Десоветизация

Моё отношение


  • Всего проголосовало
    57

AlexXx

Местный
да ладно, чего брать то у простых работяг было, кроме гамаш 41 размера и страшных кроссовок? и это в хрущобах?
зато главнюки жили в трешках, имели машинки и путевки на лучшие курорты, а не на Дальнюю дачу
вы кроме своего носа видели что нибудь?
я это говорю еще про города и Снежинск, а в поселках простых жрать было нечего, очереди до самого вечера и жили в халупах
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%EE%F7%E5%F0%EA%E0%F1%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%F1%F1%F2%F0%E5%EB
Новочеркасский расстрел
у меня родственники жили в Н. Новгороде и Игарке и я то знала как живут по-натоящему, а не как в ЗАТО
Про хрущобы не знаю, а у работяг в то время была и машинка и покушать и золотые украшения и одежда и курорты бесплатные. Кто работал тот и кушал, это сейчас лентяи на крузаках гоняют, а рабочий человек в овне и с гамашами перед телеком купленным в кредит дома сидит.
 

kroha

Местный
не перевирайте.... в инсте шишки особо не жировали, кроме спецпродмагазов... не как щас. в нижнем еще можно жить было, а вот в челябе жесть полная всегда была. да и щас колхоз.
а что, города ЗАТО это весь народ СССР были из 300 миллионов человек народонаселения? не городите
недаром расстрельная статья была за воровство в особо крупном размере кроме Брежневых
 

kroha

Местный
Про хрущобы не знаю, а у работяг в то время была и машинка и покушать и золотые украшения и одежда и курорты бесплатные. Кто работал тот и кушал, это сейчас лентяи на крузаках гоняют, а рабочий человек в овне и с гамашами перед телеком купленным в кредит дома сидит.
хватить хр*нь молотить
был БЛАТ, отсюда и машинки и водка и квартирки
 

ansim74

Местный
хватить хр*нь молотить
был БЛАТ, отсюда и машинки и водка и квартирки
раньше был невинный блат- конфэтки, икорка и тд... щас просто в ужасающих масштабах. достаточно посмотреть, где живут и на чем ездют, где отдыхают- хвала инету.
 

kroha

Местный
раньше был невинный блат- конфэтки, икорка и тд... щас просто в ужасающих масштабах. достаточно посмотреть, где живут и на чем ездют, где отдыхают- хвала инету.
конфетки - это в наших городах, где квартиры ДАВАЛИ ПРОСТО ПО ОЧЕРЕДИ, а в других городах..было страшней... как за машинки и путевки
 

ansim74

Местный
конфетки - это в наших городах, где квартиры ДАВАЛИ ПРОСТО ПО ОЧЕРЕДИ, а в других городах..было страшней... как за машинки и путевки
ну все равно, согласитесь- было решаемо и по силам. щас шибко дорого решать проблемы. иной раз стыднота за свой вид, глядя на костюмы и часы некоторых овных.
 

kroha

Местный
ну все равно, согласитесь- было решаемо и по силам. щас шибко дорого решать проблемы. иной раз стыднота за свой вид, глядя на костюмы и часы некоторых овных.
мне, школьнице, было стыдней в СССР - потому что иногда вообще мы могли ничего не достать, моя тетка работала зав. банкетным залом в Н.Новгороде, где отоваривался наш Сахаров, она имела от этого квартиру и могла купить что угодно, а ее муж-инженер от Росатома, нифига ничего не имел
 

ansim74

Местный
мне, школьнице, было стыдней в СССР - потому что иногда вообще мы могли ничего не достать, моя тетка работала зав. банкетным залом в Н.Новгороде, где отоваривался наш Сахаров, она имела от этого квартиру и могла купить что угодно, а ее муж-инженер от Росатома, нифига ничего не имел
щас сгоняйте в нн. был там месяц назад. грязь, свинотсво. аэропорт совок. все совок..вот щас стыдоба, а раньше порядок был.
 

