Экранизация пушкинских произведений
Явление Пушкина чрезвычайное. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Пушкин исключительно много дал музыке, театру и, конечно, кино. Экранизация пушкинских произведений имеет давнюю большую историю. Экранизацией называют кинокартину, созданную на основе произведения другого вида искусства - литературы, драматургии, оперы или балета. Но чаще всего это понятие относят именно к литературному произведению, переложенному на язык кино. История экранизаций в русском кино начинается в 1910-е годы, когда была создана «Русская золотая серия» - ряд картин по произведениям А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Н.А.Некрасова и других писателей.
Представляем Вашему вниманию лучшие экранизации произведений Александра Сергеевича Пушкина.
«Маленькие трагедии»
Фильм снят в 1979 году, по одноименному поэтическо-драматическому циклу А.С.Пушкина.
Режиссер: Михаил Швейцер
Оператор: Михаил Агранович.
В ролях: Александр Трофимов (Вальсингам), Владимир Высоцкий (Дон Гуан), Георгий Тараторкин (Чарский), Сергей Юрский (импровизатор), Иннокентий Смоктуновский (скупой рыцарь/Сальери) и другие. Последние роли в кино Владимира Высоцкого и Анель Судакевич.
Экранизация произведений: "Сцена из Фауста", "Египетские ночи", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Каменный гость", "Пир во время чумы", входящих в цикл "Маленькие трагедии".
«Барышня-крестьянка»
Фильм снят в 1995 году, лирическая комедия по мотивам повести А.С. Пушкина.
Автор сценария: Александр Житинский
Режиссер: Алексей Сахаров
В ролях: Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлев, Василий Лановой, Екатерина Редникова.
В процессе обсуждения «Барышни-крестьянки» Алексея Сахарова критики выказывают редкостное единодушие: режиссер представил буквальное прочтение пушкинской повести, простодушное, лишенное каких бы то ни было «отклонений от текста», не говоря уже о всяких «постмодернистских изысках». Оценки фильма зависят от того, как тот или иной рецензент воспринимает таковую наивность: кто-то острит над тем, что это фильм по повести Белкина, снятый Иваном Петровичем Белкиным; кто-то, напротив, умиляется простоте, чистоте и лучезарности помыслов автора и его героев. Но все согласны в том, что именно этого жаждет публика, замученная «постмодернистами, некрореалистами, метаметафористами» и прочими «имитаторами литературы и кинематографа» (Дмитрий Быков, Сеанс, № 12). Режиссер же утверждает, что перед началом съемок он разослал сценарий (написанный в соавторстве с Александром Житинским) по пушкинистам, музейщикам и даже родственникам Александра Пушкина — и заслужил всеобщее исключительное одобрение.
Гран-при и приз за лучшую женскую роль на ОРКФ «Киношок – 95» , Большой специальный приз жюри игровых фильмов и приз «Золотой Феникс» Гильдии актеров кино России на Международном кинофестивале «Золотой Витязь»
«Дубровский»
Фильм 1936 года.
Режиссер: Александр Ивановский
В ролях: Борис Ливанов, Николай Монахов, Михаил Тарханов.
Одна из первых экранизаций повести А.С. Пушкина.
Богатый и своенравный русский барин Кирила Петрович Троекуров, после ссоры с Андреем Гавриловичем Дубровским, подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского поместье Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума. Младший Дубровский, вынужден покинуть службу в Петербурге и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда. Дубровский подкупает проезжего учителя француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становиться гувернером. Между Дубровским и дочерью Троекурова Машей возникает взаимная симпатия.
«Выстрел»
Телевизионный спектакль 1981 года, по мотивам повести А.С.Пушкина "Выстрел" из цикла "Повести покойного Ивана Ивановича Белкина", собравший блестящих актеров под руководством непревзойденного Петра Фоменко.
В ролях: А.Калягин, А.Эйбоженко, Л.Филатов, О.Янковский, С.Маковецкий.
Над офицером Сильвио смеялась сама судьба в образе блестящего и удачливого соперника. Как не бросить вызов этой судьбе! И как ни предоставить ей право стрелять первой?
«Капитанская дочка»
Спектакль 1978 года по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина
Автор сценария и постановка: П.Резников.
В ролях: Александр Кутепов, Александр Абдулов, Леонид Филатов, Елена Проклова, Лев Дуров.
«Борис Годунов»
Фильм снят в 1986 году.
Автор экранизации и режиссер-постановщик: Сергей Бондарчук
В ролях: А.Соловьев, А.Ромашин, А.Беджиньска, Е.Бондарчук, Г.Бурков, И.Скобцева
Интересно мнение критики об этой экранизации: «Борис Годунов» Сергею Бондарчуку не удался. Это честная творческая неудача. Дотошный историзм и плавная картинная эпичность его режиссерской и актерской манеры, прекрасно подходившие к Толстому или Шолохову, были не слишком пригодны для Шекспира (Отелло, 1956) и Пушкина. Режиссер и не искал соответствий поэтической сути и форме — он переводил пушкинскую трагедию в живописное полотно «Хроники времен царя Бориса», доверившись коварному пушкинскому мифотворчеству как историческому источнику. Стихи скорее мешали, чем вдохновляли, замедляя и утяжеляя и без того излишне величавый и оперно-пышный стиль постановки. Но отторжение картины критикой происходит, разумеется, по другим причинам. «Борис Годунов» — заветнейшая пьеса для русской либеральной интеллигенции. Это последняя пьеса, которую репетировал Всеволод Мейерхольд. Анатолий Эфрос ставил ее на телевидении, Андрей Тарковский — в опере, Юрий Любимов — на драматической сцене. Диссидентская тема «преступной власти», освященная гением Пушкина, казалось, по закону принадлежала бунтарям, юродивым, гонимым, несогласным. Пришедшийся «не ко двору» фильм Бондарчука даже со временем, которое изгладит чрезмерную резкость критических оценок, не наберет дополнительного эстетического веса. Это средний фильм выдающегося советского режиссера и актера, который на переломе эпох хотел в художественной форме высказать свое личное мнение о власти и народе, законности и самозванстве, но выбрал материал, с которым не смог справиться.
Посмотрите этот фильм и создайте свое мнение.
«Я памятник себе воздвиг…»
Представляем Вашему вниманию научно-популярный фильм «Я памятник себе воздвиг…», созданный в 1987-1989 годах. Это фильм о жизненном и творческом пути гениального русского поэта: биографический очерк о жизни Пушкина, начиная с лицейских лет и заканчивая трагическими событиями, приведшими в роковой дуэли на Черной речке; рассказ о различных периодах творчества поэта; много интересных подробностей о друзьях Пушкина, о памятных местах и истории написания его бессмертных произведений.
конечно, это не полный список...
взято отсюда.
(с)