Cold~Silver
Пользователь
Итак, начнем. Должно сказать, удивителен тот факт, что подобной темы я не заметила. О многих группах, как о качественных, так и о беспонтовых, о старых и новых сказано уже многое, а об этих двух еще ни слова. Давно пора было исправить это недоразумение.
Изначально может показаться, что, создавая такую тему, я совершаю огромную ошибку. Ведь группы NAUTILUS POMPILIUS и Ю-ПИТЕР по большому счету ничего не связывает, кроме разве что Вячеслава Бутусова (лидера группы как в первом так и во втором случае) да еще и материала, представлявшего собой в одном варианте чистый и свежий исходник, и источник для переосмысленных каверов - во втором.
Все, что имеет место быть сейчас, происходит по причинам, заложенным еще давно. Так что, как мне кажется, целесообразней идти с самого начала, с образования и существования NAUTILUS POMPILIUS к ее распаду, и образованию Ю-ПИТЕРА. Мне думается, так легче разобраться, почему все происходит так, как происходит. Ко всему прочему гораздо проще выяснить, творчество какой из групп более интересно, и какие факторы повлияли на выбор.
Что ж, вопросов несколько: когда вы первый раз услышали творчество этих групп, первые ваши впечатления, что вас впечатлило, что не понравилось, какая из групп нравится вам больше, ну, и в принципе, все что вы посчитаете нужным сказать. Все это будет очень любопытно узнать.
Так как я в начале распиналась о временных рамках, о том, что из чего следует, будет резонно выложить биографии групп.
Группа NAUTILUS POMPILIUS образовалась а в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким, тогда они еще были простыми студентами Свердловского архитектурного института. В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на пленку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» «Переезд» 1983 года, созданный под заметным влиянием творчества «Led Zeppelin».
Второй альбом группы, «Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп. Как признавался сам Бутусов, тогда они играли откровенный мэйн-стрим. Правда, позже произошло обособление и отстранение Наутилуса от подобных себе групп, что дало начало новому неповторимому стилю, эдакому миксу, который определить не могли и не могут до сих пор даже сами музыканты.
Всесоюзную известность «Наутилус» получил только после выхода альбома «Разлука» в 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется NAUTILUS POMPILIUS 80-х — псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока, наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино».
Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на декабрьской «Рок-Панораме» в Москве, после чего в стране началась «NAUTILUSомания».
Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой), ну и разумеется, харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова.
Пик популярности NAUTILUS POMPILIUS пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу после участия в съемках финского фильма о советском роке «Серп и гитара». В том же году группа выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе и «Я хочу быть с тобой».
Однако, увы и ах, не все было так заоблачно хорошо и просто, как казалось. Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава. *
Пиком кризиса стал уход из «Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. В ноябре 1988 года, когда стало абсолютно очевидно, что NAUTILUS POMPILIUS и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это был первый шаг к той тончайшей грани, неосторожный шаг по которой увенчал окончательный и бесповоротный конец «Наутилуса».
В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом «Человек без имени», где также отметились гитарист «Телевизора» Александр Беляев и барабанщик «ДДТ» Игорь Доценко. Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву между Бутусовым и Умецким. (Стоит заметить, что этот многострадальный альбом был выпущен только спустя шесть лет.) Это был еще один этап, неумолимо приближавший конец.
В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее отказался — из идейных соображений. Немудрено считать недопустимым получение премии от организации, которая в свое время доставляла рок-музыкантам очень много неприятностей. Бутусов на вручение не пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских детских домов. Умецкий же явился на вручение и премию получил.
В конце 1989 года Бутусов окончательно перебрался в Ленинград и набрал новый состав группы. Упор был сделан на жесткий гитарный звук, в отличие от клавишно-саксофонного звучания прошлых лет. Вместе со стилем группы изменилась и тематика песен — социальность ушла в прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять философским, эзотерическим, религиозным вопросам. Публика, привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась скептически, и первые концерты группы в новом составе оказались провальными. Однако выпустив альбомы «Наугад» и «Чужая земля» в 1990 и 1992 годах соответственно, Бутусов доказал творческую состоятельность нового NAUTILUS POMPILIUS. А песни «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки» смогли стать хитами уровня «Я хочу быть с тобой» и «Скованных одной цепью».