notacat

Местный
Помню те времена, сам октябренок, вот времена были в магазин с авоськой, не закрывая дверь на сто замков, весь двор знал что мамка ключь в почтовый ящик положила или под коврик чтоб домой зайти, мужики во дворе с трехлитровой банкой пиваса и домино и все друг друга знают и все так душевно и тепло, даже драки междворовые и те по жестким правилам. А участковые, зайдут так душевно и родителям за чайком поведают о хулиганствах и как то все решалось без протоколов и штрафов. Милиционеры были такие статные спортивные приветливые. Да вообще как то было все по доброте, как в сказке, да кушали не так разнообразно но ведь жили весело и дружно как одна семья, а сейчас жрем и злимся.
а вы не злитесь. Берите домино и во двор, глядишь, народ подтянется
 

notacat

Местный
ну все равно, согласитесь- было решаемо и по силам. щас шибко дорого решать проблемы. иной раз стыднота за свой вид, глядя на костюмы и часы некоторых овных.
угу-угу. У вас лично было решаемо. А кто-то жил в бараках или вагончиках и в них же навсегда и остался. Теперь вам удобней было бы, чтобы опять все поменять, чтобы у вас внешний вид решился. А вы сначала людей спросите, которые при СССР ехали БАМ строить и до сих пор оттуда вылезти не могут - хотят они этого? Ну чтобы не им наконец дома с водой построили или хотя бы сертификаты на переезд дали, а чтобы еще новые дураки в тайгу понаехали в бараках жить? А чего у вас щас нерешаемо-то? ВНИИТФовской зарплаты на костюм не хватает?
 

notacat

Местный
сейчас больше на пивас набежит, нежели на домино. Я не злюсь, у мня позитив круглогодичный)
а на пивас у нас вроде бы закон был о распитии в публичных местах? Кстати к пивасу, тут вопрос не в советизации, а во всеобщем нынешнем изобилии и в головах. Даже если полный СССР устроить, вряд ли решится. Потому что народ однозначно не изменится, он бы и при СССР бухал, если бы было в достатке. А устроить сухой закон - это никакая власть не рискнет, потому что жа лодка сразу раскачается и навернется
 

Arkad

Местный
Услышал сегодня в каком-то интервью интересную мысль:
Сегодняшние сорока- и более летние - это эмигранты из СССР
В чем-то мысль верная. Они были насильно депортированы из СССР, а Россия по предварительной договоренности с СССР их приняла.
Как вы видите десоветизацию в партнерстве с эмигрантами из СССР?
Им бы, вроде как, вернуться бы, а вы пытаетесь выбить у них из-под ног точку приземления?
 
Последнее редактирование:

Ged

Уже освоился
65 лет назад в СССР был принят закон, устанавливающий смертную казнь за побег за границу.

Был старый анекдот: турист задоставал экскурсовода своей простотой.

— А вот это кремлевская стена...

— А зачем на ней зубцы?

— Чтоб сволочь всякая не перелезала!!!

— Откуда?

Проведению всех великих социальных экспериментов всегда мешала несознательность народа. Это тупое быдло, не понимающее своей пользы, хотело жрать, пить, иметь собственность и безответственно высказываться по разным вопросам. А также норовило отвертеться от почетного права отдавать жизнь за царя, генсека и победу мирового коммунизма.
В ослеплении величием державы многие граждане думали, что эмиграцию изобрели большевики. Сначала они вынашивали свои замыслы в Швейцарии, а потом народ (буржуи, интеллигенты, ученые, белогвардейцы, офицеры и т.д.) драпал от них от Харбина до Берлина — во все стороны, где просвет видел.

