Победобесие — мем, основанный на сетованиях о якобы извращении памяти о ВОВ и сути Дня Победы в России, то есть об историческом раздолбайстве населения. Такое отношение необоснованно приписывается большинству населения — на самом деле это поведение неопытной молодежи, равнодушной к истории (меньшинства), которое у людей среднего и пожилого возраста (здравомыслящее большинство) не встречает одобрения, а даже наоборот вызывает жесткую критику.
Основа мема — лицемерие его распространителей, при котором они будут часами жаловаться на выше описанное раздолбайство, но при этом будут игнорировать или даже поддерживать по-настоящему серьёзные оскорбления памяти о войне, как-то:
- Распространение чёрных мифов о ВОВ
- Героизацию пособников нацистских оккупантов на Украине и в других странах бСССР.
- Антисоветскую пропаганду со стороны неонацистов в России[161][162]
- Сетования о том, что победили зря, так как в современной Германии уровень жизни лучше[163][164][165][166][167]
То есть основа мема «Победобесие» — элементарный двойной стандарт, по которому распространители мифов о ВОВ сами не отличаются уважением к ВОВ и её победителям, что не мешает им рассказывать о том, как другие люди в России не уважают всё это.
С другой стороны, данный миф основан (пусть и частично) на реальных фактах — часть общества в России не относится к ВОВ с адекватностью и должным уважением. Крайне глупо и даже оскорбительно использовать, например,
георгиевскую ленточку вместе с сексуальными образами (
пример), обвешиваться ей с ног до головы (
пример) и т. д. — аналогично и с другими символами Победы. Подобное положение вещей наглядно демонстрирует справедливость пословицы
«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт» — а дураки есть везде и всегда.
Данное историческое раздолбайство — следствие надлома исторического сознания, который породил споры о советском прошлом, идущие до сих пор, и историософический бардак российского общества. К сожалению, это коснулось и ВОВ — население, чье мировоззрение и историческое сознание было либо изменено, либо вообще целиком сформировано в условиях общественного историософического бардака, наблюдается иное, чем в советское время, отношение к ВОВ.
В первую очередь необходимо осознание того, что сам факт наличия такого историософического раздолбайства являтеся сигналом к действиям по поиску решения советского исторического вопроса — то есть необходимо сформировать единогласный и, главное, максимально объективный взгляд на советское прошлое в целом и на ВОВ в частности. Но сказать проще чем сделать — решение вопроса осложняется информационной войной антисоветской (с её мифами и преувеличениями) пропаганды с просоветской, которая не всегда адекватна и поэтому уязвима для критики. А главной трудностью является тот факт, что само наличие проблемы, не говоря уже о сути, осознают лишь неравнодушные к истории люди (да и то не все), но никак не простой обыватель.
Составной частью раздолбайства исторического сознания на тему ВОВ является использование символики Победы в коммерческих целях, которое прикрывается целью якобы популяризации истории и отсутствием прямого и однозначного юридического запрета. Так, например, запрет на использование символики Победы отсутствует в
законе № 38-ФЗ «О рекламе»
6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия
[168]
Из-за отсутствия юридического запрета судебная практика по вопросам такого недобросовестного маркетинга такова: в каждом конкретном случае суды решают вопрос о допустимости использования в рекламе военно-патриотической символики, основываясь непосредственно на том, как воспринимается соответствующая реклама, при этом признать использованный образ не просто неэтичным, а оскорбительным не всегда легко, чем и пользуются некоторые недобросовестные маркетологи. Подробно вопрос проанализирован в статье
«Военно-патриотическая символика в рекламе: неэтично или незаконно?».