Наткнулся в дебрях инета на интересную рецензию...
_______________________________________________________________________
Immortal: "At The Heart Of Winter" – 1999
Osmose Productions | / "У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее – Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством и человек, оробев, пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро осознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают странные мысли, тайна вселенной ищет своего выражения. И на человека находит
страх перед смертью, – перед богом, перед всем миром, а вместе со страхом – надежда на воскресение и жизнь и тоска по бессмертию – тщетное стремление плененной материи; вот тогда-то человек остается наедине с богом". (с) Джек Лондон: "Белое Безмолвие".
Возможно ли в музыке соединить ряд противоречий, воспринимаемых как единых монолит? Возможно ли...? "Чередование приливов и отливов, ярость бури", абсолютно противоречивые эмоции, яркие ассоциации, непревзойденная атмосфера, "трушность" и пафос, заключенные в блэке, который является таковым не с точки зрения самой музыки, а с точки зрения заложенных в ней эмоций. Смерть – старуха в черном балахоне с косой – вдохновитель большинства блэк-коллективов, не является главным героем Immortal. Здесь другие персонажи: зима, север, леденящий ветер, бросающий в дрожь и оцепенение холод, вьюга, превращающая восприимчивый организм в твердый единый кристалл, не способного к осязанию и застывшего во времени. Но в этом кристалле есть жизнь, есть тепло. Есть жаркий огонь, заключенный в оковы льда, который безудержно ищет освобождения, несмотря на всю тщетность усилий. Это борьба жизни и вечности. Восстание против мертвого бессмертия! Говорят, что музыка Immortal – это гимн зиме, в котором воспевается величие северной природы, а также ничтожность человека по сравнению с ней. На протяжении всего творчества Immortal следовал своей концепции, развивая ее от альбома к альбому, совершенствуя музыку с целью наиболее яркой передачи атмосферы зимней природы. "At The Heart Of Winter" – вершина сего творчества!
Вершина творчества – это бесспорно. Но если исходить из позиций чисто музыки, то данный альбом можно титуловать как "первенца" нового звучания Immortal. Начало новой эпохи. К сожалению начало этой новой эпохи было ознаменовано весьма печальными событиями: родоначальник группы Demonaz в процессе изнурительной записи предыдущего альбома "Blizzard Beasts" получил серьезную болезнь кистей рук, при которой он никогда не сможет играть на гитаре, и был вынужден покинуть группу в качестве музыканта, взяв на себя лишь ответственность за лирику. Сочинением музыки стал заниматься Abbath в одиночку, что и сказалось на общем звучании альбома. По мнению большинства критиков предыдущая запись "Blizzard Beasts" получилась не совсем удачной для Immortal, имели место разговоры о творческом кризисе, связанном, прежде всего, с разногласиями внутри коллектива. Abbath: "во время подготовки "Blizzard Beasts" у нас с Демоназом постоянно возникали разногласия по поводу того, в каком направлении нам дальше двигаться, и мне приходилось постоянно искать какие-то компромиссы". Теперь же Abbath, оставшись один, получил полную творческую свободу и создал изумительный по красоте альбом!
"At The Heart Of Winter" был записан в двадцатидневный срок в студии "Abyss" под руководством небезызвестного Питера Тагтгрена. Всего шесть композиций общей продолжительностью более 46 минут являют миру новое звучание Immortal. Явный крен в сторону death-метала: более жесткие низко настроенные гитары, мощные бласт-биты, –– но в то же время потрясающий мелодизм и атмосфера. Abbath не следует принципу "быстрее, выше, сильнее". Музыка "At The Heart Of Winter" – это уже упомянутое выше "чередование приливов и отливов": скоростной пассаж низких струн и бласт-битов – виртуозная соло партия Аббата при незначительном участии барабанщика Хорга – опять безутешное месиво буйного угара – лирическая вставка с потрясающими атмосферными аранжировками – опять буйство с наложенным виртуозным соляком –... и так без конца. Постоянная смена ритма, мелодики, упорядоченное нагромождение гитар и бласт-битов, гармонично вплетающихся друг в друга и взаимодействующих как атомы холодного твердого кристалла, обладающего неудержимой внутренней энергией. Как назвать этот стиль музыки? Это не death в его стандартном понимании. И уж точно не black. Это нечто стоящее отдельно от всевозможных стандартов. Это новый звук Immortal, новая "фишка" – "имморталовский атмосферный sympho-black без клавиш" или "разбавленный sympho-death с блэковой ритмикой" или... чёрт его знает, как назвать этот стиль. Все шесть композиций слиты из могучего, тяжелого и тягучего сплава двух направлений тяжелой музыки, превратившись в итоге в твердый непробиваемый элемент неизвестного свойства, в котором сочетаются ярость и меланхолия, жар и холод, попеременно сменяющие друг друга спокойствие и безумство...
