notacat написал(а):Видимо и 86 процентов тоже запашок чуют, иначе не стали бы так про бандерофашистов орать и войне радоваться. Но радуются и пляшут. Знать-то никакой другой национальной идеи и гордости не осталось, ни надежд, ни мечты какой-нибудь.. Ну хоть поешьте напоследок, чо с вас взять
notacat написал(а):никаких затруднений. Затруднения максимум в количественных оценках, верить ли официальной статистике, что пожранных ктулху 86 процентов, или нет. Хотя чо там, при Гитлере и Сталине было по 99 и ничо, так чта у нас еще даже резерв есть
notacat написал(а):я не согласна. Не либералы превратили патриотизм в негатив. А те, кто кто стали кричать, что патриотизм - это скрепы, это не покупать чьих-то яблок, это не отдавать сирот на усыновление, это напасть на братскую страну и назвать ее народ фашистами, это называть всех несогласных врагами народа и т.д., и т.п..
notacat написал(а):Хохлы, вы молодцы. Завидую.
Люди преодолели самый большой страх: страх показаться лохом, который забесплатно пытается что-то сделать для страны. Боюсь что у нас такое почти невозможно – осудят, не поверят, засмеют.
А хохлы я так думаю уже победили – они уже потратили слишком много сил для того, чтобы тупо отдать страну мусарне. Попробуйте простоять одну ночь на морозе! А пару недель слабо? Тот, кто все это вытерпел уже вряд ли усядется у телевизора с попкорном и будет наблюдать как вожди устраивают стоковую распродажу завоеваний.
Философский пароход.notacat написал(а):пропаганда так постаралась, что 86 процентов действительно потеряли всякое сознание. И какой после этого этап будет, страшно представить. Майдан цветочками покажется
Тоталитарные режимы угнетают свободных людей. Репрессии КГБ обрушиваются на нашу жизнь. 7-я бронетанковая дивизия КГБ начала мощное наступление в твиттере уничтожив два аккаунта Льва Щаранского и около тридцати видных апологетов украинского патриотизма. Генерал Мороз по личному приказу Влада Путина оккупировал Нью-Йорк, заставив тысячи граждан взять лопаты и выйти на улицы чистить снег. Дав возможность американским налогоплательщикам задать резонный вопрос властям – почему их деньги тратятся на марионеточное правительство в Украине, а не на снегоуборочную технику. Стало вдруг совестливо и гадливо на душе. Как из душа окатило. Дотянулся проклятый Ленин.
В атмосфере ненависти, развернутой кремлевскими СМИ, из этой страны вынуждены бежать лучшие люди, совесть нации и цвет интеллигенции. Философские пароходы неустанно отшвартовываются от мрачных берегов Мордора, неся честных и порядочных людей, геев, демократических журналистов и евроукров к свету цивилизации и тремстам сортам колбасы. А что случится со страной, оставшейся без своей элиты и интеллигенции, предсказать несложно. Развал экономики, разруха, деградация и заоблачный уровень насилия на улицах. Поглядите, что стало с курсом доллара, когда Россию покинули Паша Шехтман, Екатерина Мальдон, Таня Коммунар, Тихон Дзядко и Мортис. И сегодня я хотел бы рассказать несколько замечательных историй (настало их время) о сбежавших из России еще во времена Империи Зла, дабы память диссидентов старой школы передать новому поколению креаклов. Три рассказа – три истории успеха и достижение своей американской мечты.