1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома «Отчёт 1983—1993», ставшим первым отечественным трибьютом.
Но история имеет свойство ходить по кругу, и в том же году внутри группы опять начались разногласия. В результате NAUTILUS POMPILIUS покинули гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев. По этой причине к записи следующего альбома ’94 года «Титаник» (демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов «Аквариума» и получила название «Титаник на Фонтанке») был привлечен Вадим Самойлов из «Агаты Кристи», разумеется, в качестве гитариста. В 1994 году ему пришлось нелегко: он принимал участие и в концертных выступлениях «Наутилуса», совмещая работу в двух группах. «Титаник» считается самым коммерчески успешным альбомом нового NAUTILUS POMPILIUS, чему во многом способствовала его массовая раскрутка на радио и пафосная презентация в ГЦКЗ «Россия» в июне 1994 года.
Тогда же в творчестве NAUTILUS POMPILIUS наметился творческий спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме «Крылья» (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и колкости в адрес Бутусова. Собственно говоря, журналистам только дай повод. Несмотря на мучительный процесс создания альбома, в песнях совершенно не ощущается тот титанический труд, брошенный на то, чтобы заставить себя придумать что-нибудь стоящее. И если уж говорить открыто, то на мой взгляд «Крылья» один из самых удачных альбомов NAUTILUS POMPILIUS.
В 1996 году музыканты «Наутилуса» решили поэкспериментировать с акустикой, результатом чего стало несколько концертов, прежде всего интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить многие старые песни группы и дала им новую жизнь.
Последними альбомами группы стали «Яблокитай», записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова, и «Атлантида» — сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы. Тогда же Бутусов пришел к выводу, что «Наутилус» себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу окончательно. После концерта в ГКЦЗ «Россия» 5 июня 1997 года, получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного тура по стране группа прекратила свое существование.
Хоть разовые воссоединения NAUTILUS POMPILIUS и происходили (в 2003 году на фестивале «Старый Новый Рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии-2004»), это был окончательный разрыв. Группе заменить батарейки так и не удалось.
* оцените разброс:
Вокал
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Настя Полева 1983
Бэк-вокал
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий — альбом «Невидимка»
Музыка
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 годы, автор и соавтор музыки к нескольким песням)
Бас-гитара
Дмитрий Умецкий (c 1982 по 1988 год)
Виктор Алавацкий (с 02.1988 по 11.1988 год)
Гога Копылов /н.и Игорь (с 1990 по 1997 год)
Альберт Потапкин альбом «Титаник»
Электрическая и акустическая гитара
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Андрей Саднов (c 1982 по 1983 год)
Егор Белкин (в 1988 году, с 1990 по 1993 год)
Александр Беляев (с 1989 по 1993 год)
Вадим Самойлов (в 1994 году)
Николай Петров (с 1994 по 1997 год)
Клавишные
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Виктор Комаров - "Пифа" (с 1985 по 11.1988 год)
Алексей Хоменко (с 1987 по 1988 год)
Вадим Самойлов альбом «Титаник»
Билл Нельсон альбом «Яблокитай»
Вячеслав Бутусов альбом «Яблокитай»
Духовые
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год, саксофон)
Олег Сакмаров (с 1990 по 1991 год; флейта)
Ударные
Игорь Гончаров (в 1982 году)
Александр Зарубин (в 1983 году)
Альберт Потапкин (с 1986 по 05.1987, с 1991 по 1997)
Владимир Назимов «Зема» (с 09.1987 по 11.1988 год)
Игорь Джавад-заде "Джавад" (с 1990 по 1991 год)
Виолончель
Пётр Акимов (в 1990 году)
Промежуточная стадия:
В 1997 году, когда затонул NAUTILUS POMPILIUS, Бутусов явно стремился начать всё с чистого листа. Имея за плечами полтора десятка альбомов и сборников(включавших в основном его материал), сотни концертов и по полной вкусив плодов популярности, устав от вечных ссор и споров внутри группы, Вячеслав Юрьевич отправился в свободное плавание.
