1975 году в центральной части армянской столицы было сдано в эксплуатацию необычное здание. Творческая группа архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян) запроектировала на месте, резервировавшемся в свое время под размещение рынка, монументальный двухзальный кинотеатр «Россия». Объемы кинозалов эффектными дугами нависают над перпендикулярно расположенным объемом стилобата, где был размещен вестибюль и кассовый зал.
«Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания — вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания — лейтмотив композиции»,— восторгались кинотеатром авторы книги «Архитектура Советской Армении».
19. Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина.
Здание музея классика советской литературы, автора широко известного в свое время романа «Как закалялась сталь», возвели в 1979 году в Шепетовке, где писатель провел свою юность и молодость. «Последний город Земли», по выражению Остапа Бендера, о который разбиваются волны Атлантического океана, украсило установленное на 5 мощных пилонах гигантское кольцо, облицованное алой смальтой.
Кольцо, в котором размещены экспозиционные залы, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, — руки почитателей таланта Островского. Алая же смальтовая мозаика — красное знамя, обертывающее памятный венок.
18. Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина.
Две стальные рамы, объединенные вантовой конструкцией, упираются в железобетонный фундамент и поддерживаются по окружности тонкими опорами. Это сооружение является покрытием для консольно нависающей над входом трибуны и сценического блока.
Гиперболоидная структура, напомнившая местным жителям ракушку, построена в 1978 году (арх. О. Петров) прямо в парковом пруду и является центром притяжения всей рекреационной зоны.
17. Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения.
Огромный, как бы сейчас сказали, многофункциональный комплекс открылся в Ереване в 1983 году на холме Цицернакаберд, господствующем над всей северo-западной зоной Еревана. Зал на 5000 мест для спортивных состязаний и зрелищных представлений расположен над вестибюлем, с которым связан системой лестниц и эскалаторов. Второй, концертный, зал на 1300 мест помещен по оси вестибюля. Поворотная трибуна, находящаяся перед залами, позволяет трансформировать вместимость каждого из них, увеличивая ее на 1000 мест.
Архитекторам (А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян), благодаря широкому применению большепролетных конструкций-оболочек, перекрывающих залы и опирающихся на мощные пилоны, удалось создать футуристический образ, в чем-то напоминающий не то цветок, не то насекомое и выглядящий современно и по сей день.
16. Российская академия наук, Москва.
На высоком берегу Москвы-реки в районе площади Гагарина в 1994 году завершили 20-летнее строительство нового комплекса Президиума Российской академии наук. 23-этажное высотное здание и несколько малоэтажных объемов вокруг него на момент начала строительства в 1974 году не имели аналогов в практике московского строительства.
Главным декоративным элементом, и ставшим в итоге символом комплекса, являются выполненные из металла и стекла художественные композиции, украшающие основные объемы. В народе их, сообразуясь с назначением сооружения, немедленно прозвали «золотыми мозгами» и придумали немало легенд о настоящем их предназначении, включая откровенные «теории заговора».