Брайтонский интеллигент Яков Моисеевич Айлисман был вынужден сбежать из совка в 1987-м году. По навету стукачей у правозащитника и давнего болельщика Спартака КГБ обнаружило в квартире две пластинки Битлз. По тогдашним законам в СССР за это полагался расстрел и конфискация имущества. Тайными тропами через Химкинский лес Яков Моисеевич на лыжах ушел в сторону Финляндии, где получил статус беженца и бесплатный билет в Израиль. Но прилетев в страну обетованную, Айлисман ужаснулся, что его, тихого и застенчивого интеллигента, привыкшего держать в руках скрипку, хотят отправить в кибуц копать картошку. Не за это он боролся против режима в Мордоре. Поэтому Яков Моисеевич направился на ПМЖ на Брайтон-Бич, повторив путь многих правозащитников, не принявших суровые условия кибуцей Израиля, после чего осел в трактире «Матрешка», чтобы бороться за вашу и нашу свободу, в итоге сокрушив Империю Зла. Со временем Яков Моисеевич стал правой рукой известного правозащитника Льва Щаранского и казначеем партийной кассы. Также Айлисман добился 30-процентной скидки для себя на скотландский уиски в трактире «Матрешка», ресторане «Поручикъ Кацманъ» и чайхане «У Ашота».
Политолог Слава Рабинович давно считается среди прогрессивной интеллигенции главным гробовщиком режима чекизма и личным врагом Влада Путина. В 1988 Рабинович хитростью покинул совок, имея в кармане десять долларов, также пара чемоданов с товаром, пользующимся в те времена спросом за рубежом (бинокли, фотоаппараты, подзорные трубы, советские значки). Прежде чем попасть в саму Америку, Рабиновичу пришлось задержаться в Италии, где он торговал привезенными советскими товарами на римском блошином рынке. И когда Слава, получив через несколько месяцев статус беженца и разрешение на въезд в США, то в кармане у него было уже несколько тысяч долларов. Обосноваться в Америка Славе помогла еврейская ассоциация молодежи. И первое время Рабинович работал в Нью-Йоркском центре ассоциации на Манхеттене, затем продавал мобильные телефоны и электронику. После чего стал регулярно посещать трактир «Матрешка», где познакомился с Львом Щаранским, Яковом Айлисманом, Моисеем Жидоплясовым и Абрамом Жидовских. Эти знакомства помогли Рабиновичу стать ведущим аналитиком ресторана «Поручикъ Кацманъ» в результате чего заведение первый раз было объявлено банкротом, а Слава открыл счет на 200 тысяч долларов. После этого Слава решил податься на Уолл-стрит, где стали популярные его биржевые прогнозы. Сейчас политолог активно борется с режимом Путина и является завсегдатаем в Киеве, где депутаты Рады советуются с ним, какие территории необходимо будет занять в первую очередь после падения России.
Моисей Жидоплясов давно мечтал сбежать из душного советского Киева в царство свободы и демократии. Его манили триста сортов колбасы, демократические выборы из двух и более кандидатов, жвачка и модные джинсы. Поделившись однажды своими мыслями с какой-то бабушкой в очереди за рижскими шпротами, Моисей оказался схвачен агентами КГБ, потому что бабка оказалась сексотом. Жидоплясову за мысли о жвачке дали двадцать лет лагерей и отправили в ГУЛАГ в Магадан на урановые рудники мыть золото из реки в пятидесятиградусный мороз. Но наш интеллигент помнил заповедь диссидента «Не верь, не бойся, не проси», поэтому темной ночью ему удалось сбежать из концлагеря. Проделав путь в две тысячи километров по тундре в палящий мороз, и питаясь лишь сусликами и улитками, Моисей Жидоплясов добрался да пролива Лаперуза, где ему, благодаря полярной ночи, удалось добраться до Аляски по льду. Эти события легли в основу документального фильма Ренни Харлина «Рожденный Американцем». Сам президент Рейган принял Моисея Жидоплясова в Овальном кабинете вместе с лидером демократических афганских повстанцев Усамой Бин Ладеном и рукопожал обоих. После чего Моисей поселился на Брайтон-Бич и стал старшим барменом в трактире «Матрешка». Через некоторое время в трактире случилась крупная недостача элитного польского самогона, которую списали на провокацию КГБ, а Моисей Жидоплясов навсегда покинул Нью-Йорк и переехал в Торонто. Он присоединился к украинской диаспоре, доказав, что его дедушка был проводником УПА и активно участвовал в Волынской АТО. Сколотив крепкий коллектив рукопожатных и совестливых авторов из числа советских эмигрантов еврейского происхождения и украинских националистов, Моисей Жидоплясов наладил выпуск газеты «Наша Канады», анализирующей как плохо в Рашке, чтобы скрасить суровые будни беженцев из Мордора в ожидании заветного велфера. Колонку в «Нашей Канаде» регулярно вела Валерия Новодворская.
