Сергей Гуриев: Деньги кончатся через 2-3 года, меньше денег — больше репрессий
Nov 14th 2014, 23:03
Бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, уехавший из России по политическим причинам после давления на экспертов по «третьему «делу ЮКОСа»,
ответил на вопросы участников совместного проекта Question и издания Slon по поводу текущей экономической ситуации в России.
Гуриев рассказал, что резкое снижение курса рубля и отказ ЦБ в ручном режиме влиять на него — далеко не так катастрофично для экономики России, хотя и может спровоцировать немного дополнительной инфляции из-за временной паники на рынке. Что куда более серьезно — полное исчерпание Резервного фонда.
По оптимистичным прогнозам, считает экономист, Россия войдет в трудные времена в ближайшие два-три года.
Это неизбежно случится потому, что в принятом бюджете заложены уже совсем далекие от реальности переменные (37 рублей за доллар и $100 за баррель нефти). Необходимость корректировать экономику с учетом сегодняшнего дня заставит истратить Резервный фонд, а затем и понижать чьи-то доходы — то есть
экономить на бюджете. А уж на чем именно решит сэкономить правительство — на огромном оборонном бюджете или на бюджете по образованию, сэкономить на пенсиях или зарплатах — предстоит решать ему.
Экономист особо отмечает, что с таким выбором российской экономике придется столкнуться при условии статус-кво. Но нельзя исключать и пессимистичный сценарий: геополитические риски, новые санкции, макроэкономические потрясения могут ускорить приход рецессии в Россию. Риск обрушить статус-кво одновременно означает еще и то, что
правительство будет вести себя нерешительно при проведении реформ, чтобы не повышать градус социальной напряженности, и без того растущий на фоне обесценивания денег, предположил профессор Гуриев.
Гуриев рассказал, что особые надежды в этих условиях правительство и Кремль возлагают на
Китай. У Китая есть $4 трлн резервов и именно из них, скорее всего, Россия будет просить средства для покрытия внешнего долга в $300 млрд. (отсюда нужно вычесть долг России перед офшорными компаниями, сумму которого мы не знаем, уточнил экономист). Общая сумма долга на самом деле очень низкая, и правительство вполне могло бы занять эту сумму в МВФ, однако этому препятствует принятый сейчас режим санкций, и, по Гуриеву, «неочевидно», что его отменят в ближайшее время.
Сергей Гуриев также нарисовал прямую зависимость между дефицитом денег в экономике и
ростом политических репрессий.
«Через два года будет больше репрессий. Денег меньше — репрессий больше. Цель в том, чтобы народ поддерживал власть и при снижении доходов. Пропаганда и цензура должны дойти до такого уровня, чтобы люди понимали, что без этой власти было бы гораздо хуже. То есть нужно рассказать о том, как плохо жить на Украине, и, вполне возможно, что надо предпринять еще какие-то неожиданные действия в области внешней политики», — не исключил Гуриев.
Репрессии будут направлены как против будущих лидеров уличных протестов, так и
против независимых медиа. На вопрос о том, что делать с альтернативным источником информации — курсом доллара в обменнике — Гуриев ответил, что есть два варианта: закрыть обменник, либо усилить госпропаганду.
«Либо обменный пункт будет закрыт, курс рубля будет регулироваться, либо обменный пункт будет открыт, курс рубля будет плавающим, но будут специальные пропагандистские усилия, которые будут рассказывать, что рубль падает, но в других странах все падает еще больше. А главное, что если сменить власть, то все упадет совсем», — цитирует ответ экономиста Slon.
Гуриев
отказался отвечать на следующие вопросы пользователей: кто именно сейчас определяет экономическую политику России, каким мог бы быть сценарий выхода России из кризиса, насколько масштабным будет нынешний кризис по сравнению с 1998-м, 2008-м и 1991-м годами и, наконец, хватит ли у страны средств на финансирование Кадырова в условиях дефицита денег.