До конца десятилетия Слава давал нечастые концерты: с то одной гитарой, то дуэтом с легендарным Юрием Ильченко, то в сопровождении масштабного шоу при участии минской группы ПЛАТО, театра "Лицедеи", детского хора и балетной труппы. Помимо того, он записал альбом с экс-гитаристом КИНО Юpием Каспаpяном, а в начале 2000 принял участие в проекте ТЕРРАРИУМ. Сингл, по совместительству саунд-трэк к кинофильму Брат, "Гибралтар-Лабрадор" из этого альбома неожиданно стал крупным хитом. В том же году началось сотрудничество Бутусова с группой DEADУШКИ, которое вылилось в альбом "Элизабарра-Торр", вышедший в 2001 году.
В 2001 Бутусов провёл акустическое турне "Тихие игры"; оно завершилось в июне, после чего музыкант приступил к реализации давно задуманного плана: вернуться на сцену с новым электрическим составом.
Ю-ПИТЕР был организован в октябре 2001. Костяк группы составили хорошо и давно знакомые Бутусову музыканты: гитарист Юрий Каспарян (для тех, кто в танке с 1984 по 1990 был участником группы КИНО), мультиинструменталист Олег Сакмаров, закончивший питерскую Консерваторию(дебютировал в группе КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА, позже играл на клавишных и духовых в ВЫХОДЕ, АКВАРИУМЕ, БГ-БЭНДЕ, NAUTILUS POMPILIUS). Сам Бутусов по старой памяти взялся за бас, а для поисков барабанщика был объявлен кастинг.
В конце концов, последнюю вакансию в новой группе занял Евгений Кулаков (сотрудничал с ПОЙМАННЫМИ МУРАВЬЕДАМИ и 1.5 КГ ОТЛИЧНОГО ПЮРЕ!). Воистину, состав собрался звездный. (Однако, как и в 2001, так и сейчас за названием Ю-Питер упорно бегает приставка «Вячеслав Бутусов и». Хоть все это и увеличивает популярность группы (подобная приставка – своеобразный ориентир, чтобы люди понимали, кто такие Ю-ПИТЕР, что они делают, и чем, собственно говоря, они могут привлечь публику), самого же музыканта не совсем устраивает подобный расклад. Во всяком случае продюсеров это мало волнует.)
В этом составе той же осенью Ю-ПИТЕР записал свой дебютный сингл "Ударная любовь", а в январе 2002 отыграл свой первый концерт. В программу вошли как проверенный временем материал NAUTILUS POMPILIUS(точнее сказать, каверы материала NAUTILUS POMPILIUS), так и более свежие хиты из программ "Овалы"(сольник Бутусова) и "Бибигония", а также песни, растиражированные, благодаря появлению в саундтреках культовых лент "Брат", "Брат 2" и т.п.
Убедившись в том, что его рецепт работает, Ю-ПИТЕР отправился на гастроли по стране, неизменно собирая полные залы, и без труда вернул имя и песни Бутусова в плэй-листы радиостанций и на страницы музыкальной прессы. Хотя более взыскательная часть слушателей весьма скептически восприняла толком не успевшую сыграться группу и, в особенности, подзабывшего свои басовые партии Славу. В июне 2002 Ю-ПИТЕР с триумфом выступил на фестивале "Окна Открой" в питерском ЦПКиО.