Мораль сей басни такова. Если вы либеральный интеллигент, оппозиционный микроблоггер или яркий представитель креативного класса – в дверь однажды постучится КГБ и случится очередной 37-й год. Поэтому все лучшие люди страны должны свалить из этой страны, чтобы, попивая смузи и демидрольное пиво, наблюдать, как ватники и колорады сожрут сами себя, лишившись света надежды. После чего с помощью сенатора Джона Маккейна и Шестого флота триумфально вернуться в Оркию и на обломках путинизма построить новую прекрасную демократическую Россию, разбитую на 30-40 маленьких уютных Швейцарий. Кстати, меня часто спрашивают, почему советские диссиденты выбрали местом своего массового поселения именно Брайтон-Бич, а не Чикаго или там Филадельфию. Чтобы в случае заварушки успеть добежать до канадской границы, отвечу я вам. Кто прошел ад Мордора готов к любой неожиданности. Потому что старается жить не по лжи. Так победим!
С уважением, Лев Щаранский.
Безобразие, до чего довели интеллигенцию проклятые тираны кровавого совка! Хрошо, что в девяностых пожидь успели. Ну Ленин конечно периодически мелко гадил, подкладывая всякие бомбы под расцветающую Россию.
Вопросы финансирования Михаил Касьянов обсуждал с евролибералами в ресторане под нежнейшее фуа-гра и тушеную оленину с лисичками.
Бывший премьер-министр РФ, а ныне один из лидеров российской оппозиции Михаил Касьянов обсудил финансовые вопросы с соратниками из Альянса либералов и демократов за Европу. Руководимая голландцем Ханом ван Бааленом, АЛДЕ включает в себя либеральные и либерально-демократические партии, действующие в основном в странах ЕС. На 2012 год АЛДЕ является третьей по величине партией ЕС, имеет 75 мест в Европейском парламенте и 8 мест в Европейской комиссии. На национальном уровне партии — члены АЛДЕ участвуют в правительствах 12 из 27 стран ЕС.
[видео]
Нынешние переговоры Касьянова проходили в Страсбурге, где накануне стартовала очередная сессия ПАСЕ. Для встречи был выбран ресторан La Vignette Robertsau, который обещает «эксклюзивное обслуживание». Заведение в будни работает только два часа днём и три часа вечером. Судя по отзывам посетителей, здесь особенно хорошо готовят нежное фуа-гра и тушёную оленину с лисичками.
Обсуждение финансовой поддержки проходило в формате банкета, для которого арендовали главный зал ресторана. Гости прибывали организованно, с одного мероприятия, на что указывают одинаковые бейджи на их шеях.
И если на саму встречу Касьянов приехал без настроения, долго осматривался у входа, то после мероприятия буквально расцвёл и прибыл в свой четырёхзвёздочный отель в хорошем расположении духа. Судя по всему, переговоры в ресторане помогли сгладить неприятный осадок после дня, проведённого в Страсбурге.
Вместе с тем поддержки соратников от АЛДЕ оказалось недостаточно для резонанса. Брифинг в стенах ПАСЕ Михаил Касьянов проводил практически в пустом зале. Отвечал на вопросы русскоязычных журналистов, с которыми и так общается. Он пообещал переломить ситуацию в России, пожаловался на последние заявления Кадырова, призвал не отменять санкции и отдельно пояснил, что в Европу приехал не «жаловаться чужим людям», а практически в семью.
В Страсбург Касьянов прибыл с Жанной Немцовой и Владимиром Кара-Мурзой, которые успели дать несколько интервью и призвать к международному расследованию убийства Бориса Немцова. Спутники называли Касьянова «премьер-министр», забывая указать слово «бывший». Коллеги из АЛДЕ отмечали, что Касьянов — «лидер либералов России». Название ПарНаС на брифингах не звучало.
