дело № 2-…
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Снежинск 16 апреля 2010 года.
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
- председательствующего Двоеглазова С.В.,
- при секретаре Баландиной Е.А.,
- с участием прокурора Александровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КАГ к Региональному управлению № 15 Федерального медико-биологического агентства России о признании незаконным приказа о прекращении служебного контракта и увольнении с гражданской службы; о восстановлении на службе в прежней должности; о взыскании суммы денежного содержания за время вынужденного прогула; о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
К А.Г. обратился в суд с иском к Региональному управлению № 15 Федерального медико-биологического агентства России (далее – ФМБА-15; ответчик) о признании незаконным приказа № 5л от 26 февраля 2010 года о прекращении служебного контракта и увольнении с гражданской службы; о восстановлении на службе в ФМБА-15 в должности начальника отдела организации и обеспечения деятельности; о взыскании с ФМБА-15 суммы денежного содержания за время вынужденного прогула и о компенсации морального вреда.
В исковом заявлении указал, что с 26.06.2006 года находился на гражданской службе в ФМБА-15. Приказом № 5л от 26.02.2010 его служебный контракт прекращен и он уволен со службы по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ), с чем он не согласен и считает увольнение незаконным, так как основание, по которому он уволен Закон № 79-ФЗ не содержит, в п.6 ч.1 ст.33 указанного Закона РФ основанием для увольнения является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности, но он согласился с предложенными ему должностями; полагает, что соответствует профессиональным и квалификационным требованиям по должностям, предложенным ему ответчиком для замещения; ответчиком ему не была предоставлена возможность пройти переподготовку и повышение квалификации; реструктуризация ФМБА-15, в результате которой упразднен отдел, который он возглавлял, является фиктивной и незаконной; ответчиком нарушена процедура увольнения, поскольку об уведомление об увольнении ему было представлено в тот момент, когда он еще не был восстановлен на работе (не являлся работником ФМБА-15), а с приказом о внесении изменений в структуру ФМБА-15 он был ознакомлен только 26.02.2010, то есть в день увольнения. Просит суд признать незаконным приказ № 5л от 26.02.2010 о прекращении служебного контракта и увольнении с гражданской службы; восстановить его на службе в прежней должности начальника отдела организации и обеспечения деятельности; взыскать с ответчика сумму денежного содержания за время вынужденного прогула; компенсировать причиненный ему моральный вред, взыскав с ответчика 10 000 рублей.
В судебное заседание К А.Г. не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещен; представил в суд заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие; о представлении его интересов в суде К Н.Г.; в заявлении имеется ходатайство о взыскании с ответчика 5 000 рублей – в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя (л.д.77).
Представитель истца – К Н.Г. (доверенность от 22.12.2007 – л.д.65) иск К А.Г. поддержала со ссылками на доводы, указанные в тексте искового заявления. Указала также, что с представленным ответчиком расчетом размера среднедневного заработка истца (для взыскания суммы за период вынужденного прогула) согласна; срок для обращения в суд с рассматриваемым иском истцом не пропущен, поскольку последним днем для обращения в суд являлось 27 марта 2010 года, а письмо с исковым заявлением направлено истцом в суд 26.03.2010.
Представитель ФМБА-15 в судебном заседании иск К А.Г. не признал, указав при этом, что порядок увольнения истца ответчиком не нарушен, соответствует требованиями ст.ст. 31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ; ответчик вынужден был предложить истцу все вакантные должности, в том числе и те, которые К А.Г. не мог занимать, исходя из имеющегося у него образования и квалификации, поскольку истец выбрал именно те должности, которые не мог занимать, он и был уволен по п.6 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ; истцом пропущен срок для обращения в суд с рассматриваемым иском, поскольку таковым являлось 25 марта 2010 года, а письмо с иском истцом направлено в суд 26.03.2010. Дополнил также, что в ФМСБ-15 нет и не было профсоюзной организации.
