Танки грязи не боятся
Компания по рекламированию новейших образцов боевой техники достигла своего пика к параду 9 мая 2015 года. Прошедшую в тот день по Красной площади технику величали чудо-оружием, способным переломить ход любого сражения. В официальных комментариях превалировали эпитеты «легендарный», «уникальный», «новейший», «самый современный», «не имеющий аналогов», «не имеющий равных», «лучший в мире»…
"Гвоздём" стал впервые показанный публике танк Т-14 «Армата», на комплименты которому не скупились. Вице-премьер Дмитрий Рогозин даже заявил, что Запад отстал от российского танкостроения на 20 лет. В унисон вещали информагентства: «почти неуязвимый высокотехнологичный комплекс», может вести «одновременно десятки целей на земле и в воздухе, оснащен уникальной композитной броней и электронными системами, не имеющими аналогов», способен «распознавать и купировать львиную долю опасностей», и, разумеется, «стрелять на расстояние, недоступное для лучших натовских образцов». Оказывается, даже у главного конкурента Т-14, немецкого танка «Леопард-2»
«нет снарядов, способных пробить броню «Арматы». Опять же, пушка «Арматы» точнее 120-мм пушки L-55 модернизированного «Леопарда-2А7»,
«при этом износоустойчивость российского ствола гораздо лучше, чем у конкурентов».
«Сказать, что новая машина не имеет себе равных по своим техническим показателям, – восторгается уже главная правительственная газета, – это не сказать ничего. Она превосходит основные боевые танки других стран»: мало того, что её башня необитаема, так «ее управление полностью цифровое», экипаж находится в специальной бронированной капсуле и это «огромный шаг вперед для российского танкостроения». Да и орудие американского «Абрамса» вот «уже более 25 лет не знает значимых модернизаций. Более того, она является лицензионной копией немецкой пушки «Rheinmetall Rh-120», которая имеет довольно скромные характеристики».
Заметим, что уничижительные реплики выданы в адрес пушки Rheinmetall Rh-120 (она же L-55), которая почти единодушно признана военными специалистами лучшим на сегодняшний день танковым орудием. В то время как пушку «Арматы» в действии если кто и видел, то лишь предельно узкий круг лиц на секретных полигонах. Тем не менее, главная правительственная газета умудрилось сравнить «Армату» даже с… истребителем Т-50: «помимо ураганной мощи обоих, на них будет установлена уникальная радиолокационная станция», которая «может одновременно держать в «захвате» до 40 наземных и 25 воздушных целей, а также визуально контролировать территорию в радиусе 100 километров». Правда, чтобы «визуально» обозреть территорию в указанном радиусе, «Армате» пришлось бы воспарить, но и это вряд ли помогло бы: дальность обнаружения целей даже бортовой РЛС «Арбалет», предназначенной для ударных вертолётов Ка-52 и Ми-28, не превышает 30-57 км, да и сопровождает она
не свыше 10 целей.
Во время репетиций парада чудо-машина не менее трех раз выходила из строя. Причем один раз прямо на Красной площади, во время генеральной репетиции. «Гвоздь парада» тогда не смогли отбуксировать до завершения репетиции даже при помощи спецтехники.
По данным военных, во время репетиций на полигоне в Алабино возникали проблемы с органами управления агрегатами трансмиссии. Представители «Уралвагонзавода» пытались переложить вину на самих военных, утверждая, что «экипажи там совсем необученные» и солдаты-срочники просто не справились с управлением. Но представитель Министерства обороны в ответ назвал утверждения о неподготовленных срочниках
«полной глупостью». Да и во время самого парада было заметно, что Т-14 порой делала рывки при повороте, в то время как техника старых образцов, включая даже воистину легендарные Т-34, двигались и поворачивались вполне плавно. Выходит, правы военные, и разработчики представили изделие с «сырой» ходовой частью, которую ещё доводить и доводить? Но если даже есть вина армейцев-водителей, спрос всё равно с разработчиков: значит, машина сложна в управлении, капризна и слишком чувствительна к классу водителей.
Впрочем, всё это не имеет ни малейшего значения. «Если завтра война, если завтра в поход», воевать придется не на «Армате», а на технике старых образцов: ни одной «Арматы» в войсках нет, на вооружение она не принята. Более того, пока это даже не серийный или хотя бы предсерийный образец: существует лишь несколько экземпляров опытного прототипа, сделанных, похоже, только для парада. Даже гипотетически рассуждать о каких-то выдающихся качествах нового изделия невозможно: его тактико-технические параметры известны предельно узкому кругу специалистов, да и то лишь теоретически. Проведены лишь предварительные заводские испытания, но пока не было испытаний полигонных, войсковых, а затем и государственных. Лишь после этого может состояться решение Госкомиссии, и танк отправится в войска для опытной эксплуатации во всех природно-климатических зонах. Пока же никакого танка Т-14 «Армата» нет – ни юридически, ни физически: был показан лишь опытный экземпляр-прототип некоей перспективной платформы.
Что можно сказать в отношении других «гвоздей парада»? Боевая машина пехоты (БМП) на базе платформы «Армата» Т-15 – тот же танк Т-14, разве лишь с другой башней-модулем. Опять же, в наличии лишь несколько экземпляров опытного прототипа, не прошедших испытаний, госкомиссией не принятых, на вооружении не состоящих и в серийном производстве не находящихся. Перспективная гусеничная платформа «Курганец-25» разработана ещё в конце 1990-х – начале 2000-х годов, однако до сих пор на вооружение не принята и в серийное производство не запущена. Колесный БТР «Бумеранг» впервые показан в 2013 году, но это тоже разработка, которой нет ни в серии, ни в войсках.
Но раз нет «прорывного» танка, который якобы «обнуляет» всю западную бронетехнику, возникает вопрос: а почему вдруг понадобилось устраивать такую громкую рекламу не реальной машине, а фактически ее прообразу? Ведь еще совсем недавно руководители российского военпрома уверяли, что Т-90 – новейший и лучший в мире, да и модернизированный до его уровня Т-72 ничуть ему не уступит.
Однако война с Украиной выявила реальную цену этим декларациям. Как констатирует Центр анализа стратегий и технологий, именно в ходе военных действий на юго-востоке Украины «основные советские танки поколения Т-64/Т-72/Т-80 окончательно дискредитировали себя своей низкой живучестью и, как следствие, высокими потерями экипажей. […] Можно с уверенностью констатировать наличие острой необходимости полной замены всех танков Т-72 и Т-80 в Вооруженных Силах России. […] армия вооружена морально устаревшими танками Т-72 и Т-80, к тому же небезопасными для своих экипажей». Тот же
«конфликт на Украине показал, что БМП-1/БМП-2 близки к полной утрате своего боевого значения и несут тяжелые потери».
Получается, вопрос о замене бронетехники морально устаревших типов буквально «горит», как и танки в донецких степях. Причем горит всё это от противотанковых средств даже старых поколений. А при применении противником высокоточных противотанковых управляемых ракет третьего поколения западного производства, например, американского ПТРК FGM-148 Javelin, шансов у российской бронетехники вообще нет никаких.