Да нет. За двадцать лет, предшествовавших Первой мировой, из Российской империи эмигрировали почти шесть миллионов человек: украинцев, русских, евреев, поляков. В основном это были крестьяне. Ехали в США, Канаду, Аргентину, Австралию.
Надо сказать, что при проклятом царизме выдача загранпаспортов не была полуавтоматической процедурой. Ничего особенно хорошего от выезда своих граждан за границу российские верхи никогда не ждали. Это повелось еще с той поры, когда князь Курбский повел экспедиционный корпус в Польшу. Корпус ушел на запад, и еще долго Иван Грозный слал письма вслед, коря, совестя и уговаривая вернуться.
Разбегался народишко при Иване, разбегался при Петре. Безлюдели целые волости. Но только Коммунистическая партия, вдохновитель и организатор всех наших побед, пресекла этот бардак.
Впервые в истории страну обнесли колючей проволокой и окружили вооруженной стражей не для того, чтобы препятствовать проникновению чуждых элементов извне, а чтобы свои не разбежались из собственной страны. Государство по принципу зоны.
Маршировали строем и пели о счастье. А пограничники стерегли. Чтобы не перелезали отсюда туда.
Новая эпоха ознаменовалась новым героем. Герой носил фамилию Карацюпа. Вторым по значению героем стала его собака Ингус. Слаженный тандем наловил более четырехсот осквернителей государственной границы. Пресса захлебывалась от гордости и восторга: граница на замке! Деликатным молчанием обходились два вопроса: откуда взялось столько нарушителей на одного пограничника и что потом делал с ними самый гуманный в мире советский суд?

Фокус в том, что кое-где западная советская граница пролегла по речкам, делящим села пополам. Родственники и кумовья имели вредную привычку ходить друг к другу в гости. Этот устаревший обычай весьма способствовал получению очередных званий и внеочередных отпусков тружениками винтовки и овчарки. Простодушные селяне долго не могли взять в толк, что гульнуть на свадьбе у родни есть измена Родине и подрыв основ.

Профессией пограничника стала охота на своих. Все, что движется в зоне границы, рассматривалось как цель и добыча.

Но только в пятидесятые годы дело было поставлено на индустриальную основу. Телефоны, автоматы, прожектора и радиолокаторы. Закрытые приграничные зоны. Вспаханная контрольно-следовая полоса. Минные поля и сигнальные ракеты.

И вот тогда побежали с выдумкой. С народной смекалкой. Побежали творчески.

В порядке дальнейшей заботы о благе народа партия велела КБ Яковлева разработать легкомоторный маломестный самолет для нужд народного хозяйства. Так появился «Як-12». Трубадуры протрубили о воздушном такси для счастливых тружеников. Летчик и три пассажира. Самолет надежен, прост, садится на любой луг.
Этот сволочной самолет не хотел садиться на любой луг. Он часто хотел садиться на заграничный луг. Три пассажира сообщали пилоту, что следующая станция — Стокгольм. На бреющем полете поганая этажерка не бралась радарами. А троим сговориться просто: три товарища, одна семья и т.д. — и никаких подозрений.

Выпуск серии прекратили. Службу воздушных такси расформировали. Виновным отвернули головы. И приняли решение, что советские люди должны летать якобы по десять на «Ан-2». По проверенным маршрутам.

С застарелой ненавистью красного кавалериста к аэроплану маршал Ворошилов ликвидировал аэроклубы. Он в это время курировал ДОСААФ, и комсомольцам-добровольцам оставалось только летать без мотора на планере или прыгать более-менее сверху вниз с парашютом. Но самопроизвольные передвижения по горизонтали были прекращены после того, как пара юных асов нарушила священную границу. Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор совсем не для того, чтобы всякая шваль могла сбежать из родного лагеря.
Но рожденные летать отлично научились ползать. Чемпионом по уползанию с Родины можно считать парнишку, который в начале семидесятых прополз чуть не километр по дренажной трубе и выполз из советской Карелии в независимую Финляндию. Он полз по уму. Он хронометрировал проход пограничного наряда и издали чертил подобные треугольники, определяя длину своей трассы. Он разделся догола, обмазался солидолом для тепла и скользкости, выпил водки для бодрости и согрева, привязал резиновый мешок с одеждой к ноге и пополз, сняв с советской стороны трубы заранее спиленную решетку. В ледяной родниковой воде, текущей в трубе ручейком, он добрался до того конца и стал пилить ту решетку ножовкой.

— Какие страдания, причиненные коммунизмом, подвигли вас на этот подвиг? — вопросили потрясенные западные журналисты.