Прокурор в своем заключении указал на нарушение ответчиком требований Закона № 79-ФЗ, на нарушение порядка увольнения истца, в связи с чем полагал необходимым иск К А.Г. удовлетворить (в части восстановления на работе; выплаты денежного содержания за время вынужденного прогула и возмещения расходов на представителя) в части компенсации морального вреда полагал, что суммой, не превышающей разумных пределов, является сумма в 5 000 рублей, подлежащая взысканию в пользу истца.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участников судебного заседания и заключение прокурора, суд считает, что иск К А.Г. к ФМБА-15 подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
К А.Г. в период с 26.06.2006 года проходил гражданскую службу в ФМБА-15 в должности начальника отдела организации и обеспечения деятельности (л.д.47-51). Ранее был уволен с занимаемой должности приказом № 78л от 30 октября 2009 года. Решением суда от 22.12.2009 восстановлен в прежней должности; приказом от 24.12.2009 руководитель ФМБА-15 отменил приказ № 78л от 30.10.2009. 15 декабря 2009 года в ФМБА-15 проведена реорганизация, в ходе которой сокращен отдел организации и обеспечения деятельности (начальником которого работал К А.Г.), в том числе и должность, которую занимал истец (л.д.11). 23 декабря 2009 года К А.Г. уведомлен о предстоящем увольнении. В период до 26.02.2010 истцу неоднократно предлагаются вакантные должности. 18 и 24 февраля 2010 года К А.Г. дает согласие на замещение двух из семи предлагавшихся ему должностей. Эти обстоятельства стороны подтвердили в судебном заседании, это же подтверждается материалами дела.
Как установлено пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона № 79-ФЗ, основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона). При этом, частью 4 статьи 31 того же Закона РФ установлено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Ответчиком истцу неоднократно предлагались иные должности в связи с сокращением должности гражданской службы (л.д.7; 8; 30; 35-40). При этом сам список этих должностей определен ответчиком. Как видно из материалов дела, истец дважды (18.02.2010 и 24.02.2010) письменно высказал свое согласие на замещение двух (в порядке предпочтения) должностей из семи, которые ему предлагались ответчиком (л.д.9;10).
Таким образом, основного условия для увольнения по п.6 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ, а именно: отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в рассматриваемом случае нет. У ответчика отсутствовало право увольнять истца по указанному основанию, что является основанием для удовлетворения рассматриваемого иска в части признания незаконным приказа об увольнении и восстановлении истца в прежней должности.
Довод ответчика о том, что ФМБА-15 предлагало К А.Г. все вакантные должности, в том числе и те, которые истец не мог занимать, исходя из имеющегося у него образования и квалификации, судом не принимается, поскольку противоречит требованиям Закона № 79-ФЗ пунктом 1 части 1 статьи 31 которого установлено, что при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе. Ответчику надлежало предлагать К А.Г. только те вакантные должности, которые истец мог занимать с учетом его образования и квалификации. Рассматриваемый довод ответчика, по мнению суда, противоречит требованиям ст.73 Закона № 79-ФЗ во взаимодействии с ч.3 ст.81 Трудового кодекса РФ, в силу которой увольнение при сокращении численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Те же требования установлены пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Указанные нормативные акты не содержат в себе обязанности для работодателя предлагать работнику при его увольнении вакантные должности, которые данный работник заведомо для работодателя не может занимать.
Как указано выше, 18.02.2010 и 24.10.2010 истец дал согласие на замещение иной вакантной должности. При этом, ответчику заведомо было известно то, что данные должности истец занимать не может. Суд полагает, что у ФМБА-15 имелось время для разъяснения К А.Г. данного факта, однако ответчиком этого сделано не было, а разъяснение о невозможности занятия избранных истцом должностей произведено лишь в день увольнения К А.Г. (л.д.27). В данном случае в действиях ФМБА-15 имело место злоупотребление правом, на подлежащее защите по общим основаниям, установленным ст.10 ГК РФ.
Суд также считает, что ответчиком нарушен порядок увольнения истца.
Так, в силу требований ч.5 ст.31 Закона № 79-ФЗ, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданскому служащему. Такое уведомление, как пояснил представитель ответчика, К А.Г. было представлено 23 декабря 2009 года (л.д.30). Вместе с тем, приказ о восстановлении К А.Г. на государственной гражданской службе издан ФМБА-15 только 24 декабря 2009 года (л.д.12). По состоянию на 23.12.2009 К А.Г., хотя и был восстановлен решением суда на прежней должности, но исполнено судебное решение было именно 24.12.2009, о чем сам ответчик указывает в извещении в адрес Снежинского ГОСП (л.д.69). Уведомление лица, не являющегося гражданским служащим о предстоящем увольнении, по мнению суда, нарушает требования ч.5 ст.31 Закона № 79-ФЗ.
Суд полагает, что по смыслу ст.73 Закона № 79-ФЗ и ст.ст.81 и 84.1 Трудового кодекса РФ формулировка основания увольнения работника должна соответствовать формулировке, указанной в норме закона, которую работодатель принимает как основание для увольнения. Как видно из обжалуемого истцом приказа № 5л от 26.02.2010 (л.д.6), К А.Г. уволен «в связи с сокращением (упразднением) должности гражданской службы и невозможностью замещения вакантных должностей гражданской службы с учетом квалификационных требований и профессионального образования», тогда как п.6 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ в качестве основания для увольнения устанавливает «отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы». В обжалуемом приказе указана формулировка увольнения К А.Г., не соответствующая требованиям законодательства о гражданской службе.
