Выборы закончились, время подвести итоги. М. Е. Железнов стал главой города, но
выборы не выиграл. Просто потому, что их не было. По причине отсутствия
конкурентов. Был референдум по вопросу доверия предыдущей деятельности главы на
посту мэра.
Из пришедших 41,7 % избирателей только 62 % сказали, что они доверяют деятельности
главы (кстати, референдум признается состоявшимся, если пришло более половины
избирателей). В цифрах относительно общего количества избирателей в поддержку главы
высказалось 25,8% избирателей (10857 из 41920, включенных в списки).
Большое количество голосов, отданных за технических кандидатов (29%), не проявивших
никакой самостоятельной политической активности, а также испорченные бюллетени (9
%) наряду с самой низкой явкой за последние годы свидетельствуют о протестном
голосовании горожан, о низкой степени одобрения деятельности главы.
Возможно, причиной этого явилась и резкая неадекватная реакция власти на известную
публикацию "Хватит врать". Сам материал был не столько опасен главе, поскольку
содержал, в сущности, оценочные формулировки некоторых сделок администрации, ничего
нового явлено не было.
А вот ответ на эту агитку был явно несоразмерен степени возможных последствий. За
одну неделю до выборов, с целью оправдать политику городской власти выступили
председатель собрания депутатов Абакулов, замначальника КУИ Ерохин (выступивший в
защиту своего формального оппонента), группа кандидатов в депутаты - публикация в
газете, а также телевизионное обращение действующего депутата Заксобрания
Челябинской области Мурашкина.
Все это свидетельствует о непонимании М. Е. Железновым возможности критических
высказываний со стороны ряда лиц, какими бы они ни казались. Глава воспринимает
такую информацию близко к сердцу, искренне полагая, что достигнутые им успехи не
могут быть опровергнуты и подлежат всеобщему одобрению, или, по крайней мере,
большинством голосов.
Прошедшие выборы показали, что действительность в оценке деятельности главы все же
расходится с его представлениями. И довольно существенно.
А может быть людей не удовлетворила программа кандидата? Избирательная кампания
прошла под лозунгом достигнутой стабильности и отчетами о проделанной работе в
стиле "Обещал - сделал!". Что было обещано, а что сделано, уже частично
рассматривалось, поэтому гораздо интереснее было узнать мнение главы о текущем
состоянии дел и его прогнозах на будущее.
Агитация, в основном, была построена на положительных результатах работы
администрации и достигнутых успехах в сферах строительства жилья, ремонта дорог,
увеличения мер социальной поддержки и т. д. и т.п.
Кстати, интересно наблюдать эту особенность у наших административных лиц -
приписывание себе как достижение, нормальное выполнение функций, закрепленных в их
должностных обязанностях.
Перечисленные в разных статьях положительные эффекты развития - это замечательно,
плохо только то, что нет кардинального роста показателей. Увеличение количества
вводимого жилья, рост зарплаты бюджетников, социальные траты обеспечивались
естественным ростом городского бюджета за счет соответствующего повышения размеров
федерального и областного бюджетов.
О серьезных прорывах глава не упоминает, частично оправдываясь недостаточным
наличием энергоресурсов на территории города в предыдущие годы. Но, даже говоря о
задачах на будущее, он не рискует ставить перед собой более существенные цели (а
там, где ставит, делает это с заведомой обреченностью на неуспех).
Например, в разделе "обещал - сделал!" агитационного материала указан такой
положительный фактор: "Ежегодно создается 220-280 рабочих мест". Далее там же, но
ниже под заголовком "сделаем вместе!" указано: "Обеспечим условия для создания не
менее 250 рабочих мест ежегодно". Т. е. закрепляется исходный уровень без
стремления к развитию. Такой вот "общеукрепляющий бег на месте".
Интересно было почитать статью "Экономика и перспективы" с оценками главы о
настоящем и будущем. Тут есть реверанс в сторону укрепления позиций государства в
сфере экономики и создания госкорпорации "Росатом" и оценка демографических
показателей города.
Итак, по мнению главы, как и прежде, самым главным фактором развития города
является наличие ядерного центра. Более того, "наша первостепенная задача -
обеспечить бесперебойное функционирование РФЯЦ-ВНИИТФ и сохранить качественный
уровень жизни его сотрудников".
Таким образом, логика действий главы города остается в пределах родного ему
предприятия. Особенно трогательно смотрится желание сохранить качественный уровень
жизни сотрудников института. А не сотрудников?!
А о бесперебойном функционировании РФЯЦ-ВНИИТФ должно заботиться его руководство -
директор и заместители. Им за это зарплату платят и, когда надо, выволочку
устраивают. У главы города есть другие обязанности, и главная обязанность - забота
о нуждах горожан, всех горожан.
Не может глава города в центр своих интересов ставить институт, даже если это
градообразующее предприятие! Тогда глава будет замыкаться на нем, только на его
потребностях. Он не увидит перспектив роста для города.
Для главы основная цель, в центре всего должен стоять человек и его потребности!
Глава - это исполнитель услуги по управлению городским хозяйством и решению
вопросов местного значения, нанятый населением всего города. Каждый житель города
является заказчиком этой услуги. Перечень услуг прописан в социальном контракте,
именуемом уставом.
В сфере экономики глава также отметил необходимость создания условий для
привлечения новых молодых специалистов. И сам же правильно поставил вопрос о
недостатке рабочих мест для таких специалистов. В числе его предложений создание
опытной площадки по отработке качественно новых промышленных технологий для УрФО и
сотрудничество со структурами Росатома, а также деятельность по продвижению
студенческих научно-исследовательских разработок и создание инновационных
предприятий при вузах.
И вот здесь, по мнению главы, при развитии технологий "нам нужна не пара сотен
новых рабочих мест, а порядка пяти тысяч".
Заявление настолько же смелое, насколько невыполнимое.
Т.е. нет ничего невозможного, но в каких временных рамках и при наличии каких
ресурсов?
Если говорить о сегодняшнем дне, то создание пяти тысяч рабочих мест в ближайшей
перспективе невозможно представить. Реально говорить о создании гораздо меньшего
числа рабочих мест в сфере высокотехнологичных разработок при наличии
соответствующей программы, поступательного развития и действующего механизма
привлечения инновационных менеджеров.
Вот эту программу и следует уже сейчас готовить, принимать и закладывать под нее
соответствующие ресурсы. Причем действовать она начнет не сразу. Кроме того,
созданные технологии нужно еще уметь продать.
В целом статья оставила двоякое впечатление. Пути решения поставленных проблем до
конца не ясны. Кто будет реализовывать программу по созданию новых рабочих мест,
непонятно. Очевидно, что прежняя команда главы, управляющая сейчас городским
хозяйством, неспособна воплотить в жизнь такой амбициозный проект.
Но направление он себе задал верное, формат времени определил как "самое короткое
время", стало быть, не позже, чем через полгода на взор общественности должен
предстать проект, детально разъясняющий, как добиться поставленных задач по
развитию новых предприятий, созданию рабочих мест и привлечению в город молодых
специалистов.
Будем с нетерпением ждать!