— Да нет, я не против коммунизма, — смущенно ответил юный герой. — Просто жутко хотелось сходить когда-нибудь на яхте в кругосветку, а в СССР кто же меня пустит...

Чемпионом по улетанию отсюда к чертовой матери остается, видимо, лейтенант Беленко, дунувший во время планового учебно-тренировочного полета на своем «МиГе» прямиком в Японию. Мгновенно возник слоган: «В Японию — МиГом!» Гнусные япошки передали секретный истребитель для изучения подлым америкашкам. Командиры авиаполка, эскадрильи и замполит ознакомились с методикой допроса в органах госбезопасности. Старый лозунг «Комсомолец — на самолет!» обрел новый оптимистический смысл.

Чемпионом по убеганию можно считать простого украинского туриста, которого занесла нелегкая в места, где сала и горилки вовсе не нюхали, — в Северную Корею эпохи железного маршала и любимого отца, дорогого товарища Ким Ир Сена. Достопримечательностей в социалистической Корее много, но все они социалистические. В качестве таковой туристов ознакомили с демаркационной линией, до сих пор заменяющей полноправную госграницу.
— А там что?

— А там уже наши враги. Реакционная южная клика. Видите, в какой близости от них мы находимся?

— Действительно близко!

И украинец с безумной прытью понесся по линии перехода из одного мира в другой. Он уклонялся в стороны, футбольными финтами огибал часовых и прыгал через барьерчики. Наверняка он поставил мировой рекорд по бегу с пограничными барьерами. Достоверно известно, что вся северокорейская пограничная смена была направлена на исправление в деревню. Рис сажать.

Чемпион по уплыванию, пожалуй, оказался круче всех. В океанском круизе, вдали от берегов Юго-Восточной Азии, средь просторов необозримых Тихого океана он спрыгнул ночью за борт — и поплыл. Нет, он не с бухты-барахты спрыгнул. Он год изучал карты океанских течений. Разбирался в навигации по звездам и в розах ветров. Пытался запомнить, перерисовывал на кальку расположение самых мелких островков и атоллов, да чтоб рядом были морские пути. И вот теперь он надел ласты и поплыл потихоньку. А плавать он научился хорошо.

Он провел в воде почти двое суток. Он полуослеп от морской соли. Он хрипел от жажды. Кожа его горела — та же соль. Но он добрался до берега и был найден, спасен, доставлен, прославлен и быстро забыт. Много вас, таких пловцов.

Энциклопедия побегов из Союза нерушимого и свободного дала бы массу бесценного материала романистам будущих времен. Какие подкопы, какие остапы бендеры, о чем вы говорите!

Все морские побережья, с которых можно было проложить водный путь за бугор, вечером освещались прожекторами. Радостные погранцы выуживали из пены наивные обнаженные парочки, и лучи бликовали на незагорелых местах. Отчасти это зрелище заменяло гуляющим отдыхающим запрещенный тогда стриптиз — но насколько больше азарта было в том советском стриптизе, сколько смеха и приветственных возгласов!

Что же делали падлы? Они таки уплывали вон. Но не ночью, а днем — как бы нечаянно. Черноморский рецепт был таков: берутся два надувных матраса, и один привязывается под другой. Под них привязывается непромокаемый мешок с канистрой пресной воды, шоколадом и одеждой; рекомендуется взять также документы и русско-английский разговорник. А нож привязать бечевкой поближе, чтоб был под рукой. Это барахло в сложенном виде, завернутым в купальное полотенце грузится в прогулочную лодочку, берущуюся напрокат на пляже. Отгребаешь подальше, спускаешь матрасы — и тихо дрейфуешь в сторону. Тут главное — выбрать день с правильным ветром, чтоб надолго задул в сторону Турции.

Расчет был верен и прост, требовались лишь выносливость и мужество. Если катер погранцов тебя вылавливает уже черт-те где — ты обрезаешь и протыкаешь нижний матрас, топишь нож и благодарно плачешь в руки спасителей. Но пока хватятся, пока разберутся, пока заметят, пока организуют поиск — тут иногда можно в Австралию сплыть, не то что в Турцию. Уплывали!

