Сериал «Готика» за свою относительно недолгую историю уже успел стать по-настоящему многострадальным. После не самой выдающейся первой части последовала культовая (в определенных кругах) вторая, навсегда вписавшая студию Piranha Bytes в пантеон славы. Но счастье длилось недолго — причин у провала Gothic 3 можно найти сколько угодно, в том числе локальные распри разработчиков с JoWood, но путь с небес на землю состоялся бы в любом случае — как для немцев, так и для их поклонников. С тех пор Piranha Bytes успела «родить» идентичную по концепции RPG Risen, а паблишер, предварительно выкинув на рынок индусский огрызок по имени «Отвергнутые Боги», принялся за возрождение серии, обратившись с этим к еще одной немецкой студии, Spellbound Entertainment.
Та, засучив рукава, принялась за дело. Стоит отметить, что «Готика 4» — это никакой не перезапуск серии, а скорее «новый взгляд» на старые проблемы. Прямая преемственность ощущается разве что в сюжете, который являет собой почти что прямое продолжение третьей «Готики», в конце которой Безымянный Герой, подавив сопротивление орков, захватил трон и отныне именуется Его Величеством Королем Робаром Третьим. Как истинному патриоту, ему захотелось вновь объединить разрозненные земли под одни знамена — так началась война, затронувшая в том числе и юг Аркании, откуда родом наш новый герой. Дальше идут банальности: родная деревня сожжена, почти все сородичи канули в лету... Что же делать? Правильно — мстить! Кому мстить? Королю!
Прямо скажем, качественная история никогда не была коньком «пираний», и в этом плане Spellbound не продвинулась ни на шаг — бородатые штампы словно неубиваемые зомби будут следовать за каждым вашим шагом в этом уютном мирке. А если посмотреть, как кошмарно эти штампы подаются... Складывается впечатление, что диалоги писались неуспевающим студентом — до того они односложны и банальны. Читая по бумажке, актеры безбожно переигрывают — хочется поскорее пропустить весь этот бред и посмотреть суть задания в журнале, который тут в меру удобен, хотя и грешит излишне мелкими шрифтами, заставляя ювелирно работать мышкой.
После такого смачного косяка на остальные шероховатости внимания уже почти не обращаешь. Уровень проработки квестов недостаточен даже для Action/RPG — почти любое задание насквозь линейно и выполняется «постольку-поскольку». Дело доходит до смешного — если от вас потребуют собрать пятерку грибочков, то в пункте назначения их будет ровно пять, и каждый из них будет заботливо выделен на мини-карте. Приносишь добычу по нужному адресу, а там преподносившийся как «сложнейший» эксперимент проводится за секунду прямо во время диалога — с логикой, как понимаете, тут тоже напряжно. Что и неудивительно — вы только посмотрите на эти умудренные сверхинтеллектом рожицы!
Посылая вас на невеликие свершения, окружающие безусловно знают, что делают, ведь окрестности не представляют для героя никакой угрозы. Вспомнить RPG более простую, чем Gothic 4, довольно проблематично, а виноват во всем крен в сторону экшена. На среднем уровне сложности можно вообще обойтись беспорядочным нажатием левой кнопки мыши, лишь изредка прибегая к блокам и перекатам. Зато на «Готике» боевая система раскрывается во всей красе — волей-неволей приходится прибегать к помощи магии (классическое «заморозил/поджарил/оглушил — добил») и эликсиров (действуют мгновенно, добываются по десятку за раз). Большую часть времени придется пользоваться холодным оружием, и тут, благодаря прокачке, даже имеется некоторое разнообразие в виде «сильного» удара и автоматических комбо наподобие тех, что мы видели в «Ведьмаке».
Все, что связано с развитием персонажа, максимально урезано — хиленький экранчик с обновленными возможностями просто смешон. К тому же вы с самого начала вольны пользоваться любым видом оружия, надевать на себя любой доспех и т.п. Все это никогда не портится и с нехилым «наваром» продается — только успевай считать ненужную прибыль. Покупки в магазинах совершенно бесполезны, ибо любое зелье можно легко сварить прямо в полевых условиях. Главное — найти нужный свиток и собирать ингредиенты, в изобилии растущие в округе, и, главное, всегда обыскивать трупы и сундуки. Мини-игра по взлому последних, как вы уже поняли, тоже очень проста, да еще и дает право на ошибку.
