Сегодня Росстат
опубликовал данные по инфляции за последнюю неделю августа. За август она составила в годовом исчислении 3,7%. Это минимальный месячный результат за этот год. Но это существенно больше того, на что рассчитывали наше правительство и Центральный банк.
Мы видим скачок инфляции до двузначных показателей в марте – мае. И затем – ее затухание. Вообще, август – традиционный месяц самой низкой инфляции в году. Прежде всего из-за урожая сельхозкультур и падения цен на плодоовощную продукцию. Часто в августе вообще наблюдается дефляция (падение цен). Так было, например, в августе 2011-го.
Именно на нулевой рост цен в августе рассчитывал Центробанк, когда публиковал свой прогноз на 2014 год (6–6,5%) в июле 2014-го. Он считал, что повышение ключевой процентной ставки с 7,5% до 8% даст импульс для дополнительного торможения инфляции. Но в августе 2014 года этого явно не произошло. Индекс потребительских цен в конце июля – начале августа действительно значительно сократился. Но сразу после введения российским правительством ответного эмбарго на импорт продуктов из Европы и США 3 августа инфляция начала разгоняться.
Опубликовав данные за последнюю неделю августа, Росстат заботливо убрал из удобного доступа недельные данные за август. Иначе было бы слишком легко увидеть, как темп инфляции нарастает из недели в неделю в течение всего месяца.
Осенью стоит ждать заметного ускорения инфляции по сравнению с августом. Минэкономразвития уже повысил прогноз по инфляции этого года до 7–7,5%. Ожидается, что 12 сентября ЦБ опубликует свой новый прогноз. Вероятно, он будет даже выше прогноза МЭР. Потому что с начала года уже накоплена большая инфляция (5,6% за январь – август), и простая арифметика показывает, что даже в том невероятном случае, если инфляция останется на уровне августа (чего не бывало еще никогда), рост цен за год составит 7%. Прогноз МЭРа стоит признать оптимистическим.
Почему инфляция ускоряется?
Многие эксперты списывают ускорение инфляции в 2014 году на падение курса рубля. Это легко. И неверно.
Логически связь между падением рубля и инфляцией выстроить можно. Действительно, слабеющий рубль вызывает рост рублевых цен на импортные товары. Но вся товаропроводящая цепочка имеет множество возможностей сдемпфировать небольшие колебания рубля просто небольшим сокращением торговых наценок.
А стоит ли признать значительным падение рубля на 12% в январе – марте 2014 года? В марте – июне оно уменьшилось до 3–4% к началу года, что практически вывело падение рубля всего лишь на уровень инфляции за этот период.
Наша торговля не замечала значительно более глубокие и долгие падения рубля. В конце 2008 – начале 2009 года рубль упал к доллару более чем в 1,5 раза. Но месячная инфляция все осенне-зимние месяцы 2008 года держалась ниже аналогичного периода 2007 года. В январе – марте 2009 года инфляция была немного выше, чем год назад, но весной-летом она вновь упала значительно ниже прошлогодних показателей. Опыт происходившего всего шесть лет назад показывает отсутствие в действительности прямой связи между ослаблением рубля и инфляцией даже при весьма значительных колебаниях рубля.
Скачок инфляции в 2014 году не стоит списывать на падение рубля. После этого не означает вследствие этого.
Реальные причины инфляции в России носят гораздо более фундаментальный характер. Я бы прежде всего выделил следующие.
- Повышение тарифов естественных монополий для населения. Для промышленности они были в 2014 году заморожены на нулевом уровне, но в последний момент перед принятием бюджета-2014 правительство приняло решение все-таки повысить тарифы для населения.
- Повышение налогов. Прежде всего акцизов на табак и алкоголь, которые прямо увеличивают цену продукции. Но и другие налоги не отстают.
- Рецессия. Пока сохраняется некоторый рост доходов населения, пусть во многом за счет банковского кредитования – это увеличивает спрос на продукцию. А экономический рост «околонуля» сдерживает предложение продукции. Результат – рост цен.
- Монополизация торговых сетей, прежде всего в крупных городах. Монополия продавца, согласно экономический теории, практически всегда ведет к росту цен.
- Эмбарго на импорт продовольствия. Предложение продуктов сократилось, а монополизация торговой сети и российских поставщиков резко усилилась. Конечно, продавцы немедленно воспользовались предоставившейся возможностью.
Главный пострадавший от эмбарго не США и Европа. А наш родной российский потребитель. Последствия этого решения он уже почувствовал на своем кошельке в августе и еще сильнее ощутит осенью.
Последствия роста инфляции
Прежде всего это, конечно, провал реальных доходов населения.
Согласно Росстату, за первое полугодие 2014 года реальные располагаемые денежные доходы населения (РРДДН) упали на 0,2% (к первому полугодию 2013-го). Только снижение инфляции в июле позволило немного выправить ситуацию (до +0,2% за 7 месяцев). Стоит ожидать, что ускорение инфляции осенью может опять опрокинуть реальные доходы населения в красную зону.
Эти цифры – катастрофа российской экономики. Даже в прошлом году, весьма неудачном для экономического роста России, первые 7 месяцев дали рост РРДДН на 4,3%, а сейчас от них осталось всего 0,2%.
Вскоре правительство внесет бюджет на 2015 год в Госдуму. Наверняка мы увидим там опять государственные усилия по росту инфляции: рост тарифов естественных монополий для населения, рост косвенных налогов, прямо увеличивающих цену (налог с продаж, акцизы, в том числе акцизы на бензин). А меры по ускорению экономического роста будут, думаю, даже слабее, чем в прошлом году. Правительство не делает ничего даже в зоне своей ответственности для того, чтобы снизить инфляцию в стране.
Чтобы сдержать инфляцию, Центральный банк на заседании своего совета директоров 12 сентября увеличит ключевую процентную ставку. При этом ЦБ может переписать под копирку свой прошлый релиз: «Инфляция снизилась, но оказалась выше ожиданий». Так как прогноз по инфляции придется повысить на 1,5–2 процентных пункта, то, вероятно, стоит радоваться, если ключевая ставка ЦБ вырастет только на 0,5 п.п. – до 8,5%. Возможен и более резкий ее рост. Конечно, на реальную экономику это подействует угнетающе и никакой перспективы экономического роста в 2015 году не просматривается.
А эффект от усилий ЦБ по сдерживанию инфляции окажется весьма ограниченным, потому что факторы, которые поддерживают ее высокий уровень, в основном немонетарного характера, и воздействовать на нее монетарными методами – это бить мимо цели.
Рост инфляции в стране на фоне рецессии в экономике – это очень плохой признак. Экономическая система устроена так, что если власти хотят ускорить экономический рост, то они ослабляют денежную и фискальную политику, и это ведет к повышению инфляции, неизменного спутника роста. Если власти считают, что инфляция высока, они проводят дестимулирующую политику, инфляция падает, а с ней падает и экономический рост. И тогда власти говорят, что экономика была перегрета. Но ситуация, когда роста нет, а инфляция высока, описывается экономической наукой как «стагфляция». «Стаг» мы уже имеем, теперь дело за «фляцией». Из нее теоретически нет выхода, кроме глубокого экономического кризиса, который затронет всех и каждого.
http://slon.ru/economics/inflyatsiya_v_rossii_opyat_uskoryaetsya-1152135.xhtml