Указание в обжалуемом приказе № 5л от 26.02.2010 на пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ противоречит требованиям ст.73 Закона № 79-ФЗ и требованиям пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004, в силу которых при рассмотрении дел о восстановление в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ.
Суд учитывает также следующее обстоятельство. Как установлено требованием п.6 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ, для увольнения гражданского служащего по данному основанию должно иметь место сокращение должности гражданской службы. При этом, как пояснил представитель ответчика, в ФМБА-15 не было сокращения должностей гражданской службы, поскольку имело место изменение структуры (реорганизация) ФМБА-15, о чем прямо указано в приказе № 80 от 15.12.2009 (л.д.11). Об отсутствии сокращения должностей свидетельствуют также представленные ответчиком штатные расписания ФМБА-15 (л.д.91;92) до и после реорганизации. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, реорганизация ФМБА-15 заключалась в том, что был упразднен ряд должностей и введены новые должности с перераспределением на новые должности должностных обязанностей предыдущих (упраздненных) должностей. В данном случае, как полагает суд, сокращения должностей гражданской службы в ФМБА-15 не было, в связи с чем К А.Г. не подлежал увольнению со ссылкой на такое сокращение. В силу требований ч.2 ст.31 Закона № 79-ФЗ, при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
Ссылку ответчика на ч.5 ст.394 Трудового кодекса РФ и на п.61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд считает безотносительной к рассматриваемому делу, поскольку данные нормы подлежат применению только в том случае, если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для прекращения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку причины увольнения. При рассмотрении иска К А.Г. суд считает произведенное увольнение истца ответчиком незаконным, в связи с чем нет необходимости изменять формулировку увольнения, указанную в приказе № 5л от 26.02.2010.
Оснований для применения к рассматриваемым отношениям требований ст.38 Закона № 79-ФЗ нет, поскольку, как пояснил ответчик, в ФМБА-15 нет и не было первичной профсоюзной организации (л.д.103). Данное обстоятельство представителем истца в судебном заседании не оспаривалось. Также отсутствуют основания для применения требований ч.3 ст.37 Закона № 79-ФЗ, поскольку приказ об увольнении издан не в период временной нетрудоспособности К А.Г. и не в период его пребывания в отпуске.
По указанным выше основаниям подлежит удовлетворению иск К А.Г. о признании приказа № 5л от 26 февраля 2010 года о прекращении служебного контракта с истцом и об освобождении его от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы незаконным, противоречащим нормам Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К А.Г. подлежит восстановлению на службе в ФМБА-15 в должности начальника отдела организации и обеспечения деятельности, начиная со дня его увольнения с 26 февраля 2010 года.
Ссылки истца на фиктивность и незаконность проведенной в ФМБА-15 реорганизации, а также о нарушении его прав в связи с не направлением его ответчиком на переобучение суд считает безотносительными к данному делу по следующим основаниям. Как установлено пунктом 14.9 Типового положения о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства, руководитель Управления утверждает структуру и штатное расписание Управления в пределах утвержденной сметы. Таким образом, проведение реорганизации – это право ответчика; суд не вправе входить в обсуждение вопроса о целесообразности и необходимости проведения реорганизации в ФМБА-15.
Довод о не направлении его ответчиком на переобучение истец связывает с действием Указа Президента РФ от 23 августа 1994 года № 1722, которым утверждено «Положение о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата». При этом, как видно из содержания Указа, данное Положение распространяется на государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти РФ, а ФМБА-15, как территориальный орган Федерального медико-биологического агентства к таким органам государственной власти не относится.
В силу требований ст.139; п.2 ст.394 Трудового кодекса РФ и 73 Закона № 79-ФЗ подлежит удовлетворению иск К А.Г. о взыскании с ответчика суммы денежного содержания за время вынужденного прогула. При этом расчет суммы, подлежащей взысканию, надлежит произвести в соответствии с требованиями Положения об особенностях порядка исчисления заработной платы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922.
Ответчиком представлен расчет размера среднедневного денежного содержания за время вынужденного прогула, который составляет 2 282,40 рублей (л.д.52-53). Представитель истца в судебном заседании заявил о согласии с представленным ответчиком расчетом. Суд считает размер среднедневного денежного содержания за время вынужденного прогула установленным в порядке ч.2 ст.68 ГПК РФ и не требующим дополнительных доказательств.
Период вынужденного прогула с 27 февраля 2010 года по 16 апреля 2010 года составляет 34 рабочих дня.