Отношение к вам окружающих — еще одно важное отличие четвертой части «Готики» от предыдущих. Если ранее приключения создавали впечатление причастие к чему-то большему, к сражению героя со злом, который проходит тернистый путь от зеленого новичка к маститому повелителю, то в «Аркании» все как раз наоборот — вокруг вас как назло обитают сплошные надменные выскочки, гопники и путаны, которые будто оказывают вам услугу общения с ними. Вы воспринимаете выполнение их заданий как некую обыденность, а не острую необходимость на пути к победе. Быть обычным винтиком в таком красивом мире очень обидно.
Вот и получается, что графика, не тянущая на эталон, является одним из сильнейших козырей новой «Готики». Хотя идеальным доморощенный «двигатель» родом из Германии назвать язык не поворачивается — масштабы не те. Претензия № 1 — лицевая анимация и качество лиц в целом, не дотягивающие даже до Oblivion. Невероятно халтурная работа с LOD’ом тоже бросается в глаза: трава и прочая растительность любит менять детализацию прямо перед вашим носом, да еще и по нескольку раз подряд, а анимация ходьбы издалека рендерится с шагом в полсекунды (!). Но красота картинки все это легко затмевает — здесь и на свежем воздухе есть, чем полюбоваться, и помещения сделаны «на совесть». Особенно удались всякого рода подземелья, параллаксное нутро которых игриво подмигивает владельцам мощных PC заигрыванием света перед тенью.
Изначальная мультиплатформенность заставила JoWood «вложиться» в тестирование, и результат не заставил себя ждать — «багов» игрового характера тут нет (хотя, откуда им взяться в пачке линейных квестов?), а главная ошибка технического плана была исправлена в день релиза оперативной «заплаткой». Но странные внутриигровые особенности нет-нет, да заставят вас негромко ругнуться — это я про «суперменские» прыжки и неумение плавать (не прыгайте со скалы в воду!). После кошмарной Gothic 3 все это кажется несбыточной мечтой, жаль только, что взамен фанаты получили совершенно другую игру.
Да-да, «Готика 4: Аркания» слишком сильно отошла от хардкорных канонов серии, чтобы иметь наглость называться подобным образом. Это именно «A Gothic Tale» с насквозь линейной историей, такими же заданиями, упрощенными «прокачкой», боем, алхимией... Все эти поблажки убили чуть ли не все родовые особенности «Готики» — получившуюся игру, конечно, сложно назвать «кастратом», просто она по духу гораздо ближе к какому-нибудь Fable. А если абстрагироваться от каких-либо сравнений, то «Аркания» — это фэнтезийная Action/RPG с ненавязчивой прокачкой. «Классики» попробуют ее на зуб разве что от переизбытка ностальгических чувств, после чего продолжат ждать сиквелов «Ведьмака», Risen и Drakensang.
http://www.zoneofgames.ru/forum/index.php?showtopic=21615
Pop-Gothic
Увы, блаженная улыбка мигом сменяется хмурой миной, стоит делу дойти до выполнения квестов и прокачки персонажа. Вот уж где сомнений не возникает никаких - перед нами что угодно, но только не "та самая" Gothic. Причина все та же: вместо того чтобы ожидаемым образом нацелиться на хардкорную аудиторию, Spellbound попытались угодить всем сразу и, разумеется, не преуспели.
Arcania отчаянно недостает именно той самой патентованной хардкорности. Взять хотя бы собранную с нуля систему прокачки. Раньше ведь как: получаем уровни, копим очки опыта, ищем тренера, выполняем для него задания, чтобы втереться в доверие, и тратим очки на новые перки и плюсы к параметрам. За некоторыми способностями приходилось натурально охотиться: особо лакомыми умениями мог обучить один-единственный человек, которого еще нужно было найти, выполнить его требования и только потом стать счастливым обладателем редкого перка. Забудьте! Теперь вся прокачка осела в простом как две копейки "дереве" из параметров и немногочисленных скилов. Распределение очков можно проводить на лету, ни за какими тренерами бегать больше не нужно.