За что «органы» всегда недолюбливали Прибалтику? За все. В том числе за близость к Западу. Оттуда можно было сдрапать внаглую. Купить два подвесных лодочных мотора, выклеить в сарае из стекловолокна глиссирующую лодчонку, испытать на озере — и рвануть прямиком в Финляндию. Залив можно пересечь за сорок пять минут. И если твоя скорость превосходит скорость пограничного катера — шлите телеграммы. Пока поднимут вертолет и наведут на квадрат — ты уже будешь курить в финских кустах.

Удирали зимой на снегоходах и даже автомобилях. В холодную зиму Балтика промерзает, и, если ветер выметет наст, — полным газом на широких шинах можно было смыться только так. Со свистом, на прямой передаче. Особенно ценилась нелетная погода, затрудняющая без того гадостную жизнь вертолетчиков.

Но для такого зимнего побега рекомендовалось заранее выехать на острова, потому что вдоль материковой береговой черты ледокол регулярно проламывал полынью — вот на этот самый случай. Фарватер мог замерзнуть, это моряцкие заботы — а погранцы бдели о своем.

И анекдотической легендой стала история одного ленинградского инженера-электронщика, который спокойно и без хлопот перешел финскую границу так, пешком. Он был, видите ли, умный. Он сидел в кустах и определял сектора возможного наблюдения. Потом пошел, прикидывая низинки, где не возьмет фотоэлемент и прочая сигнализация. Смотрел под ноги и над головой. Карабкался, прыгал и полз. И прошел.

Пройдя, он выбросил корзинку с грибами: при поимке он косил бы под заблудившегося.

Ушел и ушел, ничего особенного. Но он сдался в советское посольство в Хельсинки! Он рыдал от ужаса и просился домой: я за-за-заблудился! Его долго трясли, доставили в Питер, еще трясли. Где ты проходил?! Не-не-не помню!.. Поржали. Вставили фитиля пограничникам и отпустили дурака.

Через месяц дурак ушел проверенным маршрутом — с деньгами, валютой, со всеми концами. Теперь он знал, что уйти — можно.

...Все эти побеги, удачные и неудачные, дали в сумме тот результат, что мы все ушли из этого государства. Теперь мы — есть, а его — нет.

Грандиозная попытка к бегству в конце концов дала грандиозный и сокрушительный эффект.

Михаил ВЕЛЛЕР
http://www.ogoniok.com/archive/2000/4646/19-26-27/
 

Ged

Уже освоился
20 июня 1933 г. завершилось строительство Беломорско-Балтийского канала имени И.В. Сталина, ставшего первой грандиозной стройкой ОГПУ.

Никаких механизмов, никакого бетона: щебень, песок, бревна и… 300 тысяч заключенных, из которых 100 тысяч погибли. В день умирало до 700 человек. Для уцелевших Беломор – это лагеря, где можно было повстречать бывшего министра Временного правительства Некрасова и простого булочника, арестованного за сходство с Николаем II. При этом Беломорканал – самая массовая агитка эпохи социализма. Суэцкий на 67 километров короче, а строили его 10 лет. С Беломором же управились за 20 месяцев.

*** Осударева дорога***

Идею постройки канала стал «продвигать» еще Петр I. В 1702 году он прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», по которой из Белого моря до Онего-озера протащил военные суда. А в 1798 году в правительство поступил проект по строительству канала за подписью трех купцов. Маршрут почти совпадал с нынешней трассой. Правительство заинтересовалось проектом и направило для изыскания лучшего специалиста – генерала де Волана. Однако, обследовав местность, тот забраковал идею: слишком-де много скал, водопадов и других препятствий…

*** Форпост на границе с фашизмом ***

Реализована же идея была лишь в 30-е годы. Беломорско-Балтийский канал стал одним из звеньев сталинского плана реконструкции водного транспорта. 18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале сооружения Беломоро-Балтийского водного пути. Вот что написано о нем в знаменитом сборнике под редакцией Максима Горького, который был посвящен великому проекту: «Канал прорежет Карелию от Онежского озера до Белого моря. Карелия была и будет форпостом Союза советских республик на границе с фашистской Финляндией».