Набор заявлений Касьянова в ПАСЕ за последние полгода не изменился: «аннексия Крыма», «Россия не разделяет европейские ценности» и «мы обязательно победим». Ставшие привычными заявления в этот раз не произвели ожидаемого эффекта. Основной темой сессии стали обсуждение борьбы с терроризмом, решение проблемы беженцев и война в Сирии.
Касьянов отдельно предостерёг парламентариев от совместных действий Европы с Россией в сирийском направлении. Совместные антитеррористические действия не повод для снятия санкций, не уставал убеждать он.
еще раз призываю закинуть бабла навальнеру и сотнику, а то ну как у миши касьянова на них не хватит, и чо тогда? так при кровавых чикистах жыть и будем?Миша 2% во время своей пресс конференции особенно просил не отменять санкции в отношении РФ. Да и зачем, если есть фуа гра и оленина.
Регулярно, но мой комментарий рассчитан на грамотных людей.20-ти тысячный дом, галлоны, теперь это. Вы вообще читаете то, что комментируете.
А как я могу им стать, если почти 51 год я прожил в России (СССР)? И сейчас бы там жил, если бы меня оттуда не вытолкнули.1. Это же хорошо. Не всем же быть в поиске мест пожирнее где то на стороне.
2.Так ли? И зачем ему валить куда то, если он и не собирался.
Следующий ваш абзац оставлю без комментариев. Особенно про русскоязычный контент на "вашем" континенте.
Вопрос о том, почему НЕ он написал остаётся открытым.
Странный у меня вывод сложился о вас: вы так и не стали истинным американцем.
Так может, и Вас стоит перевести на подобный режим? Если это так хорошо.
кто в армии служил, тот в цирке не смеется. за гулаг и сатрапов все больше мастера хоррор-культуры травят, а не за колоски пострадавшие. а мастера слова на то и мастера, чтобы добавить леденящих душу подробностей, высосанных неизвестно откуда. видели мы таких в красной армии, в штабе писарями да в хозроте маслорезами.Так может, и Вас стоит перевести на подобный режим? Если это так хорошо.
То есть когда Вам (по Вашим же собственным рассказам) дали кредит на квартиру в Подмосковье и не давали загранпаспорт - это было 'выталкивание'?почти 51 год я прожил в России (СССР)? И сейчас бы там жил, если бы меня оттуда не вытолкнули.
Уполномоченный президента Украины по вопросам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев встретился во французском Страсбурге с лидером "Парнас" Михаилом Касьяновым, который рассказал о неизбежности возвращения Крыма в состав Украины. Об этом Джемилев написал у себя на странице в Facebook.
“По крайней мере, мы уверены, что Крым в конечном счете будет освобожден и возвращен Украине”, — сказал Касьянов во время встречи.
По словам лидера списка "Парнас", на предстоящих выборах в российскую Госдуму "эйфория" от действий президента Путина в украинском вопросе у населения страны уже пройдет.
Джемилев напомнил, что ранее Касьянов, указывая на незаконность проведенного в Крыму в 2014 году референдума, отмечал, что по уставу ООН только крымские татары имеют право поставить вопрос о самоопределении полуострова. В то же время сам Касьянов заявлял, что жители Крыма не имеют права на самоопределение из-за "отсутствия" подобной нормы в международном праве.
Помимо Касьянова, Джемилев встретился в Страсбурге с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу. Уполномоченный президента Украины по вопросам крымскотатарского народа предложил турецкому министру присоединиться к международной группе с целью "деоккупации" Крыма. Министр иностранных дел Турции пообещал поддержать Джемилева и его инициативу.
Апелляционный суд Стокгольма (Svea Court of Appeal) отменил решение Окружного суда Стокгольма, вынесенное 11 сентября 2014 года. Основным вопросом, который разрешал суд, стал вопрос о наличии компетенции у арбитража на разрешение спора. Арбитраж состоял из опытных арбитров Яна Полссона, Чарльза Броуэра и Тоби Ландау, которые вынесли решение по существу по спору между испанскими компаниями-держателями американских депозитарных расписок на акции Юкоса (истцы) и Российской Федерацией (ответчик).