В 2003 свет увидел первый альбом группы "Имя рек", выпущенный компанией WWW Records. Он включал одиннадцать новых песен Бутусова, которые вскоре стали основой концертных программ Ю-ПИТЕРА. Следующим летом группа повторила успех на третьих "Окнах", однако, к этому времени на орбите Ю-ПИТЕРА осталось всего три человека. Олег Сакмаров, устав от вечной роли аккомпаниатора при звёздах, задумал реализовать копившийся у него много лет материал и расстался с группой, а впоследствии сотрудничал с проектом своего сына Ильи Сакмарова ELECTRONIC WOOD, выступал соло, а потом перебрался в Москву и собрал там группу САК-МАР.
Очередным крупным успехом Ю-ПИТЕРА стала "Песня идущего домой", сочинить которую Бутусову помог молодой композитор и аранжировщик Евгений Курицын. Он же стал саунд-продюсером альбома "Биографика", записанного на его домашней студии "La Track" в июне-августе 2004. Помимо новых песен Славы, альбом включал номера "Птица-каратель" (на музыку Сергея Курёхина) и "Из реки" (музыка Каспаряна), а в качестве гостя в альбоме появился гитарист Михаил Калягин. Альбом сопровождал клип на песню "Девушка по городу": его режиссёр Дмитрий Киселёв ранее занимался монтажём (в частности, на ленте "Ночной Дозор") и снимал рекламные ролики.
В нынешнем же составе группы все-таки четыре музыканта, в группу пришел бас-гитарист Сергей Вырвич, известный по игре в группе Billy’s Band. Сергея в группу "привел" Евгений. Для музыкантов "Ю-Питера" приход четвертого члена коллектива - своебразный эксперимент, так как за 5 лет своего существования группа сложилась как цельный творческий коллектив единомышленников. Появление нового музыканта обсуждалось в группе в течение нескольких месяцев. Долгое время Георгий не мог даже вспомнить, как зовут басиста, и помнил только партийную кличку "Бася"
Ещё одной новацией в программе Ю-ПИТЕРА стало включение в неё большого количества песен КИНО (прежде всего, тех, в сочинении или записи которых участвовал Каспарян). Возможно даже, что в ближайшие годы Ю-ПИТЕР сможет записать свои версии этих песен.
Изначально может показаться, что, создавая такую тему, я совершаю огромную ошибку. Ведь группы NAUTILUS POMPILIUS и Ю-ПИТЕР по большому счету ничего не связывает, кроме разве что Вячеслава Бутусова (лидера группы как в первом так и во втором случае) да еще и материала, представлявшего собой в одном варианте чистый и свежий исходник, и источник для переосмысленных каверов - во втором.
Все, что имеет место быть сейчас, происходит по причинам, заложенным еще давно. Так что, как мне кажется, целесообразней идти с самого начала, с образования и существования NAUTILUS POMPILIUS к ее распаду, и образованию Ю-ПИТЕРА. Мне думается, так легче разобраться, почему все происходит так, как происходит. Ко всему прочему гораздо проще выяснить, творчество какой из групп более интересно, и какие факторы повлияли на выбор.
Что ж, вопросов несколько: когда вы первый раз услышали творчество этих групп, первые ваши впечатления, что вас впечатлило, что не понравилось, какая из групп нравится вам больше, ну, и в принципе, все что вы посчитаете нужным сказать. Все это будет очень любопытно узнать.
Так как я в начале распиналась о временных рамках, о том, что из чего следует, будет резонно выложить биографии групп.
Группа NAUTILUS POMPILIUS образовалась а в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким, тогда они еще были простыми студентами Свердловского архитектурного института. В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на пленку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» «Переезд» 1983 года, созданный под заметным влиянием творчества «Led Zeppelin».
Второй альбом группы, «Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп. Как признавался сам Бутусов, тогда они играли откровенный мэйн-стрим. Правда, позже произошло обособление и отстранение Наутилуса от подобных себе групп, что дало начало новому неповторимому стилю, эдакому миксу, который определить не могли и не могут до сих пор даже сами музыканты.
Всесоюзную известность «Наутилус» получил только после выхода альбома «Разлука» в 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется NAUTILUS POMPILIUS 80-х — псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока, наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино».
Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на декабрьской «Рок-Панораме» в Москве, после чего в стране началась «NAUTILUSомания».
Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой), ну и разумеется, харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова.
Пик популярности NAUTILUS POMPILIUS пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу после участия в съемках финского фильма о советском роке «Серп и гитара». В том же году группа выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе и «Я хочу быть с тобой».
Однако, увы и ах, не все было так заоблачно хорошо и просто, как казалось. Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава. *
Пиком кризиса стал уход из «Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. В ноябре 1988 года, когда стало абсолютно очевидно, что NAUTILUS POMPILIUS и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это был первый шаг к той тончайшей грани, неосторожный шаг по которой увенчал окончательный и бесповоротный конец «Наутилуса».
В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом «Человек без имени», где также отметились гитарист «Телевизора» Александр Беляев и барабанщик «ДДТ» Игорь Доценко. Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву между Бутусовым и Умецким. (Стоит заметить, что этот многострадальный альбом был выпущен только спустя шесть лет.) Это был еще один этап, неумолимо приближавший конец.
В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее отказался — из идейных соображений. Немудрено считать недопустимым получение премии от организации, которая в свое время доставляла рок-музыкантам очень много неприятностей. Бутусов на вручение не пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских детских домов. Умецкий же явился на вручение и премию получил.
В конце 1989 года Бутусов окончательно перебрался в Ленинград и набрал новый состав группы. Упор был сделан на жесткий гитарный звук, в отличие от клавишно-саксофонного звучания прошлых лет. Вместе со стилем группы изменилась и тематика песен — социальность ушла в прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять философским, эзотерическим, религиозным вопросам. Публика, привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась скептически, и первые концерты группы в новом составе оказались провальными. Однако выпустив альбомы «Наугад» и «Чужая земля» в 1990 и 1992 годах соответственно, Бутусов доказал творческую состоятельность нового NAUTILUS POMPILIUS. А песни «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки» смогли стать хитами уровня «Я хочу быть с тобой» и «Скованных одной цепью».
1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома «Отчёт 1983—1993», ставшим первым отечественным трибьютом.
Но история имеет свойство ходить по кругу, и в том же году внутри группы опять начались разногласия. В результате NAUTILUS POMPILIUS покинули гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев. По этой причине к записи следующего альбома ’94 года «Титаник» (демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов «Аквариума» и получила название «Титаник на Фонтанке») был привлечен Вадим Самойлов из «Агаты Кристи», разумеется, в качестве гитариста. В 1994 году ему пришлось нелегко: он принимал участие и в концертных выступлениях «Наутилуса», совмещая работу в двух группах. «Титаник» считается самым коммерчески успешным альбомом нового NAUTILUS POMPILIUS, чему во многом способствовала его массовая раскрутка на радио и пафосная презентация в ГЦКЗ «Россия» в июне 1994 года.
Тогда же в творчестве NAUTILUS POMPILIUS наметился творческий спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме «Крылья» (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и колкости в адрес Бутусова. Собственно говоря, журналистам только дай повод. Несмотря на мучительный процесс создания альбома, в песнях совершенно не ощущается тот титанический труд, брошенный на то, чтобы заставить себя придумать что-нибудь стоящее. И если уж говорить открыто, то на мой взгляд «Крылья» один из самых удачных альбомов NAUTILUS POMPILIUS.
В 1996 году музыканты «Наутилуса» решили поэкспериментировать с акустикой, результатом чего стало несколько концертов, прежде всего интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить многие старые песни группы и дала им новую жизнь.
Последними альбомами группы стали «Яблокитай», записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова, и «Атлантида» — сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы. Тогда же Бутусов пришел к выводу, что «Наутилус» себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу окончательно. После концерта в ГКЦЗ «Россия» 5 июня 1997 года, получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного тура по стране группа прекратила свое существование.