*** Особые условия ***

Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве». После того, как их, сидевших с уголовниками, неожиданно перевели на Лубянку и дали работу по специальности, они, естественно, воспылали энтузиазмом. Так было создано «Особое конструкторское бюро». Специалистов поставили перед фактом: сроки даются минимальные (указание Сталина было – «быстро и дешево»), рельеф и природные условия – тяжелейшие, строительных материалов поблизости нет. Инженерам пришлось включить всю свою фантазию. Главными строительными материалами стали дерево, камень и песок.

Причем, техники на строительстве почти не было: орудия труда – лопата и деревянная тачка. До сих пор еще можно найти брошенные в лесу тачки, коих насчитывалось на стройке 70 тысяч.

*** Перековка ***

Первыми строителями стали заключенные Соловецкого лагеря, а позже на север пошли эшелоны со всех концов Советского Союза. Были среди прибывших и уголовники, и раскулаченные, и «политические», обвиненные по
пресловутой 58-й статье.

Труд на канале именовался «перековкой». «Перековка» – так называлась и местная газета. Среди строителей были и певица Русланова, и создатель первого джаз-оркестра Теплицкий, и ученые – Лосев, Лихачев… Неудивительно, что в Медвежьей Горе – «столице» строительства – имелись концертный зал и симфонический оркестр.

Правда, из 300 тысяч заключенных, которые участвовали в строительстве, погибли около 100 тысяч, но, как говорится, лес рубят – щепки летят. Вся трасса канала во множестве помечена крестами. Гробов умершим не полагалось. Указывать в документах место захоронения тоже не полагалось. Так что лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль трассы канала…

*** Заключенные каналоармейцы ***

Беломорские лагерники породили множество слов и выражений, которые мы используем и поныне. Самое знаменитое из них – «зэк». Появление его связано именно с Беломорканалом. Окончание «а» («зека») появилось тут же после того, как лагерников стали величать «каналоармейцами».

В 1932 году стройку посетил Микоян. Именно к нему, якобы, обратился начальник ГУЛАГа Лазарь Коган и поделился лингвистическими сомнениями:

– Товарищ Микоян, как их называть? «Товарищ» – еще не время. Заключенный – обидно. Лагерник – бесцветно. Вот я и придумал слово – «каналоармеец». Как вы думаете?

– Что ж, это правильно, – ответил Микоян.

Правда, несмотря на изобретательность, обидное слово «заключенный» из официальных документов не исчезло. Так и стали величать лагерников – «заключенный каналоармеец». Сокращенно «зэ-ка».

*** Гремучая смесь ***

После окончания строительства канала, в язык ГУЛАГа вошло еще одно словечко – «аммонал». Оно обозначало хлеб, который выдавался зэкам в виде пайки. Вообще-то аммонал – это взрывчатая смесь. А арестантское племя назвало пайку «аммоналом», потому, что хлеб, которым кормили каналоармейцев, по виду и впрямь напоминал аммонал, был отвратительным на вкус и по цвету. Употребление такой пищи приводило к страшным расстройствам желудка и жуткому поносу (желудок «взрывался», что сопровождалось соответствующими звуками). Аммонал вошел в знаменитую поговорку, рожденную на великой стройке: «Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала».

*** Блат и туфта выше ЦК ***

Ну, с аммоналом понятно, а что насчет «туфты»? Зеки расшифровывали это слов так: «Техника Учета Фиктивного Труда» или обман, подмена чего-то настоящего подделкой.
Канал длиною 227 километров, в систему которого вошли сложные гидротехнические сооружения, менее чем за два года в нормальном виде вырыть было невозможно! А рапортовать было надо. И тогда ответственные за строительство «зарядили туфту»: велели рыть канал значительно мельче, чем было предусмотрено проектом. Средняя глубина канала была около 5 метров, и посему до 50-х годов он практически не использовался для судоходства. Впрочем, это не помешало руководству строительства получить награды за доблестный труд. Как говаривали в те далекие советские времена – «Блат и туфта выше ЦК»…

*** Рабы не мы ***

2 августа 1933 года на 19-м шлюзе состоялся праздничный митинг по случаю открытия канала.