...
Решение Апелляционного суда может быть обжаловано в Верховный суд Швеции до 15 февраля 2016 года. Если решение будет оставлено в силе, то это открывает дорогу Российской Федерации к отмене решения стокгольмского третейского суда. Этот факт особенно важен, в силу того, что другой третейский суд (в Гааге), по делу акционеров ЮКОСа, ссылается на стокгольмское третейское решение по иску испанских инвесторов к России.
как вы понимаете, эта короткая цитата только для затравки, чтобы оценить масштаб гения. припасть же к источнику прекрасного целиком можно здесьСегодня многие политологи, блогеры и ведущие обсуждали тему коррупции издавали один и тот же вопрос- что сделать, что бы побороть коррупцию?
Я считаю первое, что нужно сделать для того, чтобы победить коррупцию - это отстранить от власти гаранта коррупции Путина!
Часть первая:
Путину будет объявлен импичмент!
Злобный карлик правит страною
Коррупционеры пют кровь из неё
Рабство стало нашей судьбою
Пропагандой сознание отравленное
Олигархи грабят Россию
Злобный карлик глумится над ней
Россияне не ждите мессию
Сами спасайте ваших детей
Карлики сами не испарятся
Олигархи не станут власть отдавать
Братья и сестры пора просыпаться
Власть у преступников надо забрать
Чтоб процветать смогла наша страна
Чтоб счастье в каждый дом могли мы принести
Решительное слово за импичмент Путина
Вы, России патриоты, должны произнести!!!
Мультик про свиней ?.....Как Рамзан Кадыров смотрит кино про либералов...
Почему «либералов» всегда ругают не за то, за что следовало бы? Грех за ними действительно есть, и он один: нельзя браться управлять народонаселением, ни черта не понимая в человеческой психологии!
На это мне, конечно, скажут, что либералы никем управлять и не хотят. Мол, они «пришли дать нам волю», и всё. А это что, не управление? Управление. И да, первый признак полного непонимания человеческой природы…
***
Идеология либерализма рождена эпохой идеалистической философии — гуманистами и просветителями типа Руссо, Вольтера и де Траси, эмпириками Локком и Юмом, тем же Кантом и массой других товарищей, которые, к великому сожалению, не имели ни малейшего объективно-научного представления о том, что такое человек.
Иногда, признаюсь, закрадывается мысль, что и не было никакой «философии человека» никогда. А вся эта почтенная публика принимала участие в тайном, закрытом творческом конкурсе «Кто нарисует более прекрасный образ Человека?».
Да, будучи «моралистами», они, конечно, сурово изобличали человеческие пороки — как без этого?! Но лишь только речь заходила о самом «человеке», взгляд мэтров тут же соловел и становился придурковато-ласковым. Факты немедля отправлялись в мусорную корзину и начинались галлюцинаторные грезы о «Человеке Прекрасном». Мол, на самом деле человек не такой, каким мы его видим!
Но почему он, собственно, «не такой», если он так себя проявляет? Убивать может пачками, грабит не только награбленное, но и вообще все, что плохо лежит, измывается над слабыми, заискивает перед сильными, а еще лжет, предает, мстит… Типа идея в том, что не мы такие, а жизнь такая? Мол, я не виноват, а все «прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные, праотцы, ну, и праматери, а сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю, и кошек люблю, да».
Слабовата аргументация, надо сказать. А по другую сторону от нее стоят рядком научные факты — эксперименты по «подчинению авторитету» Стенли Милгрэма, по «конформизму» Соломона Аша, «тюремные эксперименты» Филиппа Зимбардо и т. д., и т. п. Все они демонстрируют человеческую природу «без прикрас», и вывод напрашивается один: собираясь в разведку, лучше возьмите с собой собаку.
Да, мы хотим быть «белыми и пушистыми», потому что такова наша культурная норма: нас за это желание хвалят и его же в нас подкрепляют. Но «хотеть» и «быть» — это, мягко говоря, не одно и то же. Конечно, есть исключения, но каждое такое «исключение», поверьте, имеет абсолютно внятные объяснения изнутри самого этого правила (так что они его в действительности только подтверждают).
