«... Индейцы-алгон-кины под именем Маниту почитают надмирную Силу. Представления о ней мы встречаем и у жителей Малайи. Эта Сила носит определённо сверхъестественный характер. Её называют Мана. У папуасов, по свидетельству Миклухи-Маклая, эта таинственная стихия именуется Оним.
По воззрениям австралийских аборигенов, существует некая "Ван-гарр — вечная, неопределённая, безликая сила, которая проявила себя во дни создания и продолжает оказывать плодотворное влияние на жизнь по сей день...". У африканских народов мы также находим понятие о Мане. У обитателей Западного Судана её имя — Ньяма, у пигмеев — Мегбе, у зулусов — Умойя, у угандийцев — Жок, у северных конголезцев — Элима... Весьма интересно и глубоко по смыслу представление о Высшем Начале у североамериканских индейцев. "Религиозная вера дакотов, — пишет один исследователь, — не в божествах как таковых, она — в таинственном, непознаваемом Нечто, которого они суть воплощения... Каждый будет поклоняться одним божествам и пренебрегать другими, но величайшим объектом поклонения является Таку Вакан, который сверхъестественен и таинственен. Ни один термин не может выразить полного смысла дакотского слова Вакан. Оно охватывает полноту Тайны, скрытую власть и божественность. Эта сила, которая у ирокезов называется Оренда, у юленгоров — Вангарр, пронизывает собой всю природу. Она объединяет в духовном единстве людей, животных, растения, камни. Она тождественна с идеей Маны у полинезийцев. Сила эта распределяется в мире неравномерно, люди могут обладать ей в большей или меньшей степени. Тот человек, которого сопровождает удача,
который отличается ловкостью и красотой, — тот имеет "много Маны". Она может передаваться к другому, человек может стать причастен к ней посредством прикосновения и посвящения"».