1. "
Withstand The Fall Of Time" – начало альбома, старт действа – "блэковые" быстрые барабаны, сдабриваемые неудержимой пальбой по басс-бочкам вкупе с мощными "мокрыми" гитарными партиями, затем недолгое меланхолическое затишье и опять взрыв, но уже в другом ритме, более похожем на death, затем опять перемена мест, великолепное взаимодействия гитары и ударных.
2.
"Solarfall" – умеренное начало с техничным гитарным оформлением, яростный вокал, срывающиеся барабанные партии – "зимняя вьюга", безумство стихии – затем затишье, переосмысление, подготовка к новой стихии, и вот она, на этот раз уже беспощадная и смертельная.
3. "
Tragedies Blows At Horizon" – торжественное начало с достаточно умеренными барабанными партиями в сочетании с плавно тягучими гитарами, далее интересный режиссерский ход: гитара пропадает вовсе, оставляя барабанщика наедине с синтезаторными пассажами, причем драммер как бы не замечает исчезновения гитары и продолжает молотить в том же ритме, затем, как бы очнувшись, предлагает слушателям насладиться "северными" аранжировками, вводя их в приятную меланхолию, затем снова взрыв... и так несколько раз.
4. "
Where Dark And Light Don't Differ" – одна из лучших вещей (хотя все композиции альбома хороши). Здесь есть все: и быстрое молотилово, и размеренные течения, наложение нескольких гитарных партий плюс виртуознейшее сопровождение соло, постоянная смена ритма и мелодий, а также торжественность, "громовые раскаты небесной артиллерии", затишье – буря... предисловие к заглавной композиции альбома.
5. "
At The Heart Of Winter" – чума! Апофеоз всего творчества Immortal. Великая вещь. Двухминутное лирическое вступление – это гимн. Это жертва зимнему северу. Это предание, раскрывающее суть естества природы! Вы попали в сердце зимы и ощутили ее холод, ее вечное спокойствие, ее божество! Природа всемогуща – а вы ничтожны. Белое Безмолвие, что может быть страшнее и величественнее? Вы посягнули на святое – и вы будете раздавлены стихией. На вас уже летит горная лавина, разрывающее все в клочки; вы знаете, что будете раздавлены и считаете каждую секунду своей ничтожной жизни, ибо здесь жизни не место. Здесь холодная вечность! Потрясающие мелодии, жестокость риффов, давление ударных, сумасшедшие запилы – верх искусства и мастерства.
6.
"Years Of Silent Sorrow" – завершение альбома. Очень резвая музычка с нестандартными ходами и переходами. Здесь уже медленные вставки представлены как-то непринужденно, они не настолько глубоки, как в предыдущих композициях. Воспринимается достаточно легко и просто. Прекрасное средство для вывода организма от состояния "замороженности" от предыдущий вещей!.. хотя состояние озноба от всего альбома остается надолго.
Итог таков: альбом прекрасен! Альбом искренен! Альбом без изъянов. Записанный в одной из лучших студий Европы одним из лучших звукоинженеров мира. Музыканты профессиональны и техничны, а альбом максимально творческий.
P.S. У Immortal много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее – Белое Безмолвие в его бесстрастности...