Впрочем, нельзя игнорировать и вещи куда более фундаментальные. Вот, например, лауреат Нобелевской премии и большой знаток человеческой природы, замечательный Конрад Лоренц сравнивает поведение человека с поведением других обезьян и недвусмысленно показывает: у них с альтруизмом лучше, чем у нас. Животное, проявляя альтруизм, действует не задумываясь, мы же — по прихоти. Это для нас что-то из разряда развлекательного жанра: можем быть добрыми, а можем и не быть. От настроения зависит. От воспитания. А вся эта «изначальная хорошесть» Жан-Жака, «императивы» Иммануила и прочие «плюти-плюти» — обычная пропаганда, то есть оправданное «высшими целями» вранье.
Итак, для либералов-гуманистов «человек» — не то, что он собой представляет на самом деле, а то, каким они хотят его видеть. Мы вообще очень любим себя приукрашивать: только папуасы пользуют с этой целью перья, краски и ракушки, гуманисты — красивые слова, а современный хомо — фильтр Instagram. И да, все имеют право на слабости. Но выдавать желаемое за действительное, честно говоря, просто небезопасно.
Если ваша карта никак не соотносится с территорией, то где вы в конечном итоге окажетесь? Маршрут проложить можно, следовать ему — пожалуйста, но достичь заявленной цели — нереально. Хотя и в этом случае всегда можно утешиться каким-нибудь приятным самообманом. Впрочем, «грех гуманизма» — это еще не все.
***
Мы привыкли думать — так нас думать научили, — что либерализм невозможен без «свободного рынка». А рыночники, надо отдать им должное, публика куда более прагматичная, и глядят они на человека без розовых очков «идеализма», «гуманизма» и прочих бантиков. Их скупой слезой не проймешь, категорическим императивом не разжалобишь. Что, впрочем, совершенно не значит, что они — наши «рыночники» — поняли человека лучше гуманистов. Отнюдь.
Собственно, в чем были неправы Смит, Милль и компания, стало понятно не так давно, и за это тоже, кстати сказать, дали Нобелевскую премию — как раз по экономике — психологу Даниэлю Канеману. Да, «либералы-рыночники» также понапутали желаемое с действительным, но уже в другой плоскости: гуманисты — в этической, а эти — в интеллектуальной.
Если коротко резюмировать выводы Канемана: выражаясь деликатно, человек кажется нам существенно умнее, чем дела обстоят на самом деле, а если без лишних реверансов — он немножко дурак. Причем если бы он это осознавал — еще куда ни шло, а так ведь нет, дурак и не лечится.
Например, мы считаем, что современные рынки — это умная вещь. Там ведь есть всякие загадочные штуки: ставки, кредитные рейтинги, курсы, облигации, залоги, страховки, бонды, опционы, свопы, спреды, деривативы, фьючерсы… Но правда в том, что даже если каждый из элементов этой системы разумен сам по себе, управляется эта машина настроениями участников, то есть как обычная толпа. Там нет никакого собственного разума, да и реальности, на которую этот разум мог бы действительно опереться, там тоже нет. То есть система в целом нисколько не умная, а ее игрокам, соответственно, только кажется, что у них с головой все в порядке.
По большому счету, нет никакой свободы рынка — это иллюзия и мечты. Да, есть некая свобода договоренностей между какими-то игроками этого рынка. Последние же, будем честны, движимы своей фактической человеческой природой, описанной Лоренцем, Милгрэмом, Зимбардо и, прошу прощения, Канеманом. А все рассказы «либералов-гуманистов», с их прекраснодушными теориями «общественных договоров», точно не про них.
Причем последствия всех этих бесчисленных внутренних договоренностей, о которых мы с вами даже не догадываемся, являются суровой и непредсказуемой экономической реальностью для «рядовых участников рынка». Банки договариваются с кредитными агентствами, государственные институты — с инвестфондами, крупные финансовые группы — с лидерами государств. А обвал на рынках бьет по тем, кто эту либеральную, прошу прощения, экономику только шкурой своей и ощущает.
