С начала года цены на иномарки выросли в среднем на 10%. По оценке аналитического агентства “Автостат”, в самое ближайшее время цены продолжат расти и уже к марту-апрелю увеличатся на 30-40%. Сейчас ряд иностранных автопроизводителей привязали свои российские цены к доллару либо евро – с ростом курса валют такие иномарки дорожают автоматически, но объем продаж по ним невелик. По словам директора агентства “Автостат” Сергея Целикова, в сегменте новых иномарок сейчас достаточно активно продаются лишь те автомобили, стоимость которых зафиксирована в рублях по курсу 2008 года. Автопроизводители допускают, что для того чтобы стимулировать спрос, придется пойти на непредвиденные скидки уже в середине года.
По данным “Автостата”, средневзвешенная цена одной новой иномарки, реализованной на российском рынке в 2008 году, составила 654,2 тыс. руб. (26 445 USD). Рост стоимости в рублях относительно 2007 года зафиксирован на уровне 4,4%, а в долларах – 7,9%. В 2009 году аналитики ожидают значительного (на 50-100%) роста средней цены, выраженной в рублях, но при этом ее долларовый эквивалент снизится до уровня 2004-2005 годов (21-22 тыс. USD). Этот процесс будет происходить в том числе за счет изменения структуры рынка в пользу более дешевых иномарок с одновременным снижением общей емкости авторынка как в натуральном, так и в денежном выражении.
Еженедельный рост цен привел к существенному затовариванию складов у дилеров по всей России. Учитывая прогнозы по дальнейшему росту цен, ряд аналитиков склонны считать, что дилерам придется пойти на масштабные спецакции по снижению цен уже в середине года (весной-летом), тогда как обычно распродажи происходили в конце года. Таким образом, если предположить, что автозаводы пойдут на скидки в 5-15% (в зависимости от стоимости доллара и евро), получится, что летом иномарки в рублях будут стоить примерно столько же, сколько они стоили в конце прошлого года.
Автопроизводители, хотя прямо и не озвучивают возможность такого развития ситуации, склонны согласиться, что, если спрос продолжит падать, придется пересматривать либо ценовую политику, либо производственные планы.
“В целом делать какие-то прогнозы в нынешних условиях очень сложно – никто из специалистов не может предсказать, когда будет пройдено так называемое “дно” кризиса, – комментируют ситуацию в представительстве Nissan. – Поэтому все очень внимательно следят за развитием ситуации на рынке и за собственными запасами автомобилей. Если ситуация с продажами усугубится, возможно, будет необходимо предпринимать какие-либо меры. Их характер и масштабы будут зависеть от ситуации на рынке, которая постоянно меняется”.
Дилеры в свою очередь в одиночку распродавать накопившиеся склады не собираются и рассчитывают на помощь автопроизводителей, на которых, собственно, и лежит ответственность по планированию объемов продаж в течение года. Столичные дилеры острых проблем со сбытом сейчас не испытывают, однако предполагают, что, возможно, чуть позже все-таки придется идти на уступки потребителю.
“Мы думаем, что к лету ситуация выровняется, так как с начала года мы, как и все дилеры, пересмотрели свои планы продаж и скорректировали заказы у производителей”, – комментируют ситуацию в компании “Автомир”. “По всем маркам продажи у нас сейчас выше, чем в тот же период прошлого года. Сильного январского спада продаж не наблюдалось и у коллег по столичному рынку”, – подтверждает финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Мосеев.
По мнению О. Мосеева, глобальной проблемы затоваривания столичные продавцы в ближайшие месяцы все-таки смогут избежать. Однако как будет развиваться рынок уже в мае-июне, на сегодня предсказать не может никто. Собственно, по этой причине немецкие автопроизводители уже перешли на поквартальное планирование, а японские концерны заканчивают финансовый год в марте и следующий планируют исходя из сегодняшних реалий. “Скорее всего, во втором квартале уровень продаж снизится на 50% по отношению к 2008 году. Именно такую цифру мы брали за ориентир, верстая планы продаж”, – констатирует эксперт.
Между тем дилеры вполне отдают себе отчет, что эти планы могут остаться невостребованными. Поскольку полностью адаптироваться под текущее состояние спроса автопроизводители вряд ли смогут: производство планируется линейно, а откорректировать производственные планы оперативно бывает очень сложно, не исключено, что в течение года автопроизводители будут проводить специальные акции на весь модельный ряд или на отдельные модели, спрос на которые окажется ниже ожидаемого. Если же автопроизводители все же не пойдут на централизованные скидки, это придется делать самим автопродавцам, заинтересованным хоть в каких-то показателях.
“Теоретически мы допускаем возможность предоставления дополнительных скидок – в том случае, если на демпинг пойдут основные конкуренты, – подводит итог О. Мосеев. – Но это мера вынужденная. Работать себе в убыток нерационально. На дополнительные скидки дилеры пойдут только в том случае, если вопросом выживания бизнеса станет денежный поток. В этом случае дилерские компании вынуждены будут работать в убыток, распродавая склады. Считаю, что тезисом 2009 года станет мысль, что лучше продать меньше, но с прибылью”.