Хоть разовые воссоединения NAUTILUS POMPILIUS и происходили (в 2003 году на фестивале «Старый Новый Рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии-2004»), это был окончательный разрыв. Группе заменить батарейки так и не удалось.
* оцените разброс:
Вокал
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Настя Полева 1983
Бэк-вокал
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий — альбом «Невидимка»
Музыка
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Дмитрий Умецкий (с 1982 по 1989 годы, автор и соавтор музыки к нескольким песням)
Бас-гитара
Дмитрий Умецкий (c 1982 по 1988 год)
Виктор Алавацкий (с 02.1988 по 11.1988 год)
Гога Копылов /н.и Игорь (с 1990 по 1997 год)
Альберт Потапкин альбом «Титаник»
Электрическая и акустическая гитара
Вячеслав Бутусов (c 1982 по 1997 год)
Андрей Саднов (c 1982 по 1983 год)
Егор Белкин (в 1988 году, с 1990 по 1993 год)
Александр Беляев (с 1989 по 1993 год)
Вадим Самойлов (в 1994 году)
Николай Петров (с 1994 по 1997 год)
Клавишные
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год)
Виктор Комаров - "Пифа" (с 1985 по 11.1988 год)
Алексей Хоменко (с 1987 по 1988 год)
Вадим Самойлов альбом «Титаник»
Билл Нельсон альбом «Яблокитай»
Вячеслав Бутусов альбом «Яблокитай»
Духовые
Алексей Могилевский (с 06.1986 по 11.1988 год, с 1994 по 1997 год, саксофон)
Олег Сакмаров (с 1990 по 1991 год; флейта)
Ударные
Игорь Гончаров (в 1982 году)
Александр Зарубин (в 1983 году)
Альберт Потапкин (с 1986 по 05.1987, с 1991 по 1997)
Владимир Назимов «Зема» (с 09.1987 по 11.1988 год)
Игорь Джавад-заде "Джавад" (с 1990 по 1991 год)
Виолончель
Пётр Акимов (в 1990 году)
Промежуточная стадия:
В 1997 году, когда затонул NAUTILUS POMPILIUS, Бутусов явно стремился начать всё с чистого листа. Имея за плечами полтора десятка альбомов и сборников(включавших в основном его материал), сотни концертов и по полной вкусив плодов популярности, устав от вечных ссор и споров внутри группы, Вячеслав Юрьевич отправился в свободное плавание.
До конца десятилетия Слава давал нечастые концерты: с то одной гитарой, то дуэтом с легендарным Юрием Ильченко, то в сопровождении масштабного шоу при участии минской группы ПЛАТО, театра "Лицедеи", детского хора и балетной труппы. Помимо того, он записал альбом с экс-гитаристом КИНО Юpием Каспаpяном, а в начале 2000 принял участие в проекте ТЕРРАРИУМ. Сингл, по совместительству саунд-трэк к кинофильму Брат, "Гибралтар-Лабрадор" из этого альбома неожиданно стал крупным хитом. В том же году началось сотрудничество Бутусова с группой DEADУШКИ, которое вылилось в альбом "Элизабарра-Торр", вышедший в 2001 году.
В 2001 Бутусов провёл акустическое турне "Тихие игры"; оно завершилось в июне, после чего музыкант приступил к реализации давно задуманного плана: вернуться на сцену с новым электрическим составом.
Ю-ПИТЕР был организован в октябре 2001. Костяк группы составили хорошо и давно знакомые Бутусову музыканты: гитарист Юрий Каспарян (для тех, кто в танке с 1984 по 1990 был участником группы КИНО), мультиинструменталист Олег Сакмаров, закончивший питерскую Консерваторию(дебютировал в группе КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА, позже играл на клавишных и духовых в ВЫХОДЕ, АКВАРИУМЕ, БГ-БЭНДЕ, NAUTILUS POMPILIUS). Сам Бутусов по старой памяти взялся за бас, а для поисков барабанщика был объявлен кастинг.