Так о какой экономической свободе мы говорим? И с какой стати народонаселение пойдет за нее на баррикады? Пока, если судить, например по Occupy Wall Street, баррикады смотрят как раз в обратную сторону. И можно, конечно, сколь угодно долго объяснять всем этим «рядовым участникам» про «свободу», что она «лучше, чем несвобода» и прочее. Но жизнь их, понятно, лучше от этого не станет. Они недовольны результатами либеральной экономики, а потому, рассуждая «логически», самой свободой и недовольны.
Их поведение описывается все теми же законами Лоренца, Милгрэма, Зимбардо, и, я продолжаю настаивать, Канемана. То есть они не страдают избыточным интеллектом, плевать хотели на «императивы», но жить хотят хорошо, а им этого, как им кажется, не дают. Более того, они вполне могут заключить, что их надули: обещали прелести свободы, а показали суровый оскал либерализма. И они его больше не хотят.
Так не обманывает ли либерализм, в таком случае, сам себя? Не приводит ли он сам себя к концу, к неизбежному фиаско? Есть ли он вообще, этот либерализм?
***
Когда Фрэнсис Фукуяма торжественно объявил об очередном конце истории — мол, накрывает нас медный таз неолиберализма, и никуда мы с этой подводной лодки не денемся, реакция на его творение — «Конец истории и последний человек» — оказалась противоречивой. Кружевные чепчики красочно перемешались с тухлыми помидорами, а вот запахло гарью. Впрочем, огонь критики, как мы любим, был направлен аккурат мимо цели.
Фукуяму критиковали за то, что он не учитывает последствий ослабления государственных институтов, пугали терроризмом, массовой иммиграцией, экономическими кризисами и т. д. Собственно, все это мы сейчас наблюдаем. Причем понятно, что наблюдаем только цветочки, ягодки — прямо по курсу. Так почему же, коли все это сбывается с такой точностью, я критикую эту критику товарища Фукуямы? Дело в генетической болезни самого либерализма.
На самом деле понять, по крайней мере на трезвую голову, как в стан либералов-гуманистов затесались либералы-рыночники (Смит, Милль, де Токвиль и др., включая всяческих американских отцов-основателей), невозможно категорически. Если задуматься, связь между «гуманистами» и «рыночниками» может быть только патологической. Попытаешься сшить эти две «партии» белыми нитками, они от стыда покраснеют и с треском полопаются. Ну правда, где «гуманизм», а где «рынок»?! Как вообще эти вселенные женятся?
Не женятся. Но если добавить к этой пьяной свадьбе слово «свобода», да прочий либерасьён… И вот она, полюбуйтесь, сила языковых игр! Слово-то одно, а потому вроде как и речь идет об одном и том же: и там свобода и тут свобода, тут человека, а там — рынка. Берем! То, что это ошибка атрибуции, никого не заинтересовало, интересовала выгода, а это, как известно, аргумент беспроигрышный. В результате повязали ангелочка с волкодавчиком и сформировали, так сказать, системный генетический дефект при перекрестном скрещивании.
Да, я знаю, что в соответствующих учебниках по политэкономии есть масса «разумных» объяснений, почему «рынок», «свобода», «неолиберальное государство» и «социальная справедливость» — вещи взаимосвязанные и даже взаимно необходимые. Вот только все эти чудные и якобы «разумные» объяснения работают лишь при одном условии: правы должны быть помянутые нами либералы-гуманисты, ангелочки, легшие под волкодавов. Да-да, те самые, что всю дорогу выдают желаемое за действительное. То есть одни натрындели, другие этим воспользовались, а дальше — любуемся.
Возьмем простой, как угол дома, факт: 62 человека владеют таким же количеством богатств, что и 3,5 миллиарда других жителей нашей планеты. Не то чтобы я возмущался и, подобно Шарикову, предлагал «взять все и поделить», но попробуем просто покрутить эти «множества» в голове — 62 и 3 500 000 000.