Сумма денежного содержания за время вынужденного прогула за период с 27.02.2010 по 16.04.2010 составляет: 2 282,40 * 43 = 77 601 рубль 60 копеек, подлежащих взысканию в пользу истца с ответчика.
Решение суда о восстановлении К А.Г. на службе в ФМБА-15 и взыскании суммы денежного содержания за время вынужденного прогула в силу требований ст.396 Трудового кодекса РФ и абз.4 ст.211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Исковые требования К А.Г. в части компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Моральный вред может быть компенсирован как при нарушении личных неимущественных прав истца, так и в силу прямого указания об этом в законе. Сама по себе возможность компенсации морального вреда, связанного с незаконным увольнением, предусмотрена ч.7 ст.394 ТК РФ во взаимосвязи со ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, то есть в соответствии с указанными статьями, а также с ч.1 ст.151 ГК РФ иск К А.Г. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению. Незаконность увольнения сама по себе является основанием для установления наличия причиненного морального вреда.
Вместе с тем, суд считает, что сумма в 10 000 рублей, которую истец требует взыскать в свою пользу с ответчика в этой части иска, является завышенной, не отражает степени нравственных переживаний истца и подлежит уменьшению. Суд учитывает также непродолжительность периода, прошедшего с момента обращения истца в суд до момента восстановления его на работе. Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что ранее судом также признавалось незаконным увольнение К А.Г., он восстанавливался в прежней должности и в его пользу взыскивалась компенсация морального вреда в размере 500 рублей, однако ответчик вновь уволил истца с нарушением требований действующего законодательства. Повторное (в течение непродолжительного времени) увольнение истца, вновь признанное судом незаконным, повышает величину причиненного морального вреда. Суммой, которая компенсирует К А.Г. ущерб от его повторного незаконного увольнения, по мнению суда, является сумма в 2 000 рублей, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца.
Частичному удовлетворению подлежит иск К А.Г. в части возмещения расходов на представителя. В материалы дела истцом представлена квитанция № 00 279 от 24 марта 2010 года об оплате услуг представителя на сумму 5 000 рублей (л.д.76). В соответствии со ст.100 ГПК РФ, учитывая требования разумности и справедливости; принимая во внимание продолжительность и однократность судебного заседания по рассмотрению иска К А.Г.; сложность дела; объем работы представителя по подготовке иска и представлению в суде интересов истца; учитывая также, что ответчиком по делу является организация, то есть юридическое, а не физическое лицо и взыскание суммы расходов истца по оплате помощи представителя не явится препятствием для нормальной деятельности ответчика и не приведет его к банкротству, суд полагает возможным снизить сумму расходов по оплате услуг представителя, подлежащую взысканию в пользу истца до 2 500 рублей (500 рублей – составление иска; 2 000 рублей – работа в судебном заседании).
В соответствии со ст.ст.94 и 98 ГПК РФ и ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ФМБА-15 в доход местного бюджета надлежит взыскать 4 000 рублей – сумму государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194 и 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск КАГ к Региональному управлению № 15 Федерального медико-биологического агентства России о признании увольнения незаконным; о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула; о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать приказ № 5л от 26 февраля 2010 года о прекращении служебного контракта с К А.Г., об освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы незаконным, противоречащим нормам Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Восстановить КАГ на службе в Региональном управлении № 15 Федерального медико-биологического агентства России в должности начальника отдела организации и обеспечения деятельности, начиная со дня его увольнения с 26 февраля 2010 года.
Взыскать с Регионального управления № 15 Федерального медико-биологического агентства России в пользу КАГ:
- 77 601 (семьдесят семь тысяч шестьсот один) рубль 60 копеек – сумму денежного содержания за время вынужденного прогула за период с 27 февраля 2010 года по 16 апреля 2010 года;
- 2 000 (две тысячи) рублей 00 копеек – в счет компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением;
- 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек – в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
В удовлетворении остальной части иска КАГ к Региональному управлению № 15 Федерального медико-биологического агентства России отказать.
Решение суда в части восстановления К А.Г. на службе и выплате суммы денежного содержания за время вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Регионального управления № 15 Федерального медико-биологического агентства в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек с уплатой взысканной суммы на расчетный счет 40101810400000010801 банка получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г.Челябинска, БИК 047501001, получатель ИНН 7423003083 / КПП 742301001 УФК по Челябинской области / Инспекция ФНС России по г.Снежинску/, код ОКАТО 75545000000, код бюджетной классификации по взысканию госпошлины в местный бюджет 18210803010011000110.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Снежинский городской суд.
Судья Снежинского городского суда Двоеглазов С.В.