Гораздо примитивнее стал крафт предметов: достаточно купить или найти рецепт какого-нибудь снадобья, и вы уже гарантированно сможете его изготовить, причем где угодно и когда угодно - нужды а алхимических столе или уровне навыка тоже нет! Скажете, так стало удобнее? Безусловно! Но именно из этих мелочей и "неудобностей" и состояла Gothic, именно это делало ее такой, какой она была: интересной, по-хорошему сложной и глубокой ролевой игрой, которая никогда не сюсюкалась с пользователем, а сразу выбрасывала в холодный и неуютный мир с кучей опасностей! Понятно, что западные игроки, особенно консольные, не привыкли к такому наглому обращению с собственной персоной, поэтому, видимо, Spellbound решили пойти на жертвы. Но по отношению к легендарной Gothic подобный поступок - настоящее преступление.
Десять заповедей
Однако самый обидный и подлый удар Spellbound нанесли по святая светых "Готики" - свободе. Нет, не хватайтесь за сердечные капли - окружающий мир все еще открыт для странствий (конечно, с ограничениями вроде "не выполнишь для меня квест - не пропущу," но это нормально). Дело в том, что в Arcania: Gothic 4 нет той пьянящей вседозволенности и безграничности, которые были характерны для прошлых частей. Вместо того чтобы выдать игроку карт-бланш на любые действия и ошибки, разработчики зачем-то расставили вокруг вас дорожные конусы, берут за ручку и строго-настрого запрещают хулиганить. Все опасные обрывы и водные пространства обнесены невидимыми стенами - чтобы вы не дай бог не упали или не заплыли куда-то не туда. Нападать на NPC больше нельзя, они неуязвимы для ваших атак - чтобы вы ненароком не убили какого-нибудь необязательного квест-гивера. Наконец, даже своровать из-под носа торговца что-нибудь ценное вам не дают - все объекты, которые не приклеены намертво к чему-нибудь, как бы заочно принадлежат вам и никто не будет кричать, если вы их унесете с собой. Вы, конечно, можете подумать, будто мы придираемся к мелочам. Однако, как было сказано выше, без этих самых мелочей "Готика" разваливается на части - как мебель, из которой вдруг вынули все гвозди и шурупы. В Gothic 3 можно было войти в дом кузнеца, приметить на столе неплохой меч, попытаться тихо умыкнуть находку, быть застуканным хозяином и заслуженно получить от него и стражи по сусалам. Из-за этого расстаться с половиной золота (штраф, так сказать), затаить обиду пойти немного "подкачаться" в ближайшее горы, ненароком упасть на скалы, выжить, поблагодарить статую Инноса за недавно приобретенный навык "акробатика" и вернуться в город. Там под покровом ночи тихо прокрасться в спальню к обидчику, заколоть того во сне, забрать свои деньги и вынести из дома все, что влезает в инвентарь... А потом могло оказаться, что именно этот кузнец и только он мог обучить вас какому-нибудь жутко нужному перку. Лишив игроков возможности попадать в такие ситуации, Spellbound низвели "Готику" до уровня посредственной и неоригинальной RPG с Запада, единственная цель которой - охватить как можно больший пласт народонаселения. Худшего оскорбления для серии, наверное, не придумаешь. А впрочем, не, погодите. С симуляцией жизни - святая святых Gothic - все тоже почему-то не слава богу. Нам очень хочется надеется, что виной всему традиционные баги (о них мы обязательно поплачемся чуть ниже, потерпите), в противном случае у нас нет оправданий всем этим болванам, которые бессмысленно переминаются с ноги на ногу на улицах, часами ковыряются под прилавком в тавернах (очевидно, потому, что других занятий для них не предусмотрели) и сутками медитируют на доски с объявлениями. Хорошо хоть, что по ночам NPC по-прежнему исправно отправляются ко сну. Пожалуй, в любое другой ролевой игре все это было бы простительно, но... на коробке вроде бы написано Gothic или мы что-то перепутали.
http://arcania-game.ru/modules.php?name=Articles&pa=showarticle&artid=272