В конце концов, последнюю вакансию в новой группе занял Евгений Кулаков (сотрудничал с ПОЙМАННЫМИ МУРАВЬЕДАМИ и 1.5 КГ ОТЛИЧНОГО ПЮРЕ!). Воистину, состав собрался звездный. (Однако, как и в 2001, так и сейчас за названием Ю-Питер упорно бегает приставка «Вячеслав Бутусов и». Хоть все это и увеличивает популярность группы (подобная приставка – своеобразный ориентир, чтобы люди понимали, кто такие Ю-ПИТЕР, что они делают, и чем, собственно говоря, они могут привлечь публику), самого же музыканта не совсем устраивает подобный расклад. Во всяком случае продюсеров это мало волнует.)
В этом составе той же осенью Ю-ПИТЕР записал свой дебютный сингл "Ударная любовь", а в январе 2002 отыграл свой первый концерт. В программу вошли как проверенный временем материал NAUTILUS POMPILIUS(точнее сказать, каверы материала NAUTILUS POMPILIUS), так и более свежие хиты из программ "Овалы"(сольник Бутусова) и "Бибигония", а также песни, растиражированные, благодаря появлению в саундтреках культовых лент "Брат", "Брат 2" и т.п.
Убедившись в том, что его рецепт работает, Ю-ПИТЕР отправился на гастроли по стране, неизменно собирая полные залы, и без труда вернул имя и песни Бутусова в плэй-листы радиостанций и на страницы музыкальной прессы. Хотя более взыскательная часть слушателей весьма скептически восприняла толком не успевшую сыграться группу и, в особенности, подзабывшего свои басовые партии Славу. В июне 2002 Ю-ПИТЕР с триумфом выступил на фестивале "Окна Открой" в питерском ЦПКиО.
В 2003 свет увидел первый альбом группы "Имя рек", выпущенный компанией WWW Records. Он включал одиннадцать новых песен Бутусова, которые вскоре стали основой концертных программ Ю-ПИТЕРА. Следующим летом группа повторила успех на третьих "Окнах", однако, к этому времени на орбите Ю-ПИТЕРА осталось всего три человека. Олег Сакмаров, устав от вечной роли аккомпаниатора при звёздах, задумал реализовать копившийся у него много лет материал и расстался с группой, а впоследствии сотрудничал с проектом своего сына Ильи Сакмарова ELECTRONIC WOOD, выступал соло, а потом перебрался в Москву и собрал там группу САК-МАР.
Очередным крупным успехом Ю-ПИТЕРА стала "Песня идущего домой", сочинить которую Бутусову помог молодой композитор и аранжировщик Евгений Курицын. Он же стал саунд-продюсером альбома "Биографика", записанного на его домашней студии "La Track" в июне-августе 2004. Помимо новых песен Славы, альбом включал номера "Птица-каратель" (на музыку Сергея Курёхина) и "Из реки" (музыка Каспаряна), а в качестве гостя в альбоме появился гитарист Михаил Калягин. Альбом сопровождал клип на песню "Девушка по городу": его режиссёр Дмитрий Киселёв ранее занимался монтажём (в частности, на ленте "Ночной Дозор") и снимал рекламные ролики.
В нынешнем же составе группы все-таки четыре музыканта, в группу пришел бас-гитарист Сергей Вырвич, известный по игре в группе Billy’s Band. Сергея в группу "привел" Евгений. Для музыкантов "Ю-Питера" приход четвертого члена коллектива - своебразный эксперимент, так как за 5 лет своего существования группа сложилась как цельный творческий коллектив единомышленников. Появление нового музыканта обсуждалось в группе в течение нескольких месяцев. Долгое время Георгий не мог даже вспомнить, как зовут басиста, и помнил только партийную кличку "Бася"
Ещё одной новацией в программе Ю-ПИТЕРА стало включение в неё большого количества песен КИНО (прежде всего, тех, в сочинении или записи которых участвовал Каспарян). Возможно даже, что в ближайшие годы Ю-ПИТЕР сможет записать свои версии этих песен.