Нужны ли еще какие-то объяснения? «Гуманисты» ошибаются. Не Лоренц, Милгрэм, Зимбардо, Канеман и вообще все, кто смотрит на человека глазами науки, а те «гуманисты», что лепят из человека «божье подобие», пусть и гуманистически секуляризированное.
Рано или поздно это «подобие» выйдет из-под гипноза либеральной идеологии, натянет шкуру папы-волкодавчика, и тогда уж точно мало никому не покажется.
***
Еще раз подчеркиваю: языковая игра, смешавшая «рынок» с «гуманизмом» через бессмысленно-невнятное понятие «свободы», — это генетический дефект самой либеральной системы, а не конкретных людей. С людьми на самом деле все в порядке. С одной, правда, оговоркой: не существует в природе «последнего человека» Фукуямы — этого симбиоза «гуманизма» и «рынка» в одном лице.
Возьмем самый понятный нам пример — Анатолий Борисович Чубайс. Все, кто знает его лично, поклянутся — хоть на Библии, хоть на Конституции, — что он «добрый» и «хороший», прямо как Руссо завещал. Это правда. Но он «рыночник», а не смесь кого-то с кем-то. Конечно, он не лукавит: Анатолия Борисовича очень расстраивает, что 40 миллионов человек были в буквальном смысле ограблены в результате приватизации. Люди понесли свои ваучеры в фонды, и мой, кстати, был в таком фонде, а те пшикнули. Но что Чубайс на это скажет? Я его, и правда, спрашивал… Он скажет: «Такова цена».
Впрочем, Чубайс не только «либерал-рыночник», он еще и «советский человек», причем в хорошем смысле этого слова. А потому цели у него красивые, «правильные»: «светлое будущее» для всех (из тех, кто доживет, конечно, а срок соответствующего дожития в такой ситуации никогда не обсуждается). Так что в данном случае «потери среди мирного населения», даже исповедуя гуманизм, еще как-то, наверное, можно объяснить, понять. Хотя и непросто.
А вот что скажет, например, Сорос с его «невидимой рукой рынка» в развивающихся странах? Мол, я действую в рамках закона, капитал, отходя в мир иной, отправлю на благотворительность, а то, что по ходу моих инвестиций — Сорос, как известно, большой мастер «игры на понижение» — миллионы людей разорились, пошли на паперть, покончили с собой — ну, это же просто «рынок»… Думаю, что примерно так он и скажет. И будет самым настоящим нормальным человеком — хищным, себялюбивым и тщеславным.
Единственное отличие Сороса от остальных сапиенсов в том, что он, действительно, существенно разумнее — хитрее, системнее, прозорливее — большинства прочих. Как, впрочем, и те 62 мультимиллиардера, в отличии от 3,5 миллиарда бедняков из развивающихся стран. Только, боюсь, Канеман и тут тоже прав: даже этой «могучей кучке» может не хватить ума понять, к чему в конечном счете приведет вся эта лживая игра в либерализм, страдающий очевидной генетической патологией.
Либералы очень любят эту цитату Линкольна: мол, можно обманывать часть народа все время или весь народ некоторое время, но нельзя все время обманывать весь народ. Знаете, ключевое слово в этом блистательном, на мой взгляд, высказывании — «весь». Всем нам, а я, в каком-то смысле, наверное, тоже либерал, пора заканчивать с самообманом.
Восторженные гуманисты — это замечательно, а свободный рынок — это вообще очень круто. Но ко всему этому бурлеску прилагается еще одна маленькая, но весьма существенная деталька — реальный человек. Причем не из философских книжек о «Человеке», а такой как есть, фактический — с его психологией, возможностями, ограничениями, желаниями, с его способами реагирования, с форматами его научения, наконец.
Хорош он или плох — не важно, потому что другого у нас нет.
***
Никогда еще мир не был так сложен, а человек, благодаря науке, так понятен. И потому весь наш либерализм нуждается сейчас в системной и научно обоснованной гуманитарной экспертизе — «переоценке всех ценностей». Но хватит ли у нас смелости выглядеть в собственных глазах не столь «прекрасными», как нам бы того хотелось?