Старожилы вспоминают, что в день открытия сюда привезли комсомольцев, а настоящих строителей – зеков – заперли в бараках. В самом деле, нельзя же лавры победы было возложить на вшивые головы зэков! Беломорканал – это комсомольская стройка. И тогда в лагере поднялся бунт – единственный за всю историю строительства. Да такой, что митинг пришлось свернуть. Бунтовали не из-за голодного пайка или жестокости охранников, а от обиды. Этих людей не удалось полностью сломить и превратить в бессловесных животных: они еще могли гордиться творением своих рук…

***«Мелкий и узкий» ***

Вскоре по каналу прошел первый корабль «Чекист» с членами карельского правительства, которые принимали работу. Прямо за ним двигался земснаряд и доделывал огрехи.

Затем, захватив с собой Кирова, Ворошилова и Ягоду, по Беломорканалу отправился в путешествие сам Сталин. Говорят, стройкой вождь остался недоволен. «Канал получился мелкий и узкий», – якобы заявил он. Прав был Сталин: канал действительно получился узким – на нем с трудом расходились два больших теплохода. А развернуться вообще было невозможно.

*** Затянувшаяся стройка ***

Во время войны, перед самым подходом врага, шлюзы были взорваны. Самые страшные последствия имел взрыв, прозвучавший 11 декабря 1941 года. В тот день вода хлынула вниз к Онежскому озеру и залила половину города Повенца. Однако уже в июне 1946 года канал восстановили, и тут же по нему перебросили 400 судов, полученных по репарации у Германии. А затем начались долгие годы реконструкции. Не случайно говорят, что сдан канал был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 лет.

*** Незавидная судьба ***

Судьба канала сегодня не завидна. Грузопотоки иссякли. В Беломорске, который гордо именуется портом, помимо полутора кранов и одной затопленной баржи, у причала стоял лишь один сухогруз «Волго-Балт», приписанный к Таганрогу. В былые дни шлюзы заполняли по 28 раз, и очередь судов растягивалась на километры…

Причем дело не в том, что Беломор плох, – заказчиков не стало. Никто ведь не умаляет достоинств «сложного гидротехнического сооружения»: 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб. Общая длина – 227 километров. Сократив путь от Архангельска до Петербурга в 4 раза, Беломорканал так и остался рекордсменом.

СПРАВКА: общая длина канала 227 километров. 97 километров из общей длины приходится на затопленные реки, 80 – на зарегулированные озера, 48 – на искусственное русло (непосредственно канал) и 1,7 километра – на морской канал, прорытый в дне Белого моря.
UtmWWu9ElJw.jpg
#КАСС #Календарь http://ussr-kruto.ru/2012/10/23/istoriya-stroitelstva..
 

zzz

инвалид умственного труда
300 тысяч заключенных, из которых 100 тысяч погибли. В день умирало до 700 человек
слабовато для славних нащадкiв неполжывого брехуна солженицина. больше, больше ада
Всего за все время строительства канала отправлено сюда было более 250 тысяч человек, из которых погибло 12 800 человек
...
Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.

После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516заключённых
 

Ged

Уже освоился
Запись на ковры
Описание старой фотографии: Снято в городе Заречный Пензенской области (Россия) в 1972-1974 годах.
Так люди в начале 70-х пытались "инвестировать" в свое будущее. Все отпрашивались с работы и целый день стояли на улице, ожидая записи в некий реестр, дающий право в будущем купить ковер. Запись велась в магазине №3 (за кадром слева).
Эта фотография висела в заводской стенгазете, в качестве иллюстрации к заметке о непроизводственных потерях рабочего времени. Но провисела недолго, партком распорядился фотографию снять.
Пенза-19 (ныне Заречный), угол проспекта Мира и Спортивной улицы. Слева - Горспортсовет (спортивный зал и вход на стадион), далее видно 2-х этажное здание ДОСААФ.
1345028651cca.jpg

http://www.etoretro.ru/pic37241.htm
 
Сверху